Тема 5: Распределительная логистика

Вопрос 18: «Задачи распределительной логистики»

Распределительная (сбытовая) логистика – неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает все цепь системы распределения:

· Маркетинг

· Транспортировку

· Складирование и др.

В процессе решения задач распределительной логистики, необходимо найти ответы на следующие вопросы:

· По какому каналу довезти продукцию до потребителя

· Как упаковать продукцию

· По какому маршруту отправить

· Нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю

· Какой уровень обслуживания обеспечить

Состав задач распределительной логистики на макро и микроуровнях различен

I. На макроуровне:

· Выбор схемы распределения материального потока

· Определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории

· Определение оптимального места расположения распределительных центров

II. На микроуровне:

· Выбор вида упаковки

· Организация отгрузки товара

· Организация послереализационного обслуживания

Вопрос 19: «Функции распределительной логистики, поставщика и закупочной логистики покупателя»

Рассмотрим процесс управления материальным потоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщиком товара, а другое оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управление материальным потоком должно осуществляться методом распределительной логистики. С позиции второго предприятия этот же поток управляется методом закупочной логистики.

Данное противоречие разрешается в контракте купли/продажи, где указывается момент, до которого этот поток управляется поставщиком и используются методы распределительной логистики и после которого поток товаров управляется потребителем и используются методы закупочной логистики.

Международной торговой палатой (МТП) разработана система стандартных базисных условий поставки товара – инкотермы, которой определяет этот момент.

В инкотермах базисные условия сгруппированы в 4 категории различающиеся между собой :

1. Моментом перехода риска потери и повреждения от продавца к покупателю.

2. Моментом до которого расходы по транспортировке несет продавец, а после которого – покупатель.

Рассмотрим базисные условия поставки:

1) E содержит только 1 термин EXW (ex works)

При включении в договор купли/продажи этого условия продавец несет минимальные риски потерь и минимальные издержки по транспортировке, т.к. он предоставляет товар покупателю на собственной территории (склад готовой продукции, завода)

Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru

2) F включает термины

· FCA (франко-перевозчик)

· FAS (франко вдоль борта судна)

· FOB (франко борт)

При условиях FCA и FOB продавец оплачивает все издержки, связанные с товаром до момента завершения погрузки, а покупатель оплачивает основную транспортировку. При этом FOB используется при перевозках на морском и речном транспортах, а FCA при доставке любым видом транспорта.

В случае применения FAS продавец не оплачивает погрузку, т.е. он только доставляет товар к судну.

В данной группе риск потерь и повреждений переходит в месте пердачи товара от продавца к покупателю

Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru

3) C состоит из 4 терминов

  • CFR (стоимость и фрахт)
  • CIF (стоимость страхования и фрахт)
  • CPT (перевозка оплачена до…)
  • CIP (перевозка и страхование оплачены до…)

Продавец оплачивает основную транспортировку, а риск потерь и повреждения товара переходит к покупателю в месте погрузки.

Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru

При этом CFR и CIF применяются при перевозках на морском и речном транспорте, а остальные при транспортировке на любых вида транспорта.

4) D включает следующие термины:

  • DAF (поставка до границы)
  • DES (поставка с судна)
  • DEQ ( поставка с причала)
  • DDP (поставка с уплатой пошлины)
  • DDU (поставка без уплаты пошлины)

DAF означает, что переход рисков и распределение расходов между продавцом и покупателем происходит в оговоренном месте

Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru

Если применяются остальные термины группы D, то поставка осуществляется продавцом в место назначения, и он несет риск потерь и повреждений на всем пути следования товара.

Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru

При этом DES и DEQ используются на морском и речном транспорте, а DDU и DDP применяется на любых видах транспорта.

При DES продавец не оплачивает выгрузку, при DEQ оплачивает.

Вопрос 20. Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг — научное направление, способствующее достижению целей компании через наиболее полное удовлетво­рение потребностей покупателей.

Как видно из определения, маркетинг и распределительная логистика тесно взаимосвязаны.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникши­ми трудностями со сбытом товаров в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Исторически, выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развива­ет маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в единую систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованного товара к потребителю.

Наиболее существенные отличия между маркетингом и ло­гистикой представлены в табл.

Таблица 2

Сравнительная характеристика объекта и предмета исследования

в маркетинге и логистике

Объект исследования Предмет исследования Методы исследования Итоговые результаты
Маркетинг
Рынки и конъ­юнктура кон­кретных това­ров и услуг   Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и ус­луг     Методы ис­следования конъюнктуры рынка   Рекомендации по произ-водственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объ­еме, на какие рынки, в какие сроки ­
Логистика
Материаль­ные потоки, циркулирую­щие на этих рынках   Оптимизация процессов управления материальны­ми потоками   Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы опти­мизации экономических систем     Проекты сис­тем, отвечающие це­лям: нужный товар, в не­обходимом ­количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами.

Вопрос 21. Каналы распределения товаров

Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потре­бителю.

Использование каналов распределения приносит производи­телям определенные выгоды:

• сокращение объема работ по распределению продукции;

• экономия финансовых средств на распределение продукции;

• продажа продукции более эффективными способами;

• обеспечение широкой доступности товара.

Канал распределения — это путь, по которому товары дви­жутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы не­посредственно влияют на скорость, время, эффективность дви­жения и сохранность продукции при доставке.

Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права соб­ственности на него к конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточ­ных уровней между производителем и потребителем. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 14.

Каналы распределения, показанные на этом рисунке, состоят из независимого производителя и одного или нескольких неза­висимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, которое старается извлечь мак­симальную прибыль. При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. все предприятия действуют разроз­ненно и не организованы в систему. Такие каналы распределе­ния называют горизонтальными.

Выделяют также вертикальные каналы распределения, со­стоящие из производителя и одного или нескольких посредни­ков, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.

           
 
Производитель
 
Потребитель
    Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru
 
 

Канал нулевого уровня

Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru

Одноуровневый канал

Производитель Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Оптовый посредник Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Розничный посредник Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Потребитель

Двухуровневый канал

Производитель Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Оптовый посредник Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Мелкооптовый посредник Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Розничный посредник Тема 5: Распределительная логистика - student2.ru Потребитель

Трехуровневый канал

Рис.14 Канал распределения товаров разных уровней

Вопрос 22. Структура канала распределения

Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

• от чьего имени работает посредник;

• за чей счет посредник ведет свои операции.

Возможно выделение четырех типов посредников (табл. 3).

Таблица 3

Типы посредников в каналах распределения

Тип посредника   Признак классификации  
Дилер   От своего имени и за свой счет  
Дистрибьютор   От чужого имени и за свой счет  
Комиссионер   От своего имени и за чужой счет  
Агент, брокер   От чужого имени и за чужой счет  

Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, ко­торые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, и дилер становится собственником продукции.

Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, выс­тупающие от имени производителя, но за свой счет. Произво­дитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определен­ного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается только право продажи.

Комиссионеры — посредники, которые выступают от свое­го имени и за счет производителя. Производитель остается соб­ственником продукции до ее передачи и оплаты конечным по­требителем. Договор о поставке с покупателем заключается от имени комиссионера. Но при этом риск случайной порчи товара лежит на производителе, перед которым отвечает комиссионер.

Агенты — посредники, выступающие в качестве представи­теля другого лица (принципала). За свои услуги агент получает вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с прин­ципалом.

Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. В отличие от агентов брокеры не состоят в дого­ворных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сдел­ки

Наши рекомендации