Тема 5: Распределительная логистика
Вопрос 18: «Задачи распределительной логистики»
Распределительная (сбытовая) логистика – неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает все цепь системы распределения:
· Маркетинг
· Транспортировку
· Складирование и др.
В процессе решения задач распределительной логистики, необходимо найти ответы на следующие вопросы:
· По какому каналу довезти продукцию до потребителя
· Как упаковать продукцию
· По какому маршруту отправить
· Нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю
· Какой уровень обслуживания обеспечить
Состав задач распределительной логистики на макро и микроуровнях различен
I. На макроуровне:
· Выбор схемы распределения материального потока
· Определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории
· Определение оптимального места расположения распределительных центров
II. На микроуровне:
· Выбор вида упаковки
· Организация отгрузки товара
· Организация послереализационного обслуживания
Вопрос 19: «Функции распределительной логистики, поставщика и закупочной логистики покупателя»
Рассмотрим процесс управления материальным потоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщиком товара, а другое оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управление материальным потоком должно осуществляться методом распределительной логистики. С позиции второго предприятия этот же поток управляется методом закупочной логистики.
Данное противоречие разрешается в контракте купли/продажи, где указывается момент, до которого этот поток управляется поставщиком и используются методы распределительной логистики и после которого поток товаров управляется потребителем и используются методы закупочной логистики.
Международной торговой палатой (МТП) разработана система стандартных базисных условий поставки товара – инкотермы, которой определяет этот момент.
В инкотермах базисные условия сгруппированы в 4 категории различающиеся между собой :
1. Моментом перехода риска потери и повреждения от продавца к покупателю.
2. Моментом до которого расходы по транспортировке несет продавец, а после которого – покупатель.
Рассмотрим базисные условия поставки:
1) E содержит только 1 термин EXW (ex works)
При включении в договор купли/продажи этого условия продавец несет минимальные риски потерь и минимальные издержки по транспортировке, т.к. он предоставляет товар покупателю на собственной территории (склад готовой продукции, завода)
2) F включает термины
· FCA (франко-перевозчик)
· FAS (франко вдоль борта судна)
· FOB (франко борт)
При условиях FCA и FOB продавец оплачивает все издержки, связанные с товаром до момента завершения погрузки, а покупатель оплачивает основную транспортировку. При этом FOB используется при перевозках на морском и речном транспортах, а FCA при доставке любым видом транспорта.
В случае применения FAS продавец не оплачивает погрузку, т.е. он только доставляет товар к судну.
В данной группе риск потерь и повреждений переходит в месте пердачи товара от продавца к покупателю
3) C состоит из 4 терминов
- CFR (стоимость и фрахт)
- CIF (стоимость страхования и фрахт)
- CPT (перевозка оплачена до…)
- CIP (перевозка и страхование оплачены до…)
Продавец оплачивает основную транспортировку, а риск потерь и повреждения товара переходит к покупателю в месте погрузки.
При этом CFR и CIF применяются при перевозках на морском и речном транспорте, а остальные при транспортировке на любых вида транспорта.
4) D включает следующие термины:
- DAF (поставка до границы)
- DES (поставка с судна)
- DEQ ( поставка с причала)
- DDP (поставка с уплатой пошлины)
- DDU (поставка без уплаты пошлины)
DAF означает, что переход рисков и распределение расходов между продавцом и покупателем происходит в оговоренном месте
Если применяются остальные термины группы D, то поставка осуществляется продавцом в место назначения, и он несет риск потерь и повреждений на всем пути следования товара.
При этом DES и DEQ используются на морском и речном транспорте, а DDU и DDP применяется на любых видах транспорта.
При DES продавец не оплачивает выгрузку, при DEQ оплачивает.
Вопрос 20. Взаимосвязь логистики и маркетинга
Маркетинг — научное направление, способствующее достижению целей компании через наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей.
Как видно из определения, маркетинг и распределительная логистика тесно взаимосвязаны.
Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Исторически, выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в единую систему.
Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованного товара к потребителю.
Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в табл.
Таблица 2
Сравнительная характеристика объекта и предмета исследования
в маркетинге и логистике
Объект исследования | Предмет исследования | Методы исследования | Итоговые результаты |
Маркетинг | |||
Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг | Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг | Методы исследования конъюнктуры рынка | Рекомендации по произ-водственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки, в какие сроки |
Логистика | |||
Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках | Оптимизация процессов управления материальными потоками | Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы оптимизации экономических систем | Проекты систем, отвечающие целям: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами. |
Вопрос 21. Каналы распределения товаров
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
• сокращение объема работ по распределению продукции;
• экономия финансовых средств на распределение продукции;
• продажа продукции более эффективными способами;
• обеспечение широкой доступности товара.
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при доставке.
Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.
Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 14.
Каналы распределения, показанные на этом рисунке, состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, которое старается извлечь максимальную прибыль. При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. все предприятия действуют разрозненно и не организованы в систему. Такие каналы распределения называют горизонтальными.
Выделяют также вертикальные каналы распределения, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.
|
| ||||
Канал нулевого уровня
Одноуровневый канал
Производитель | Оптовый посредник | Розничный посредник | Потребитель |
Двухуровневый канал
Производитель | Оптовый посредник | Мелкооптовый посредник | Розничный посредник | Потребитель |
Трехуровневый канал
Рис.14 Канал распределения товаров разных уровней
Вопрос 22. Структура канала распределения
Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:
• от чьего имени работает посредник;
• за чей счет посредник ведет свои операции.
Возможно выделение четырех типов посредников (табл. 3).
Таблица 3
Типы посредников в каналах распределения
Тип посредника | Признак классификации |
Дилер | От своего имени и за свой счет |
Дистрибьютор | От чужого имени и за свой счет |
Комиссионер | От своего имени и за чужой счет |
Агент, брокер | От чужого имени и за чужой счет |
Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, и дилер становится собственником продукции.
Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, выступающие от имени производителя, но за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается только право продажи.
Комиссионеры — посредники, которые выступают от своего имени и за счет производителя. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке с покупателем заключается от имени комиссионера. Но при этом риск случайной порчи товара лежит на производителе, перед которым отвечает комиссионер.
Агенты — посредники, выступающие в качестве представителя другого лица (принципала). За свои услуги агент получает вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом.
Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки