Расчет нагрузки на упругий элемент и расчет прогиба
Зависимая подвеска (рис. 3.6.1,а)
Нагрузка на упругий элемент
, (3.6.1)
где: Rz- нормальная реакция; q - нагрузка от массы колеса и моста.
Rz1= 0,5G k и Rz2=0,5G k , (3.6.2)
где: G , G - вес приходящийся на переднюю и заднюю ось соответственно; k - к-т динамичности, учитывающий срабатывание подвески (принимаем равным 1,75). Прогиб упругого элемента равен перемещению колес относительно кузова .
Двухрычажная подвеска (рис. 3.6.1,б)
Нагрузка на упругий элемент
, (3.6.2)
где: qк- нагрузка от массы колеса и массы направляющего устройства.
Прогиб упругого элемента . (3.6.3)
Однорычажная подвеска (рис. 11.1,в)
(3.6.4)
Прогиб упругого элемента . (3.6.5)
Рис. 3.6.1. Схема сил, действующих на подвеску
Двухрычажная подвеска с торсионом (рис. 3.6.1,г)
Момент, закручивающий торсион
, (3.6.6)
угол закрутки
. (3.6.7)
Расчет металлического упругого элемента
Рессорная подвеска.
Для несимметричной полуэллиптической рессоры стрела прогиба
, (3.6.8)
где: δ - коэффициент формы, δ = 1,25-1,35 - для рессор грузовых автомобилей и δ = 1,35-1,45 - для рессор легковых автомобилей; Е - модуль продольной упругости, Е=210 ГПа; Jк- суммарный момент инерции поперечного сечения.
, (3.6.9)
где: b и h - соответственно ширина и толщина листа; nл- количество листов в рессоре; Lр- длина коренного листа.
Для симметричной рессоры, у которой
; (3.6.10)
жесткость
. (3.6.11)
Напряжения по статическому прогибу
. (3.6.12)
Напряжения по нагрузке
, (3.6.13)
где: - момент сопротивления к-го листа.
Допустимое напряжение составляет 600 МПа.
Рис. 3.6.2. Листовая полуэллиптическая рессора
При передаче через рессору тягового или тормозного усилия и реактивного момента в коренном листе возникают дополнительные напряжения (рис. 3.6.2)
При торможении:
- суммарное напряжение коренного листа
, (3.6.14)
При передаче тягового усилия
. (3.6.15)
где: mри m - коэффициенты перераспределения нагрузки по осям (m = 1,2 для передней оси; m = 0,8 – для задней оси; mр= 0,9 для передней оси; mр= 1,12 для задней оси); φ = 0,8 – к-т сцепления.
Для двойной рессоры
Сила, нагружающая основную рессору к моменту начала действия дополнительной рессоры,
, (3.6.16)
где: с1- коэффициент жесткости основной рессоры, кгс/см.
При работе обеих рессор
, (3.6.17)
где: f - стрела прогиба основной рессоры; с2- коэффициент жесткости дополнительной рессоры.
, , .
Принимая условие , имеем
,
но
,
; ; (3.6.18)
Стрела прогиба, соответствующая этому напряжению
, (3.6.19)
Рис 3.6.3. Схема сил, действующих на двойную рессору
Пружинная подвеска.
Пружины подвески проверяют на касательные напряжения (при торможении и при передаче тягового усилия):
τ = 8mР D/πd = 700…900 МПа (3.6.20)
где: m – к-т перераспределения нагрузки по осям (при торможении: m = 1,2 для передней оси; m = 0,8 – для задней оси; при тяге: mр= 0,9 для передней оси; mр= 1,12 для задней оси); D – средний диаметр витка пружины подвески; d – диаметр проволоки пружины подвески.
Прогиб пружины:
, (3.6.21)
где: np- число рабочих витков; r - радиус витка; d - диаметр проволоки;
G=85000 МПа - модуль упругости материала.