Московская специализированная база

МОТОЦИКЛ

 
  московская специализированная база - student2.ru

250 см3 — тип 559/04

350 см3 — тип 360/00

РУКОВОДСТВО ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ

Завод-изготовитель: Ява— нац. предпр.Тынец

Экспортер: Мотоков — Прага

Год издания 1967

Уважаемый товарищ!

Покупая мотоцикл чехословацкого производства Вы стали владельцем изделия, которое по своим качествам относиться к луч­шим мировым маркам. Доказательством широкой популярности чехословацких мотоциклов является тот факт, что они поставля­ются более чем в сто стран мира.

С удовлетворением констатируем, что при выборе марки мото­цикла Вы учли высокое качество мотоциклов. чехословацкого про­изводства. В целях полного удовлетворения Ваших интересов счи­таем своим долгом следить за состоянием мотоцикла в процессе его эксплуатации и оказывать Вам помощь в устранении возмож­ных дефектов. Выполнение этой задачи возложено на сеть гаран­тийных ремонтных мастерских, организованных на территории Советского Союза в городах, где имеются магазины по продаже этих изделий.

Гарантийные ремонтные мастерские бесплатно устраняют де­фекты, возникшие, в Вашем мотоцикле в течение гарантийного срока в том случае, если причина возникновения дефекта будет отвечать действующим гарантийным условиям. В задачу гаран­тийных ремонтных мастерских также входит консультация поку­пателей по эксплуатации и ремонту мотоциклов.

По всем вопросам, касающимся эксплуатации. Вашего мото­цикла, обращайтесь исключительно в гарантийную ремонтную мастерскую, а не на завод-изготовитель в ЧССР. Несмотря на то, что мы старались до сих пор ответить каждому в отдельности на его вопросы, зачастую, к сожалению, с большим опозданием, в будущем делать этого мы не сможем ввиду большого числа приходящих в наш адрес писем, так как для этого надо было бы иметь громадный аппарат работников, которым мы не располагаем. Мы уверены, что вы правильно оцените наши трудности и обеспечите себе получением необходимой технической информа­ции путем направления запроса в гарантийную мастерскую тех­нического обслуживания, где имеются специально подготовленные работники.

К сведению сообщаем, что журнал «За рулем» на своих стра­ницах будет давать техническую консультацию по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоциклов «Ява». Следите за выходом из печати журнала «За рулем»!

Хотим обратить Ваше внимание на то, что с нашей стороны не могут быть также удовлетворены Ваши просьбы относительно высылки запасных частей, специальных мотоциклов, колясок к мо­тоциклам и т. д., которые Вы направляете в адрес заводов-изго­товителей в ЧССР.

Для Вашей информации приводим подробные условия продажи, гарантии и рекомендации, действительные для типов чехословац­ких мотоциклов, согласно которым Вы можете требовать про вести гарантийный ремонт Вашего мотоцикла в мастерских гарантийного ремонта, адреса которых мы также приводим:

По вопросу приобретения запасных частей к мотоциклам чехо­словацкого производства после гарантийного срока. Вам следует обращаться только в торговую сеть по месту покупки мотоцикла или заказы направлять в адрес специализированной базы Посылторга г. Москва Ж-211, Овчинниковская набережная 8, обязательно указав марку, модель и год выпуска приобретенного Вами мотоцикла, мопеда. Владельцев мотоциклов и мопедов проживающих в г. Москва, обслуживает специализированный магазин «Мотолюбитель».

Условия продажи, гарантии и рекомендации

1. При отпуске мотоцикла потребителю, представитель магазина обязан проверить комплектность мотоцикла, работу его узлов и агрегатов на ходу.

2. На мотоцикл установлен гарантийный срок, в течение которого гарантийными мастерскими бесплатно производится ремонт мотоцикла, замена его деталей и агрегатов вышедших из строя по вине завода-изготовителя.

3. Гарантийный срок исчисляется с даты продажи мотоцикла по­купателю и действует в течение 6 месяцев. Рекламация подле­жит удовлетворению в том случае, если пробег мотоцикла в гарантийный период не превысил 6000 км.

4. Гарантия не распространяется на мотоцикл, вышедший из строя в связи с невыполнением условий эксплуатации, технического обслуживания мотоцикла, изложенных в заводской инструкции.

5. В гарантийный период подлежит удовлетворению рекламация (подтвержденная актом ГАИ и гарантийной мастерской) на мотоцикл потерпевший аварию по вине завода-изготовителя.

6. Рекламация на мотоцикл в гарантийный период подлежит удовлетворению только при наличии рекламационного акта, оформленного гарантийной мастерской.

7. В период эксплуатации мотоцикла «Ява 250», «Ява 350» за­вод-изготовитель рекомендует из отечественных масел при­менять:

а) для двигателя — масло АК-15 или АК-10 (как исключение) в соотношении 1:20 в период обкатки и в соотношении 1:25 при дальнейшей эксплуатации.

б) для коробки передач — летом масло АК-10; зимой — масло СУ.

в) для передней вилки и заднего амортизатора применяется веретенное масло В-2.

г) из отечественных марок бензина рекомендует завод-изго­товитель: бензин А 72 или А 76.

ПРЕДОСТОРОЖЕНИЕ

Обращаем Ваше внимание на необходимость правильного при­ведения в действие аккумулятора и его уход во время эксплуата­ции, описание которого находится в инструкции по обслужива­нию, страница 50. В следствии невыполнения указанных инструк­ций может привести к обесценению аккумулятора, или-же к вы­теканию электролита, и тем к повреждению ящика и глушителя. выхлопа.

ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МОТОЦИКЛОВ И МОПЕДОВ ПРОИЗВОДСТВА МОТОЦИКЛЕТНЫХ ЗАВОДОВ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСЫЛТОРГА ИМЕЕТ В ПРОДАЖЕ

К МОТОЦИКЛАМ

ЯВА-350 модели 354/04, 354/06, 360/00

ЯВА-250 модели 353/04, 559/02, 559/04

ЯВА-50 модели 555/05

К МОПЕДАМ

ЯВЕТТА-СПОРТ модели 551/02

ЯВЕТТА-СТАНДАРТ модели 551

СТАДИОН С-11 модели 552

СТАДИОН С-22 модели 552

Заказы исполняются на запасные части, включенные в прейскурант Посылторга. Прейскурант и бланки заказа высылаются базой бесплатно.

московская специализированная база - student2.ru

При заполнении бланка заказа необходимо указывать марку, модель и год выпускамотоцикла или мопеда.

Заказы просим направлять по адресу:

г. Москва, Ж-211, Овчинниковская набереж­ная, дом № 8, Специализированной базе Посылторга.

Учреждения организации база не обслуживает

ОПИСАНИЕ МОТОЦИКЛА

Мотоциклы 250 см3 — тип 559/04 и 350 см3 — тип 360/00 являются одноколейными транспортными средствами, предназначенными для перевозки одного или двух лиц.

Ведущую силу вырабатывает двигатель внутреннего сгорания воздушного охлаждения, двухтактный с реверсивным промыва­нием. Двигатель работает бесшумно, во всем диапазоне оборотов уравновешен и обладает способностью большой акселерации.

Муфта сцепления работает в масляной ванне, пятипластинчатая, со стальными пластинами и пробковой обкладкой. Управление муфтой осуществляется при помощи рычажка на левой стороне руля.

Коробка передач имеет четыре передаточные ступени. Вместе с картером двигателя образует монолитный блок двигателя, коробка передач обезвоздушнена.

Переключение ступеней передач — ножное, при помощи рычага, который находится на левой стороне двигателя. Переключение снабжено электрическим указателем холостого хода. Выключение сцепления при переключении ступеней передач производитсяавтоматически

Запуск движения производится тойже самой педалью как и пе­реключение ступеней передач путем поворота в положение пуска.

После пуска двигателя педаль автоматически возвращается в горизонтальное положение.

Для первичной и вторичной передачи применены цепи. Первичная цепь (1 Х 9,525 Х 9,525—3/8 Х 3/8") закрыта левой крышкой коробки и работает в масляной ванне. Вторичная цепь (1 Х 12,7 Х 7,75—1/2 X 5/16") имеет чехол, в результате чего увеличивается продолжительность срока службы.

Карбюратор предохраняется при помощи кожуха, который придает двигателям ЯВА известную красивую линию. У машины ЯВА 250 см3 типа 559/04 установлен карбюратор ИИКОВ 2926 СБД16б. На машине ЯВА 350 см3 типа 360/00 установлен карбюратор ЙИКОВ 2926 СБД17б с воздушной заслонкой. К карбюратору присоединен глушитель подсоса с воздухоочистителем, доступным после снимания седла.

Спицевые колеса легко вынимаются — передний и задний оси выдвигаются. Соединение заднего колеса с цепочной звездочкой сделано при помощи резиновых блоков. Количество спиц в одном / колесе — 36, диаметр спины 3,5 мм, резьба М 4.

московская специализированная база - student2.ru
Центральный задний тормоз управляется правой ногой, рычагом и боуденом, а управление центральным передним тормозом, осуществляется правой рукой — рычажком на правой стороне рулевых рукояток. Оба тормоза очень эффективные, их наладку можно произвести без применения инструмента.

Рис. 4 — Открывание ящиков

Рама сделана из четырехгранных сварных трубок с качающейся задней вилкой.

Топливный бак выпрессован из листовой стали. Пробкабака0 60 мм, сливной кран с фильтром, который обеспечивает резерв топлива примерно на 20—30км пути. Двойное седло с прокладкой из пористой резины очень удобное. Оно предоставляет вместе с задним пружинением очень приятную езду для мотоциклиста и пассажира. Седло обеспечено замком, откидывающееся, прикрывает глушитель подсоса, а под седлом, где находится насос, можно еще уложить мелкие запасные части. После открывания замка седла и его отклонении оказываются доступными затворы обеих ящиков, которые можно открыть ру­кой (см. рис. 4).

Опоры для ног — спортивного типа, регулируемые. Рулевые рукоятки имеют внешний диаметр 22 мм и ширину 650 мм. Они сделаны из одной штуки. Переднее колесо отпружено телескопической вилкой с масляными амортизаторами. Составные части вилки полностью закрыты. Амор­тизаторы имеют повышенную эффективность смягчающего дей­ствия, благодаря чему вилка лучше поглощает как слабые толчки при движении по выбитым дорогам, так и сильные толчкинаухабах и выбоинах.

В конструкции вилки предусмотрены выпускные отверстия (см. рис. 15) в гайках (2) неподвижных трубок перьев. При отправке с завода мотоциклов запакованных в клетки или в ящики отвер­стия заглушаются резиновыми пробками (1), предупреждающими утечку масла. При подготовке мотоцикла к эксплуатации необхо­димо пробки удалить.

При езде без удаления пробок сжатый воздух при пропружинивании не может плавно выходить, а поэтому передняя вилка не действует правильно.

Устранение пробок выполняется следующим образом: выступаю­щую часть резиновой пробки следует сорвать по направлению вверх а остаток пробки упадет во внутреннюю часть вилки и оста­нется лежать на заслонках. В проходимости отверстия для вы­пуска воздуха необходимо убедиться при помощи проволоки. Заднее колесо отпружинено качающейся вилкой, снабженной двумя масляными амортизаторами. Пружины амортизаторов предохраняются кожухами. .

Помимо закрывания зажигания можно машину еще закрыть на висячий замок, который вставляется в отверстия на левой стороне головки рамы и нижнего держателя вилки.

Внимание!

Завод не поставляет запасные ключи зажигания и ключи к замку седла! Сохраняйте потому хорошо запасный комплект ключей н если Вы какой-нибудь ключ потеряете, нужно изготовить Вам новый согласно резервному ключу.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТА

Упаковка

Ключ трубчатый 10 мм

Полотенце

Ключ трубчатый 14 мм

Маленькая отвертка (3 мм)

Ключ трубчатый 17 мм

Мерка для контактов

Открытый ключ двухсторонний 5.5/7мм

Оправка для трубчатого ключа

Ключ для свечей

Открытый ключ двухсторонний 9/10 мм

Монтажный рычаг с крюковым ключем — 1 шт

Открытый ключ двухсторонний 11/12 мм

Монтажный рычаг — 1 шт

Двойная отвертка

Открытый ключ двухсторонний 14/17мм

Ключ специальный крюковой 19 мм

Насос для накачивания шин в сборе

Клещи комбинированные

ОБКАТКА НОВОГО МОТОЦИКЛА

После поставки нового мотоцикла рекомендуем заказчику тща­тельно проверить оснащение машины и наличие масла в коробке передач и в переднем и заднем амортизаторах. Высоту уровня масла в коробке передач определяет отверстие, закрытое винтом М 6 Х 8. Процесс наливания масла — см. часть 11-ую, гл. 2 «Смазки машины». О том, достаточно ли в амортизаторах масла, можно убедиться таким образом, что нажмем последовательно на переднюю, потом на заднюю часть мотоцикла как можно силь­нее, а потом быстрого опускания контролируем, притормажива­ется ли обратное движение амортизатора — без задержек. В слу­чае необходимости можно проехать на мотоцикле небольшое расстояние по неровной дороге, причем нужно следить, свободно ли двигается вилка или не качается ли свободно заднее пружинение, не шумит или не стучит ли. Предупреждаем, что у этого типа мотоцикла удобство езды зависит, прежде всего, от правильной работы маслянных амортизаторов. |

Новый мотоцикл, так же как и автомобиль, нуждается в тщатель­ной обкатке, которая является условием для достижения высокой продолжительности срока службы двигателя. Только при правильной обкатке может быть достигнута тонкая приработка , соприкасающихся поверхностей всех подвижных частей так, чтобы не доходило к местному перегреванию трущихся плоскостей и возможному их повреждению Из этого исходит, что основным требованием правильной обкатки является то правило, чтобы в течение определенного времени не отбирали высокую мощность двигателя, т. е. соблюдать ограничение скорости согласно ниже приведенной таблицы и руководствоваться следующими правилами:

а) Смешивайте горючую смесь в vi-гановленной пропорции масло М 6 А в соотношении 1 25

б) После пробега 1000 км не превышайте следующие самые низкие и самые высокие допустимые скорости при отдельных ступенях передачи

250 см3 350 см3

1 ая ступень скорости 0—18 км/час 0—20 км/час

2-ая ступень скорости 15—30 км/час 15—35 км/час

3-ья ступень скорости 25—42 км/час 25— 50 км/час

4-ая ступень скорости 40—60 км/час 40—70 км/час

в) От 1000 до 2500 км не превышайте следующие наивысшие до­пустимые скорости

250 см3 350 см3

85 км/час 90 км/час

г) Время от времени контролируйте все болты, винты и гайки, не ослабли ли, а при необходимости их нужно подтянуть. Осо­бенно обращаем внимание на необходимость подтягивания крепящих болтов двигателя (4 впереди, 2 взади — доступ к задним болтам открывается после снятия левого ящика).

д) После пробега 500 км смените масло в коробке передач. Вторую смену масла производите после пробега 1500 км (см. часть 11-ую, гл. 2 «Смазка машины»).

Предупреждение:

Указанные наивысшие допустимые скорости не означают скорости постоянные, а соблюдайте их только вначале короткое время. При езде по автомагистралям рекомендуем, время от времени, немного уменьшить, а потом снова прибавить газ.

Во время обкатки карбюраторы остаются отрегулированными на более богатую смесь. Поэтому после обкатки машины нужно с учетом расхода топлива и правильной мощности машины отре­гулировать положение иглы золотника и регулировочного винта воздуха холостого хода согласно таблицы, указанной в частиII,гл. 7 «Карбюратор». На мотоциклах ЯВА установлены высоко эффективные глушители подсоса и выхлопа, которые снижают, общий уровень шума машины так, чтобы соответствовал действу­ющим правилам движения. При таком состоянии никак нельзя' избежать того, чтобы все обычные механические звуки не были теперь при приглушенном подсосе и выхлопе много больше слы­шимы и ясны по сравнению с тем, как было раньше, когда шум подсоса и выхлопа превышал то обстоятельство нужно учитывать при характеризовании механического шума, который у двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением с высокой мощностью нельзя целиком избежать. К этим механическим шумам, источником которых является движение поршня в цилиндре (его опрокидывание в верхней мертвой точке), прибавляются еще звуки сгорания топлива в цилиндре, которые при постоянно увеличивающих мощностях двигателя нельзя целиком устранить, но только определенной меры смягчить. Так как в таких случаях речь ид о небольших механических шумах, то для их объективного измерения нет в наличии надежных технических средств, о них можно судить и оценить только опытный специалист-моторист, который способен определить и источник и меру. Шум этого характерен и

в общем невреден и нельзя это считать за дефект двигателя. Шум является только неотделимым сопроводительным явлением двигателя внутреннего сгорания с высокой специфической мощностью и с высоким глушением шума подсоса и выхлопа. В соответствии с этим мы желаем обратить Ваше внимание на то, что любые действия с глушителем подсоса, а главное, с глушителем выхлопа запрещены, так как механические звуки как бы уменьшатся, а общий уровень шума машины возрастет и выйдет за рамки определенных правил движения, в результате чего мотоциклист может быть задержан органами уличного движения.

РУКОВОДСТВО ПО ОСЛУЖИВАНИЮ

А. Перед ездой

Сначала проверьте, есть ли топливо в баке. Затвор бака открывается путем повертывания влево. Воздухоотводное отверстие в центре его охраняйте от забивки. Топливо смешивайте с масло М 6 А в пропорции 1:25.

В баке вделан выпускной рычажный кран. Выпускной кран об' спечивает резерв топлива, которого достаточно примерно н 30 км (эти данные зависят от гладкости пути и скорости). Проверить степень накачанности пневматических шин. Давление в передней шине должно быть 1,25 атм, в задней 1,5 атм (при езде с пассажиром нужно докачать заднюю пневматическую шин до 2 атм).

Нет 2-х страниц

________________________________________

ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ

Перед запуском, или после останавливания двигателя никогда не оставляйте длительное время включенным зажигание, так как может разрядиться батарея или повредиться предохранительные сопротивления и катушки зажигания.

Для двигателя вредно, когда его оставляем длительное время ра­ботать на высоких оборотах на месте, так как он не может так охлаждаться, как во время езды. Не оставляйте долгое время выключенным сцепление, так пробковые прокладки дисков слиш­ком быстро износились бы. При езде в гору — на подъем никогда не помогайте двигателю таким способом, что даете возможность сцеплению «проскальзывать», чем вовремя включить более низ­кую ступень передачи. После езды с горы с выключенной ско­ростью и погашенным двигателем нужно всегда запустить двига­тель пусковым рычагом, так как иначе может возникнуть опас­ность повреждения коробки передач.

ОБЪЯСНЕНИЕ К ДАННЫМ

II. уход за мотоциклом

ЧИСТКА МАШИНЫ

Простые гладкие линии мотоциклов ЯВА значительно облегчают чистку мотоцикла. Мотоцикл мойте водой, лучше всего при помощи губки. Части, загрязненные маслом и пылью, мойте кероси­ном. При мытье мотоцикла старайтесь, чтобы вода не проникла в карбюратор, фару и тормоза. Хромированные и лакированные части нужно высушить и протереть фланелью или оленьей шкур­кой. Лакированные части можно натирать также полировочной пастой для лаков. Воду из ребер цилиндра можно устранить лучше всего путем запуска двигателя — после нагревания кото­рого вода испарится.

Во время морозов никогда не выезжайте сразу же после мытья мотоцикла, а поставьте его на длительное время в теплое место, пока не высохнут достаточно боудены. После выезда нужно сна­чала испытать работу тормозов. Увлажненные тормозные бара­баны высушить при короткой езде с приторможенным мотоцик­лом. -

московская специализированная база - student2.ru
Рис. 11 — План смазки — левая сторона

Примечание: Бензин, керосин и масло растворяют резину (пнев.1 магические шины, рукоятки руля, опоры для ног). А поэтому необходимо предохранять резиновые части от соприкосновения с этими жидкостями. Также и задний светильник, изготовлена из полистирена, нужно предохранять от соприкосновения с перечисленными жидкостями, которые оказывают разрушающие действие.

СМАЗКА МОТОЦИКЛА

Двигатель смазывается автоматически путем добавки масла в горючее в пропорции 1:25 (масло М 6 А). Коробку передач заправляйте летом и зимой маслом ПП 7 (0.8 л) периодически после пробега 5000 км. Замену масла производите лучше всего сразу же после окончания поездки, когда двигатель и масло еще с находятся в разогретом состоянии Теплое масло захватывают с собой большинство загрязнений.

московская специализированная база - student2.ru
Сливной винт находится на левой нижней части картера двигателя (см. рис. 14). Перед заправкой нового масла нужно вычистить коробку путем промывки промывочным маслом следующим образом: Через заправочное отверстие (рис. 13 — верхняя стрелка) налейте в коробку передач примерно 500 см3 промывочного

Рис 12 — План смазки — правая сторона

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 13 — Контрольное и заправочное отверстие масла

масла и пустите двигатель в ход на 2—5 мин. на низких оборо­тах (проехать небольшое расстояние или мотоцикл поставитьнаподставку). Включить поочередно отдельные ступени передач. Потом слить промывочное масло в чистый сосуд, дать остояться, а потом чистую часть масла можно использовать в следующий раз. Никогда не промывайте керосином или дизельной нефтью — их остатки обесценивают свежее масло. Правильный уровень масла в коробке передач определяет контрольный винт (рис. 13 — нижняя стрелка). Через отверстие этого винта время от времени нужно контролировать уровень масла, при необходимости же до­лить необходимое количество.

Муфта сцепления работает в масляной ванне (масло из коробки передач).

Амортизатор передней вилки (см. рис 15): После пробега 1000— 1500 км сменяют амортизаторное масло залитое в перья передней вилки. При смене придерживаются следующей последовательности операций.

Снять переднее колесо, вывернуть болт (22), находящийся на нижней части вилки, примерно на 7 мм, вдавить его в наконечник, при помощи болта (22) головку (19) повернуть примерно на 90° и масло выпустить. После этого наконечник закрыть: при помощи болта (22) опять повернуть головку (19) в исходное положение,

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 14 — Слив масла из коробки передач

т. е. до западения штифта головки (19) в отверстие. После те' болт (22) подтянуть.

Закончив таким образом операции по сливу масла, снимают пред хранитель батареи, снимают ободок фары с параболическим ре­флектором, отключают спидометр, ослабляют задний винт. вер' него кожуха фары и весь кожух осторожно откидывают необходимо поступать осмотрительно во избежание повреждения проводов центрального переключателя и замка зажигания). Вывертывают гайки (2) и в каждую полость заливают примерно 200 г чистого бензина. Несколько раз подряд задвигают наконеч­ники в неподвижные трубки перьев, после чего бензин сливают в таком же порядке как масло. Остаткам бензина дают время испариться, наконечники закрывают (внимание на прокладку) и через верхнее отверстие заливают в каждое из перьев по 140 см3 амортизаторного масла. Затягивают гайки (2) и устанавливают верхний кожух фары.

Уход за вилкой ограничивается описанной первой сменой масла. При дальнейшей эксплуатации мотоцикла масло не сменяется за исключением случаев демонтажа вилки или замены изношенного уплотнения.

'ТАБЛИЦА СМАЗКИ  
После пробега каждых Место смазки № места мазки Число мест Вид смазки летом зимой
500 км   Пальцы рычажков (передний тормоз. сцепление)       масло ПП 7  
1000 км Коробка передач (дополнение) Вторичная цепь Пальцы коромысел прерывателя       1(2)   масло ПП 7   смазка А 00 масло ПП 7  
3000 км     Фетр прерывателя Вращающаяся рукоятка газа Привод спидометра     смазка АВ 2   смазка А 00 масло ПП 7
  5000 км   Коробка передач (замена) Тормозные кулаки Палец подставки Тросы боуденов Подшипник задней цепной звезд.                 масло ПП 7 масло ПП 7 смазка А 00 масло ПП 7   смазка АВ 2  
8000 км   Шарики в головке рамы Колеса-подшипники             смазка АВ 2   смазка ав 2  
По пот­ребности   Амортизаторы колеба­ний задней подвески Перед телеск вилка                   амортизаторное масло  
1:25   В бензин           масло М 6 А  

Задний амортизатор. Этот амортизатор обладает высокой амортизаторной эффективностью, позволяет переставление твердой пружины, и составлен так, что не нужно дополнять амортизаторное масло. Однако, рекомендуем произвести замену масла после пробега 10000—15000 км. Возможные ремонты, мытье и замену масла (50 см5) рекомендуем поручать специальной мастерской.

Колесо (подшипники) смажьте после снятия пылеуловителей смазкой АВ 2. Вместе с тем промажьте подшипник задней цепной звездочки после предварительной разборки (см. часть III, 4 — «Выемка задней цепной звездочки»).

Задняя качающаяся вилка. Палец задней качающейся вилки автоматически смазывается маслом из коробки передач.

Первичная цепь полностью закрыта крышкой коробки и работает в маслянной ванне Она не нуждается ни в каком уходе В случае износа .нужно ее заменить При замене нужно разобрать сцепление (рекомендуем выполнять эти работы в специальных мастерских, в которых имеются соответствующие инструменты).

Вторичная цепь требует ухода после пробега 1000 км. Снятую цепь нужно промыть в керосине. После просушки положите цепь примерно на 3 часа в слегка разогретую смазку, потом выньте и после отекания излишней смазки установите на место. Демонтаж и монтаж кожуха цепи описан в части III, гл. 3.

Генератор. После пробега примерно 3000 км снимите крышку двигателя и смажьте несколькими каплями масла палец (пальцы) коромысел прерывателя (отверткой сначала осторожно подвытащить прерыватель на пальце). Смазывайте осторожно, чтобы излишнее масло не разбрызгивалось на контакты прерывателя. Фетровый съемник кулачка пропитать смазкой АВ 2

Тросы боудена сцепления, переднего и заднего тормоза и газа смазывайте после пробега 3000—5000 км несколькими каплями масла ПП 13

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 15 — Передняя вилка в разрезе

1. Резиновая пробка 12 Нижняя втулка 22. Болт

2. Гайка верхняя 13. Замковое кольцо 23. Наконечник

2. Штанга 14. Гайка 24. Гайка

3 Резиновое уплотнение 15. Шайба 25. Шайба

4. Трубка 16. Трубка 26. Центрирующий наконечник

5. Кожух пружины

амортизатора

6. Пружина 17. Замковое кольцо 27. Поршень

7. Гайка 18 Шток амортизатора 28. Шайба

8. Фибровое кольцо 19. Головка 31.Уплотняющее кольцо

9.Верхняя втулка 20. Уплотнение

10. Распорка 21. Шайба 32. Заслонка

московская специализированная база - student2.ru
Рис. 16 — Регулировка тормоза

Вращающуюся рукоятку газа смазывайте после пробега 5000— 8000 км смазкой А 00 после снятия рукоятки с руля Вывинтите винт, крепящий пробку, через отверстие в резиновой рукоятке и рукоятку снимите.

Привод спидометра смазывайте несколькими каплями масла ПП 7 после пробега 3000 км. Снимите рамку фары с параболой (см часть III, гл 10) и отсоедините спидометр.

Подшипники в головке рулевого управления смазывайте смазкой в случае демонтажа (см часть III гл 11), но не реже, чем после пробега 8000 км

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРМОЗОВ

Центральные тормоза мотоцикла богато рассчитаны и хорошо закрыты от проникновения воды, которая может снизить их эф­фективность Они требуют, время от времени регулировки, когда обкладка колодки несколько износилось, что проявляется в вид1"

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 17 — Правильный демонтаж пневматической шины

более удлиненного пути тормозных рычагов. Тормоза регулиру­ются путем повертывания гаек-барашков. После окончания регу­лировки проконтролируйте колеса (должны свободно вращаться). У заднего тормоза проконтролируйте также выключатель «СТОП» (см. гл 8).

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ

Продолжительность срока службы покрышки пневматической шины зависит от давления воздуха в камере с учетом нагрузки, которая давит на пневматическую шину. Езда на недостаточно накачанных пневматических шинах способствует перелому кордовых волокон в боковинах покрышки, при перекачке же шин на­рушается правильность амортизации и колесо обладает большей склонностью к проскальзыванию (заносу)

Правильное давление в передней пневматической шине должно Равняться 1,25 атм, в задней 1,5 атм При езде с пассажиром нужно заднюю шину накачать до 2-атм. Рекомендуем проверять давление манометром. Всем известно, что давление в пневматических шинах при длительных поездках в летнее время (в жару) увеличивается.

Еще предупреждаем, что на пневматические шины оказывает вредное действие масло, бензин и яркое палящее солнце. Временами осматривайте пневматические шины и удаляйте посторонние предметы, зацепившиеся в рисунке покрышки (острые камешки, стекло и т.п). Неплотность вентиля можно определить после отвинчивания колпачка и смачивания вентиля. Если же образуются воздушные пузырьки, то это значит, через вентиль выходит воздух. В этом случае нужно затянуть конус вентиля (для этого предназначен колпачек вентиля, снабженный вырезом). Если же этого мероприятия окажется недостаточно, то нужно вывинтить конус вентиля и заменить его новым. Рекомендуем иметь в запасе один или два запасных конуса. Поврежденную камеру исправляйте заклеиванием. Для этого снимите покрышку с обода следующим образом:

Вывинтить конус вентиля, выпустить остаток воздуха и ослабить пневматическую шину на всей окружности от обода. Гайку крепящую вентиль к ободу, отвинтить и вентиль целиком вдавить в обод. Колесо потом положить и край покрышки в месте противоположном вентилю, вдавить в углубление обода. При помощи монтажных рычагов перетянуть край покрышки на месте вентиля через край обода. При этом старайтесь, чтобы принеосторожном движении не была прищемлена и повреждена камера. Когда покрышка окажется перетянутой через весь обод,выньте камеру. После ввинчивания конуса в вентиль и несильной накачки камеры проверьте, лучше всего погружением камеры в воду, не повреждена ли камера и в котором месте. Поврежденное место нужно обозначить (например карандашом), камеру высушить и отремонтировать следующим образом:

Место повреждения камеры спершевать куском наждачной бумаги окужность. Потом это место смазать клеем, а потом после просыхания клея наложить заплату, которую предварительно очистить от предохранительного слоя. Заплату нужно как-следует прижать, главным образом, по краям. Все это место посыпать

московская специализированная база - student2.ru

Рис 18 — Обод и шина в разрезе — монтаж покрышки

московская специализированная база - student2.ru

Рис 19 — Натягивание цепи

тальком, чтобы камера в местах, смазанных клеем, не прилипла к внутренним стенкам покрышки Покрышку внимательно осмотрите и возможный застрявший гвоздь в покрышке выньте при по­мощи клещей.

Обратный монтаж пневматической шины производится следую­щим образом. Камеру частично накачать, вложить в покрышку, которая на одном краю осталась в ободе, продеть вентиль через отверстие в ободе и закрепить гайкой (не подтягивать до конца). Потом передеть край покрышки сначала на месте противолежащем вентилю через край обода внутрь, придержать его в углуб­ленном месте обода и монтажным рычагом перетянуть покрышку на обеих сторонах пока не дойдет до вентиля. Эту работу про­изводите осторожно, чтобы не повредить камеру прищемливанием между краем покрышки и обода. Затем проконтролируйте, пра­вильно ли лежит покрышка в ободе, не колеблется. Этот контроль облегчается наличием центровочного кругового выступа на боко­винах покрышки, который должен быть по всей окружности оди­наково удален от обода. Заклейка камеры клеем — работа вре­менного характера, необходимая во время езды, при случайном наезде на гвоздь. Постоянное исправление лучше всего произве­дет вулканизационная мастерская. Также и кожух, поврежденный об острый камень или разбитое стекло, хорошо исправит мастер­ская.

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 20 — Контрольное окно в кожухе цепи

НАТЯЖЕНИЕ ЦЕПИ

Для работы и продолжительности срока службы цепи является решающим то, как производится за ней уход и регулирование. Главным требованием является то, чтобы в каждом положении качался вилки не должно быть полного натяжения. Регулирование зазора цепи нужно производить следующим образом:

а) ослабить гайку оси заднего колеса (на левой стороне мотоцикла), а также гайку втулки цепочной звездочки (на правой стороне мотоцикла). Потом ослабьтье переднюю предохранительную гайку каждого натягивающего устройства цепи (на правой и левой стороне) на 2-3 поворота – в зависимости от того, до какой меры нужно будет цепь натянуть.

б) Мотоцикл поставить на оба колеса и постепенно повертывать обе гайки натягивающих устройств на одинаковую величину (например, на полрезьбы).

в) Цепь должна быть натянута до такой степени, сколько нужно для того, чтобы при ее приподнятии пальцем в контрольном отверстии кожуха цепь имела свободный прогиб – хотя бы З см при условии, что мотоцикл стоит на обеих колесах (но ни в коем случае не на подставке). Этот трехсантиметровый свободный прогиб гарантирует, что при пропружинивании ка­чающейся вилка загруженного мотоцикла не произойдет пол­ного натягивания цепи, что сократило бы срок ее службы или не бы вызвало повреждение подшипника цепной звездочки.

г) Кроме того, нужно стремиться, чтобы заднее колесо не выхо­дило из продольной плоскости мотоцикла, т. е. чтобы оба ко­леса находились в одной общей плоскости. Для измерения правильности нахождения колес применяется подходящая планка. Неправильное положение колес (т. е. заднее колесо не идет по следу переднего колеса) оказывает неблагоприятное влияние на ходовые качества мотоцикла,

д) После установления зазора цепи и выравнивания колес в одну плоскость нужно подтянуть сначала гайки втулки, а потом гайки, оси. Зазор цепи и плоскость колес снова проверьте и за­тяните обе предохранительные гайки натяжного устройства цепи.

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 21 — Схема автоматического выключения сцепления

1. Рычаг механизма запуска и пе- 7. Несущая пластина механизма

реключения передач выключения сцепления

2. Выключающий шток сцепления 8. Регулировочный винт механизма

с упором автоматического выключения

3. Стакан 9. Кулачок автоматического вы-

4. Сцепление ключения

5. Выключающий шток сцепления 10. Выключающий рычаг

6. Шарик

московская специализированная база - student2.ru

Рис. 22 — Схема регулировки сцепления

8 Регулировочный винт механизма 9 Кулачок механизма автомати-

автоматического выключения ческого выключения сцепления

10 Рычаг выключения<<

Наши рекомендации