Расчет сил, действующих на груз при перевозке
Вопрос I. Способы крепления груза на подвижном составе.
Для размещения и крепления грузов в открытом подвижном составе применяют различные приспособления и материалы: растяжки, обвязки, упорные и распорные бруски, стойки, подкладки, щиты, турникеты и другие приспособления, а также стандартное крепление многократного использования. Деревянные детали крепления изготовляют из здорового дерева любых пород, кроме осины, ольхи, липы и сухостоя других пород. Допускается изготовлять подкладки и прокладки из осины и ольхи, работающие только на сжатие и к которым не крепятся упорные и распорные бруски и другие элементы крепления. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладки, прокладки, бруски и поверхности груза под обвязками должны быть очищены от снега, льда и грязи. В зимнее время полы вагонов и поверхности подкладок в местах опирания груза грузоотправитель обязан посыпать тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.
Вопрос 2. Габарит погрузки.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный в открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути и совмещении в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Вопрос 3. Основные требования к размещению грузов в открытом подвижном составе.
При размещении грузов в подвижном составе тележки вагонов должны быть загружены равномерно. Это достигается в том случае, если общий центр массы располагается над серединой вагона в вертикальной плоскости на пересечении продольной и поперечной осей вагона.
Выход груза за пределы концевой балки полувагонов и платформ не должен превышать 400 мм. Борта платформ, люки и двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. При погрузке грузов, не размещающихся в пределах пола платформ или полувагонов, торцевые борта платформы могут быть откинуты на кронштейны, а торцевые двери полувагона открыты и закреплены. Груз не должен опираться на откинутые борта платформ. При перевозке таких грузов на платформах с открытыми секциями боковых бортов последние должны быть закреплены за кольца, имеющиеся на продольных бачках. В случае отсутствия колец все противоположные секции бортов грузоотправитель обязан увязать проволокой, которая пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых бачок.
Оформление перевозки смерзающегося груза групповой отправкой
Вопрос I. Условия перевозок навалом и насыпью.
Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (например цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью в вагонах-хопперах (цементовозах, минералловозах, аппатитовозах) и в других специализированных крытых вагонах. Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков (например руда, уголь, флюсы, песок, щебень, гравий, торф, шлаки) перевозятся насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специализированных вагонах.
Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосферныхосадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие) перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требующие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природные, металлы черные) перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах. Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграждениями. Для заграждения дверных проемов вагонов могут применяться щиты, доски, горбыли, заграждения из других плотных материалов, а также затаренные грузы.
Вопрос 2. Средства профилактики смерзающихся грузов.
Эффективное средство для предохранения груза от смерзания при устойчивых морозах - предварительное промораживание многократным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предохранительных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями - ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.
Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.
Вопрос 3. Условия перевозки смерзающихся грузов
До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими условиями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель применяет профилактические средства. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.
Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТ или техническими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем средства профилактики согласовываются с грузополучателем.
Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя - без профилактики».
В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшим в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза.
Оформление перевозки зерновых грузов
Вопрос 1. Какие грузы относят к зерновым.
I [о своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т.д.); зернобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т.д.); масличные (семена подсолнечника, льна, конопли, клещевины и т.д.).
К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и отходы мукомольного производства.
Вопрос 2. Какие показатели учитывают при перевозке зерна. Как они оцениваются.
Основными показателями, характеризующими качество зерна являются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей.
Объёмная масса определяется как масса зерна в единице объёма. В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Об
щая стекловидность и клейковина определяются в процентах, чем выше процент, тем качественнее зерно. Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в процентах как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые.
Вопрос 3. Как оценивается качественная характеристика зерновых грузов.
Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представителями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна, форма 2 выдается для муки, форма 3 выдается на крупы, форма 4 - на комбикорма, форма 5 -на зерно в международном сообщении, форма 6 - на комбикорм в международном сообщении.
Вопрос 4.Условия перевозки зерновых грузов.
Зерновые грузы, отруби и отходы мукомольного производства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (вагонах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах перевозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перловая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа), сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др.), смесь зерновая, толокно, хлопья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др. Мука перевозится насыпью в вагонах муковозах.
Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экспорт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, военным организациям и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающиепо импорту, подвергаются государственному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государственной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продукции и сообщения.
При отсутствии у грузоотправителя указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.
Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перевозят в мешках стандартной массы 50, 80 кг.
При необходимости в зависимости от вида перевозимого зернового груза грузоотправитель обязан предъявить ветеринарное свидетельство (при перевозке на корм скоту), сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов, при перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перевозочным документам приложить удостоверение о кондиционности семян или сертификат на семена зерновых, зернобобовых, крупяных и других культур установленной формы.
Оформление перевозки скоропортящихся грузов
Вопрос 1. Условия перевозки скоропортящихся грузов Условия перевозки скоропортящихся грузов зависят от следующих факторов:
- Тип груза (замороженный, подмороженный, охлаждённый, термически обработанный);
- Время года, когда планируется перевести груз;
- Расстояние перевозки;
- Срок доставки груза.
В зависимости от этих условий происходит выбор подвижного состава для перевозки конкретного груза. Некоторые скоропортящиеся грузы требуют перевозки с сопровождением или на особых условиях, что также влияет на выбор подвижного состава.
Если необходимо соблюдение температурного режима, вентилирование для обеспечения сохранности перевозимого груза, выбирают автономный рефрижераторный вагон либо если это крупная партия груза - пятивагонную рефрижераторную секцию. Когда груз не требует вентиляции, но необходимо соблюдать температурный режим в определённых допустимых пределах, то может быть выбран вагон-термос или контейнер-термос. Также допускается перевозить скоропортящиеся грузы в крытых вагонах, если это не повлияет на качество перевозимого груза.
Вопрос 2. Порядок подготовки и размещения грузов в вагоне.
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.
В зависимости от периода года, термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров, скоропортящиеся грузы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилированием или без), с отоплением, утеплением (определяется перевозчиком).
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности и качества груза период года в разных климатических зонах по предполагаемому направлению следования. В рефрижераторных вагонах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного температурного режима.
Вопрос 3. Документы, оформляемые при перевозке.
При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозочными документами грузоотправитель представляет станции отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер.
При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополнительно прикладываются документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.
При перевозке продуктов и продовольственного сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ветеринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспортировке по территории Российской Федерации и стран СНГ. Ветеринарными справками формы № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы № 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).
При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправителем дополнительно прикладывается карантинный сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов или фитосанитарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных перевозках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.
Оформление перевозок грузов в сопровождении
Вопрос 1. Особенности оформления перевозки грузов в сопровождении.
При постоянном сопровождении проводники обязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удостоверения. В накладной, грузовой квитанции и дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (полностью). После слова паспорт указывается серия и номер паспорта,после слов «ком. уд. №» - номер командировочного удостоверения.
Вопрос 2. Какие грузы перевозятся с сопровождением.
Некоторые грузы при перевозке по железным дорогам требуют непрерывного наблюдения и обслуживания (сопровождения специалиста) в пути следования с применением мер предохранения их от порчи, хищения и т.п. Такими грузами являются животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности,автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, подвижной состав, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в открытых ящиках и другие. Все эти грузы при предъявлении повагонными отправками перевозятся в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей.
Вопрос 3. Порядок перевозки животных.
Для перевозки животных (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб) предоставляются специализированные и универсальные крытые вагоны. Четырехосный крытый одноярусный вагон для перевозки скота на дальние расстояния со служебным отделением, грузоподъемностью 26,4 т, с баком для воды вместимостью 1300 л оборудован устройствами для привязи, кормления, поения животных и хранения запаса кормов.
В эксплуатации имеются двухъярусные крытые вагоны для перевозки скота со служебным отделением и без него. В них перевозят мелкий скот на двух ярусах, а на нижнем ярусе -крупный рогатый скот.
Универсальные крытые вагоны, предоставляемые для перевозки крупного рогатого скота, при поперечном способе его размещения, оборудуют железными кольцами (или скобами) для привязи животных из расчета одно кольцо на 1-2 животных.
Погрузка, выгрузка животных повагонными отправками производится в местах не общего пользования, оборудованных скотопогрузочны м и платформам и.
В порядке исключения допускается погрузка, выгрузка животных с платформ общего пользования или площадок станции по трапам. Для обслуживания перевозок животных в пути на станциях сооружают устройства для водопоя, специальные пути для очистки вагонов от навоза, дезинфекционно-промывочные станции и пункты.