Много профессий нужных и важных»

Цели.Закрепляем умение находить букву Ё в заданных словах, определять ее место в слове и звук, который она смягчает. Учим подбирать слова — названия профессий,заканчивающиеся на ёр(лифтёр, шахтёр, шофёр и т. д.). Расширяем знания о различных профессиях, учим ребенка рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий.

Ход игры.Ребенок объясняет, людям каких профессий необходимы предметы, изображенные на картинках (самолёт — летчику, расчёска и ножницы — парикмахеру, машина — шофёру, нитки и иголки — портному). Он узнает и обводит по точкам букву е в кружке. Взрослый дает задание: определить, в названиях каких профессий есть буква ё, и соединить стрелкой букву с картинкой, соответствующей этой профессии. (Необходимы комментарии ребенка о том, в какой части слова находится е и какой согласный звук она смягчает.)

Ребенок читает названия профессий, написанные в столбик, объясняет, чем занимаются люди этих профессий.

Предлагается вопрос: что общего в написании этих слов? (Они заканчиваются на ёр.) Ребенок вспоминает названия других профессий, также заканчивающиеся на ёр, с помощью взрослого записывает эти названия и объясняет, что делают люди этих профессий (например: вахтёр, режиссёр, шахтёр, сапер).

Узнай, прочитай, запиши» (Изографы)

Цели.Учим разгадывать изографы (слова, зашифрованные в картинке). Закрепляем умение узнавать изученные буквы, написанные различными шрифтами. На примере слов вертолёт, самолёт закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры.Ребенок узнает на картинке изображение вертолета, определяет, что оно выполнено с помощью букв. Взрослый объясняет, что на рисунке есть и само слово вертолет. Анализируя звуковой состав слова, ребенок последовательно находит буквы, входящие в него. При этом он отмечает, что некоторые буквы в рисунке изображены неверно (В, Р). Ребенок поясняет, что в рисунке вертолета изображает каждая буква (В — винт вертолета, Р — корпус и хвост и т.д.); самостоятельно записывает это слово, выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова и просит выделить красной ручкой букву О — вертолёт.

Аналогично разбирается изограф самолёт. В заключение ребенку предлагается вспомнить профессии людей, работающих на этих машинах.

Ю ю

Животные жарких стран»

Цели.Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть.

Ход игры.Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.)

Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают —» страус, жираф и т.д.).

В заключение ребенок раскрашивает картинки.

Поход в зоопарк»

Цели.Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы. На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юлязакрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Ход игры.Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок составляет из оставшихся букв имена детей, нарисованных на картинке (при этом вспоминает правило о написании имен с заглавной буквы); записывает имена (Юра, Юля), выполняет их звуковую и слоговую схемы.

По наводящим вопросам взрослого он догадывается, откуда идут эти дети. Затем он читает недописанное предложение под картинкой, догадывается, какие слова нужно вписать, и вписывает их с помощью взрослого (Юля, Юрой или Юра, Юлей). Необходимы объяснения взрослого о правильном написании слов Юрой (либо Юлей).

Ребенок проверяет, все ли верно в данном предложении. Догадавшись, что в конце предложения не поставлен знак препинания, он ставит его по своему усмотрению (.!?) и читает предложение с соответствующей интонацией. Проанализировав предложение по количеству слов, выделяя предлог как «маленькое слово», ребенок выполняет схему предложения.

Завершая игру, ребенок составляет рассказ по этой сюжетной картинке о посещении детьми зоопарка.

Страус»(Изограф)

Цели иход данной игры аналогичны описанным ранее (см. с. 56).

Ц ц

Собери букеты»

Цели.Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы»,тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые иполевые).

Ход игры.Ребенок дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать это слово и дописать его, вставляя буквы. Ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (роза — садовый цветок, ромашка — полевой цветок и т.д.), объясняет, почему цветы называются полевыми и садимыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду.

Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Ребенок должен сам догадаться, в какой вазе будет стоять каждый букет. (Для этого ему надо, вставляя пропущенные буквы, дописать слова под низами.) Выполняя звуко-буквенный анализ слов полевые и садовые, он вписывает в них пропущенные буквы, обобщает их (гласные). Затем он указывает стрелками, в какую вазу нужно поставить каждый цветок.

В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.

Соня и цветы»

Цели.Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.

Ход игры.Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Ребенок читает незаконченное предложение, написанное под картинкой, анализирует его схему, дописывает недостающие слова (в, цветы). Взрослый предлагает составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала в саду цветы.

Нарцисс»

Цели. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарциссзакрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры.Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке).

В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы.

Щ щ

Рыбы»

Цели.Закрепляем узнавание и правильное написание ребенком буквы Щ. Тренируем в выделении и определении места Щ в слове, закрепляем знания об этом звуке. Закрепляем знания о рыбах,умение узнавать и называть их по картинкам, дифференцируя речных и морских рыб.

Ход игры.Ребенок называет изображенных на рисунке рыб, находит среди них лишнюю и объясняет свой выбор. (Акула лишняя, так как это морскаярыба, остальные речные.)

Ребенок узнаёт и дописывает по точкам буквы Щ в кружке. Взрослый даёт задание: провести стрелки от буквы Щ к тем рыбам, в названиях которых есть звук Щ (лещ, щука). Ребенок должен сказать, в какой части слова находится Щ.

Щука и лещ»

Цели.Закрепляем знания ребенка о звуке и букве Щ, правила написания слогов ЩА, ЩУ. Тренируем в умении читать небольшие стихотворные тексты. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение узнавать и заканчивать по точкам знакомый рисунок.

Ход игры.Ребенок узнает на рисунке и дорисовывает леща и щуку, составляет небольшой рассказ по сюжету картинки. Взрослый дает задание: выбрать из предложенного ряда букв необходимые для составления слогов ща, щу.Ребенок зачеркивает ненужные буквы (я, ю), объясняет свой выбор, дописывает слоги ща, щуи выполняет их звуковую схему. Затем ему предлагается прочитать текст и вставить пропущенные в словах буквы.

Наши рекомендации