Разгадай, нарисуй, подпиши» (Ребусы)
Цели.Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол,стул.
Ход игры.Ребенок поочередно разгадывает ребусы, рисует картинки-отгадки, пишет слова-отгадки и выполняет звуковые и слоговые схемы разгаданных слов (стол, стул). Сравнивая слова и их схемы, он находит сходства и отличия.
Диван»
Цели.Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок.
Ход игры.Узнав предмет, изображенный точками (диван), ребенок завершает рисунок. Даем задание: среди букв, написанных рядом с рисунком, найти ту, которая есть в слове диван. Найдя правильно написанную букву В, ребенок обводит ее по контуру.
Ф ф
Какой предмет лишний?»
Цели.Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы: «Мебель»и «Электроприборы»).Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова.
Ход игры.Среди предложенных предметов ребенок выделяет лишний и объясняет свой выбор (Шкаф лишний, так как это мебель,а остальные предметы — электроприборы). Ребенок записывает название липшего предмета, предварительно проанализировав с помощью взрослого правильное написание согласной на конце этого слова (шкаф — шкафы). В завершение игры ребенок раскрашивает изображенные предметы.
Один, два, пять»
Цели.Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Ребенок рисует столько шкафов, сколько указано цифрой в кружке. После выполнения этого задания он пересчитывает и поочередно называет общее количество предметов на каждой картинке (один шкаф, два шкафа, пять шкафов), затем с помощью взрослого анализирует написание слов шкаф, шкафа, шкафов, пишет их под соответствующей цифрой, выполняет звуковую и слоговую схемы написанных слов.
Расшифруй слово» (Изограф)
Цели.Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы.
Ход игры.С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок узнает предмет, изображенный на рисунке (лампа); замечает, что предмет изображен с помощью букв, написанных необычно. Ребенок называет буквы, уточняя, какой деталью лампы является каждая из них (Л — кнопка на плафоне, А — плафон, М — лампочка, П — ножка, А — подставка); читает слово, объясняет, как оно записано (сверху вниз), записывает его, выполняет звуковую и слоговую схемы.
Д д
Один, одна, одно»
Цели.Учим ребенка различать парные согласные Д и Т. Тренируем умение правильно соотносить числительные один, одна, однос существительными. Закрепляем знания по теме «Посуда».
Ход игры.Ребенок называет и обобщает изображенные предметы (посуда); читает слова над картинками и указывает стрелкой, к какому из нарисованных предметов относится каждое слово (один — стакан, один — чайник, одна — тарелка, одна — сковорода, одно — ведро).
Ребенок узнает и обводит по точкам буквы в кружках под картинками; определяет и указывает стрелками, в названиях каких предметов есть буква Д или Т; называет предмет, который не соединен стрелкой ни с одной из букв (чайник), и объясняет почему. В заключение игры ребенок раскрашивает картинки.
6. «Подпиши и нарисуй»
Цели. Закрепляем умение согласовывать числительные один, одно, двас существительными. Учим писать слова один, одно, два,опираясь на их звуко-буквенный анализ.
Ход игры.Ребенок называет нарисованный предмет и под ним подписывает количество: стакан — один, ведро — одно. Справа он читает, сколько нужно нарисовать таких же предметов (два). Ребенок рисует предметы, комментируя счетом выполняемое (один стакан, два стакана; одно ведро, два ведра). Игра завершается выполнением звуковой и слоговой схем записанных слов.
Угадай слово»
Цели.Закрепляем умение правильно писать изученные буквы. На примере чтения и написания слова посудазакрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Ребенок рассматривает буквы и зачеркивает неправильно написанные. Затем читает слово из оставшихся букв (посуда). Взрослый обращает внимание ребенка на различие в написании и произношении слова посуда. Ребенок обводит красной ручкой букву О в слове посуда, самостоятельно пишет слово, выполняет звуковую и слоговую схемы.
Г г
Что продается в магазине?»
Цели.Развиваем умение дифференцировать парные согласные К и Г, закрепляем умение подбирать слова с заданным звуком и заданной буквой. Закрепляем знания по теме «Магазин».
Ход игры.Узнав буквы, написанные точками в кружках, ребенок обводит их. Взрослый объясняет, что домики — это магазины, а буква, написанная на двери каждого магазина, есть в его названии. Перечисляя (с помощью взрослого) знакомые названия магазинов, ребенок догадывается, что на верхнем рисунке — продуктовый магазин, на нижнем рисунке — универмаг (букву Г в слове универмаг проверяем с помощью подбора слов-родственников — универмаги и т. д.).
Рядом с магазинами нарисованы товары, продающиеся в этих магазинах. Даем задание: указать стрелками, где какие товары продаются, если в магазине с буквой К должны быть товары, в названиях которых есть эта буква, а в магазине с Г — товары, в названиях которых есть буква Г. После выполнения задания ребенок уточняет, правильно ли были подобраны названия магазинов в соответствии с их ассортиментом. В конце игры ребенок раскрашивает картинки с товарами.
Подпиши картинки сам»
Цели.Тренируем умение согласовывать существительные с числительными. Учим анализировать и записывать словосочетания: два сапога, одинсапог, два галстука, один галстук.Тренируем в определении парной согласной на конце слова (К— Г).
Ход игры.Назвав предметы и их количество слева на картинке, ребенок пишет словосочетания: два сапога, два галстука. (Здесь обязательны комментарии взрослого о правильности написания слова сапоги. Ребенок, записав это слово в словосочетании, обводит красной ручкой букву а.) Аналогично выполняется задание к картинкам справа; при этом необходимы объяснения ребенка о правильном написании согласных в конце слов сапог, галстук. В конце игры ребенок выполняет звуковую и слоговую схемы слов, раскрашивает картинки.
Магазин»
Цели.Закрепляем умение узнавать иправильно писать изученные буквы. Тренируем в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке. На примере чтения и записи слова магазинпродолжаем развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок прочитывает слово по часовой стрелке, начиная с буквы М (магазин). Затем он пишет это слово, выполняет его звуковую и слоговую схемы.
Р р
Покупки»
Цели.Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву), определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты,учим находить пропущенные в нем гласные буквы.
Ход игры.Ребенок называет и обобщает одним словом изображенные предметы (продукты). Анализируя недописанное слово, он вписывает пропущенные гласные. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова продукты, объясняя его правильное написание. Ребенок обводит красной ручкой О, комментируя написание слова; выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый объясняет, что эти продукты были куплены детьми — Ромой и Леной. Придя домой, дети выложили продукты, каждый на свой стол. Ребенок должен узнать и обвести по точкам буквы, написанные на столах, и догадаться, где стол Ромы, а где Лены. Ребенок комментирует свой выбор (Л — Ленин стол, Р — Ромин стол). Теперь ребенок должен «разложить» продукты по столам (указать стрелками). На Ленином столе должны лежать те продукты, в названиях которых есть буква Л, на Ромином — в названиях которых есть буква Р. В заключение ребенок раскрашивает рисунки.
Разгадай слово» (Ребус)
Цели.Развиваем умение разгадывать ребусы. На примере слова пирогзакрепляем навыки звуко-буквенного анализа исинтеза. Продолжаем тренировать в определении парной согласной на конце слова, используя подбор слов-родственников (пирог — пироги). Закрепляем умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать рисунок.
Ход игры.Прочитав в ребусе слог ПИ, ребенок подбирает на картинке предмет (рог), с помощью названия которого можно разгадать этот ребус. Угадав слово — пирог, — ребенок анализирует его: какая буква пишется на конце (подбирает слова-родственники). Записывает это слово под соседней картинкой, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Завершая игру, ребенок дорисовывает по точкам картинку-отгадку и раскрашивает ее.
Очень вкусное слово»
Цели.Закрепляем знания ребенка по теме «Продукты».
Учим находить на рисунке очертания знакомых букв (конфеты — Т, бублик — О, сосиски — Р, батоны — Т).На примере слова торттренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез.
Ход игры.Ребенок называет предметы на картинке, определяет, к каким видам продуктов они относятся (конфеты — кондитерские, бублик — хлебобулочные) и в каких отделах магазина их можно купить. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что с помощью предметов на рисунке написано слово. Ребенок называет увиденные буквы, читает слово, записывает его, раскрашивает предметы на картинке.
Й й
Транспорт»
Цели.На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской— тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт»,умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) .
Ход игры.Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке (транспорт). Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова транспорт. (Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: [транспарт], транспорт.)
Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные).
Задание: вспомнить виды транспорта (воздушный, водный, городской, железнодорожный). Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов водный, воздушный, городской.
Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина.
Взрослый задает вопрос: «Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный).Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
Нарисуй сам»
Цели.Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт.Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт».
Ход игры.Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова транспорт, ребенок вписывает пропущенные гласные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово транспорт, и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
Трамвай»
Цели.Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвайпродолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок.
Ход игры.Взрослый объясняет, что в написанных, словах нужно правильно расставить слоги — тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова: самосвал, трамвай, грузовик.
Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему. (Трамвай лишний, так как это пассажирскийтранспорт, а остальные машины — грузовой.) Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками (трамвай). Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова трамвай.
Э э
Моя мама»
Цели.Закрепляем умение составлять предложения по картинке и определять количество слов в предложении. Учим составлять предложения с заданными словами и определенным количеством слов.
Ход игры.Ребенок рисует портрет своей мамы. Взрослый произносит предложение, относящееся к рисунку (Это моя мама); просит подобрать к нему соответствующую схему из предложенных. (Правильный ответ: третья схема — для предложения из трех слов.) Ребенок объясняет свой выбор. Ему дается задание определить, сколько слов должно быть в предложении по предыдущей схеме (два слова), и изменить только что разобранное предложение, чтобы оно подходило к новой схеме (Моя мама. Или: Это мама.). Затем в предложении должно остаться одно слово, соответственно верхней схеме (Мама.). Взрослый продолжает игру по обратному варианту: ребенку предлагается придумать предложения к этой картинке соответственно трем данным схемам. Ставится условие, что к схеме из одного слова относится предложение Портрет (Портрет. — Мамин портрет. — Это мамин портрет. И другие варианты).
Подарки для мамы»
Цели.Учим ребенка согласовывать местоимения ЭТА, ЭТО, ЭТОТ, ЭТИс существительными. Развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и вставлять пропущенные в слове буквы. Тренируем в составлении и записи предложения к заданной схеме.
Ход игры.Ребенок называет изображенные предметы (торт, кольцо, бусы, роза). Взрослый объясняет, что все эти предметы можно подарить маме, и просит найти для них слово-обобщение (подарки; нужно обратить внимание ребенка на правильное написание слова подарки).
Даем задание: вставить пропущенные буквы в словах предложения, написанного над картинками (Подарки для мамы.), и самостоятельно выполнить схему этого предложения.
Ребенок читает слова эта, этот, это, эти, указывает стрелками, к какому из нарисованных предметов будет относиться каждоеслово, и устно составляет с ними предложения: Эта роза для мамы. Эти бусы для мамы.
В конце игры ребенок записывает над схемой одно из составленных предложений. Если ребенок не может написать словом выбранный предмет-подарок (кольцо), то он рисует его в схеме предложения.
Внимательный мальчик»
Цели. Закрепляем знание ребенка о том, что имена пишутся с заглавной буквы. Закрепляем умение узнавать и правильно писать знакомые буквы. На примере имен Эдик, Элли, Эмма тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез.
Ход игры.Взрослый предлагает ребенку угадать имена детей, изображенных на картинке. Имена можно прочитать, зачеркнув неправильно написанные буквы. Прочитав имена, ребенку нужно догадаться и указать стрелкой, как зовут каждого ребенка. Имя мальчика ребенок указывает сразу (Эдик). Взрослый объясняет, что Эдик подарил на 8 Марта Эмме цветы, а Элли — шарики. Догадавшись по объяснению, ребенок указывает, как зовут каждую девочку. Вспомнив правило о написании имен с заглавной буквы, ребенок сам подписывает под картинками имена этих детей и составляет звуковую и слоговую схемы.
Е е
Что это за реки?» (Ребусы)
Цели.Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Ход игры.Ребенок последовательно разгадывает ребусы, подписывает слова-отгадки и анализирует их, выполняя звуко- вую и слоговую схемы. Взрослый просит ребенка объяснить (или сам объясняет), что обозначает каждое слово (Нева, Мойка, Фонтанка), обращает внимание ребенка на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Ребенок анализирует схему предложения и вписывает недостающие слова: Нева, Мойка, Фонтанка — это реки. (Здесь ребенок сам вспоминает правило написания названий рек с заглавной буквы.)
Мой родной город»
Цели.Учим правильно писать название родного города (Петербург).На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения.
Ход игры.С помощью взрослого ребенок производит звуко-буквенный анализ слова Петербург, вставляет пропущенные буквы, обобщает их (гласные); прочитав предложение, выполняет его схему, комментируя свои действия. Необходимо обратить внимание на объяснения ребенка о написании слов Мой и Петербург с заглавной буквы. В заключение ребенок выполняет обводку или рисунок одного из памятников родного города, рассказывает об этом памятнике.
Путешественники»
Цели.Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы.
Развиваем звуко-буквенный анализ, продолжая тренировать ребенка в подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знания о букве Е [йэ]: смягчении предыдущего согласного и обозначении двух звуков в начале слова (Ереван).
Ход игры.Ребенок по стрелкам читает названия городов, устно выполняя их звуковой анализ; подбирает соответствующую данному названию звуковую схему, записывает это слово над выбранной схемой и раскрашивает схему. (Необходимы комментарии ребенка о написании названий городов с заглавной буквы.) Можно предложить ребенку вспомнить русские города, в названиях которых есть буква Е (Елец, Белгород, Зеленогорск, Челябинск и т.д.).
Ь ь
Весенние прятки»
Цели.Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрельзакрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от.
Ход игры.Рассматривая картинку, ребенок определяет изображенное на ней время года (весна). Взрослый сообщает, что на рисунке не только изображена весна, но и написаны названия весенних месяцев. Дается задание: найти на рисунке названия месяцев и обвести входящие в них буквы разными карандашами (март — синий, апрель — зеленый, май — красный). Ребенок рассказывает, где он нашел каждую букву. (М — за сугробом, слева отдерева; Я — на веточке дерева; Р — за сугробом справаот дерева; Т — на крыльце домика — МАРТ.Затем ребенок по порядку пишет названия весенних месяцев, цифрой в кружке отмечая их очередность и называя порядок следования (Первый — март, второй — апрель, третий — май). В заключение ребенок раскрашивает весеннюю картинку.