Обведи правильно написанную букву»
Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.
Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.
О о
Осенняя картина»
Цели. Закрепляем знание признаков «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картинке. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме.
Ход игры. Ребенок называет время года, воображенное на картинке; объясняет, по каким приметам он понял, что это «золотая осень».
По заданию взрослого ребенок раскрашивает красной ручной схемы под картинкой: в первой схеме — первую клеточку, во второй — вторую, в третьей — третью. Затем он находит на картинке слова со звуком О, подбирает для каждого слова нужную схему и показывает это стрелочкой (первая схема — облако; вторая — дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья — окно, крыльцо). Можем предложить ребенку сказать, к какой схеме подобрано больше слов.
Грустный и веселый»
Цели. Учим ребенка определять по выражению лица настроение изображенного человека. Закрепляем понимание и употребление слов: удивленный(ая), сердитый(ая), веселый(ая), грустный(ая). Знакомим с правилом о написании заглавной буквы в начале имени. Тренируем в подборе имен с О в начале и середине слова.
Ход игры. 1. Ребенок рассматривает лица детей на картинке, определяет, что выражает каждое лицо. В соответствии с выражением лица он называет состояние каждого из детей (удивленный, грустный, веселая, сердитый).
Предлагаем отгадать имя каждого ребенка. Во всех именах должна быть буква О. Нужно догадаться, в какой части имени находится эта буква. (Всё зависит от размера написанной рядом с портретом буквы: О заглавная пишется в начале имени, о маленькая — в середине. Варианты имен: Оля, Олег, Осип, Тоня, Соня, Коля, Толя, Поля.)
2. Как усложнение и продолжение игры возможен такой вариант. Ребенок раскрашивает каждый портрет по-разному — не повторяя цвет волос и воротничков, — а затем рассказывает, как зовут каждого, какой он по настроению (удивленная Оля, грустный Коля, веселая Соня, сердитый Олег).
Буквы сломались»
Цели. Закрепляем образ и написание заглавных букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв.
Ход игры. Ребенок вспоминает, какие буквы он уже узнал, как эти буквы можно назвать одним словом (гласные); «пишет» в воздухе эти буквы, комментируя написание; рассматривает элементы букв в рабочей тетради; угадывает и дописывает незаконченные буквы, написанные слева, затем справа; сам пишет эти буквы в пустых клетках.
И и
Помоги повару»
Цели.Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи).
Ход игры. Ребенок рассматривает и называет изображенные на картинке плоды. Объясняем, что повар решил приготовить обед, но забыл, какие из этих предметов нужно взять для первого, а какие для второго блюда. Ребенок «помогает» повару: стрелками от предмета к кастрюле указывает, из чего можно приготовить первое и второе. Затем он объясняет, почему так выполнено задание; дает общее название выбранным плодам (овощи); обобщает остальные плоды (фрукты).
Предлагаем ребенку перечислить названия первых блюд и сказать, какие овощи нужны для их приготовления, а после этого «сварить» первое блюдо: нарисовать внутри кастрюли те овощи, которые нужны для додуманного блюда. Взрослый старается угадать, какое блюдо было задумано. Игру можно продолжить устно, чередуя загадки ребенка и взрослого. Затем ребенок должен напомнить повару, что можно приготовить из фруктов. В завершение игры ребенок раскрашивает фрукты и овощи вокруг кастрюли.
Ослик»
Цели. Продолжаем учить ребенка звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем правильное написание букв И и, А а. Учим узнавать их среди других букв и знаков.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет нарисованное животное (ослик). Нужно раскрасить ослика, рассказать, какой он; вспомнить, как кричит ослик. Проводим звуко-буквенный анализ словаИа.
Ребенок рассматривает буквы, написанные около ослика, выбирает правильные начертания, называет буквы, неправильно написанные зачеркивает; обводит по точкам буквы внизу листа и дописывает недостающую букву (Иа! Иа!), называя ее. Под словами зарисовывает звуковые схемы (закрашивает красным цветом две клетки — гласные звуки).
М м
Собачка и корова»
Цели. Знакомим ребенка со слогом-слиянием и слогом неслиянием. Учим анализировать, синтезировать и сравнивать эти типы слогов на примере слогов АМ, МУ. Знакомим с твердым слиянием. Учим зарисовывать схемы слогов.
Ход игры.Рассмотрев картинки, ребенок объясняет, что делает каждое из животных. (Собака хочет съесть печенье, а корова мычит.) Предлагаем подумать, какие звуки может издавать при этом собака (АМ!). Проводится звуко-буквенный анализ этого слова. Ребенок дописывает недостающую букву в слове, зарисовывает звуковую схему (первая клетка красная, вторая синяя — твердый согласный).
А как мычит корова? (МУ! — слог произносится длительно.) Подводим ребенка к тому, что подобный слог будет слиянием, причем твердым, так как звук М в нем твердый.
Проводим звуко-буквенный анализ этого слога-слияния. Ребенок дописывает под картинкой недостающую букву в слоге (М) и рисует схему твердого слога-слияния (синий и красный цвет). Игру заканчиваем сравнительным анализом записанных слогов-слов.
Собери слоги в мешки»
Цели. Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния).
Ход игры. Ребенок составляет слоги из данных букв и записывает их в клеточках «мешков». Он проводит ручкой от буквы к букве по направлению стрелки. (Нужно следить, чтобы первый и второй звуки слога произносились слитно, без перерыва.) В левый мешок записываются слоги, начинающиеся с гласной буквы; в правый мешок — начинающиеся с буквы М. Анализируются слоги в левом столбике, под ними записывается схема слога. То же делается с правым столбиком слогов. Игра завершается придумыванием слов, начинающихся со слогов из правого «мешка».
Урожай»
Цели. Продолжаем учить ребенка подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, твердость и мягкость согласного. Закрепляем умение придумывать слова на заданный слог (МУ — мука, МА — машина). Закрепляем правильное написание буквы М. Учим анализировать изображение знакомого предмета, составленное из геометрических фигур и букв.
Ход игры. Ребенок вспоминает, чем занимаются сельские жители осенью, какая техника помогает им в уборке урожая и как этот урожай готовят для хранения зимой. Рассматриваем картинку. Предлагаем ребенку подумать, что может храниться в мешках (из предложенного выбирается мука). Ребенок рассматривает нарисованную машину; определяет, из каких фигур состоит изображение, сколько фигур он увидел, каких фигур больше. Он должен заметить, что в изображении машины есть буквы М, объяснить, где он увидел буквы, какая буква написана верно; какие части машины состоят из фигур и в каких частях он увидел буквы.
Ребенку дается задание подумать, какой урожай пезет эта машина: в названии должен быть звук М (морковь, помидоры). Ребенок называет место М в слове, дает характеристику звуку — твердый он или мягкий; читает слоги под картинками, определяет, к какому из нарисованных предметов относится каждый слог, соединяет их стрелками с этими предметами.
П п
Листопад»
Цели. Учим ребенка узнавать знакомые деревья и их листья по контурному изображению. Закрепляем знания о лиственных и хвойных деревьях и учим их различать. Учим образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, ива — ивовый). Продолжаем учить находить на картинке предметы, в названиях которых есть заданный звук П, определять его место в слове. Закрепляем умение выделять в данных словах знакомые гласные и определять их место в слове.
Ход игры. Ребенку нужно узнать изображенные деревья, раскрасить их в осенний наряд, определить, какое дерево в этом ряду лишнее и почему (лишняя сосна, так как это хвойное дерево, а все остальные — лиственные).
Ребенок соединяет стрелкой дерево и опавший с него лист, называет этот лист (с дуба — дубовый,с березы — березовыйи т.д.); перечисляет деревья, в названиях которых есть звук [п]; определяет место звука в слове, дает его характеристику (твердый или мягкий согласный). Завершая игру, ребенок обводит по точкам буквы, написанные в прямоугольниках под картинками, называет их, определяет, какое слово здесь зашифровано. Очень важно, чтобы ребенок объяснил свою догадку. Если он затрудняется, взрослый приходит на помощь, проводя звуко-буквенный анализ слов.
Прочитай и напиши слоги»
Игра проводится аналогично игре «Собери слоги в мешки».
Мышка»
Цели. Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы.
Ход игры. Ребенок вспоминает, какие звуки издает мышь. (Пи, пи, пи...)
— Что же делает мышь, когда издает эти звуки? (Пищит.)
Можно продолжить ряд: кошка мяукает, корова мычит, кукушка кукует и т.д.
Проводим анализ слога ПИ. Объясняем ребенку понятие «мягкое слияние». В рабочей тетради он зачеркивает неправильно написанные буквы и обводит в кружок те, которые нужны для записи слога ПИ; слог и его звуковую схему (мягкое слияние) записывает под изображением мышки.