Урок 31. какой бывает транспорт?

Цели: рассказать о разнообразии и видах транспорта, его на­значении; учить различать современный и старинный транспорт, группировать транспорт по назначению.

Оборудование: таблички с названиями видов транспорта, модели разных видов транспорта.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель читает наизусть отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»:

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле...

- Какой транспорт использовали звери, назовите.

- Для чего им нужен был транспорт?

- На каком из них жалко было ехать? Почему? (На хромой со­баке.)

- Какой транспорт из русской народной сказки?

- Кто его хозяйка?

П. Изучение нового. Виды транспорта.

Беседа.

-Каким транспортом мы с вами пользуемся?

- Для чего воздушный шар?

- Значит, какой это вид транспорта?

- А остальной как назовём?

- Какие виды транспорта вы можете назвать?

Дети могут сразу ответить на вопрос, используя знания, полученные в 1 классе. Но если возникнут затруднения, учитель наводящими вопросами помогает учащимся составить схему. Для схемы используются таблички с надписями. Они крепятся на доске.

Транспорт:

• Наземный

• Водный

• Воздушный

  • Подземный

· Подумайте, давно ли появились эти виды транспорта?

· Отличается ли старинный транспорт от современного?

· Рассмотрите рисунки на с. 118-119.

Определите старинный и современный транспорт.

- Для чего его используют?

- Назовите транспорт грузовой и пассажирский.

- Рассмотрите схемы на с. 116.

- Какой ещё транспорт мы не назвали?

- Приведите свои примеры к каждой схеме.

III. Назначение транспорта.

Рассказ с элементами беседы.

-Почему человек изобрёл столько различных средств передви-
жения? (Потому что надо было перевозить грузы, передвигаться
на различные расстояния самим и с семьями.)

- Как можно распределить транспорт по назначению? (Грузо­вой и пассажирский.)

Пожарная машина, qкopaя помощь, пожарный вертолёт и неко- ч торые другие средства передвижения не перевозят грузов и пасса­жиров. Ими пользуются специально для особых случаев.

- Как называется такой вид транспорта? (Специальный транс­порт.)

- Прочитайте текст на с. 117. Выполните задание.

- Выберите на столе учителя любую модель транспорта и рас­скажите, что вы о нём знаете.

• Для учителя.

Мы пользуемся автобусом, трамваем, метро, чтобы в городе добраться до нужного нам места; едем поездом, плывём на парохо­де, летим самолётом в другие города. А сколько приходится пере возить различных грузов по железным, шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам!

Для перевозки людей и грузов существуют разные виды транс­порта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной.

Очень велико значение железнодорожного транспорта. Желез­ные дороги расходятся во всех направлениях, соединяют между собой крупные и мелкие города Урала, Сибири, севера, юга... Это целая сеть. Днём и ночью работают железные дороги. Локомотивы ведут длинные составы пассажирских и, грузовых поездов. В пас­сажирских поездах по 15-20 вагонов, а в грузовик - по 50-60 в ка­ждом и даже больше.

Автомобиль - важнейший вид транспорта. Автомобильные до­роги соединяют города и посёлки, обслуживают сельскохозяйст­венные районы страны. Грузовые автомобили перевозят собранный урожай на элеваторы и склады, доставляют в село сельскохозяйст­венные материалы и много других грузов. Большая часть грузов перевозится на короткие расстояния, но иногда и на дальние - по шоссе в больших прицепах за тягачами. Автомобили, автобусы пе­ревозят по дорогам и немало пассажиров.

Когда нам нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать поездом от Москвы до Владивостока, нужно несколько дней, а чтобы долететь самолётом - несколько часов.

Много грузов перевозит речной транспорт - лес, нефтепродук­ты, строительные материалы. Большое удовольствие можно полу­чить от путешествия по реке на комфортабельном теплоходе.

Морской транспорт обслуживает морские районы нашей стра­ны и соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя тор­говля идёт у нас морем. Но по скорости морской транспорт уступа­ет другим видам транспорта.

IV. Итог урока.

- Назовите виды транспорта.

- Для чего человек использует различный транспорт?

Домашнее задание: учебник, с. 116-119; рабочая тетрадь, с. 45, задание 4.

Урок 32. ЗА ПОКУПКАМИ

Цели: объяснить принципы распределения товаров по специа­лизированным магазинам, ознакомить с особенностями труда ра­ботников торговли; учить ориентироваться в многообразии специ­альных магазинов.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение.

ЕНОТЫ В МАГАЗИНЕ

В магазин пришли с работы Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Говорит продавец: «Две копейки огурец». «Дайте нам по огурцу». «Заплатите продавцу.

Очень точно. Молодцы. Забирайте огурцы».

Вопросы кучащимся:

- Что покупали еноты?

- В каком магазине они были?

- Почему вы так решили?

- Сколько стоит один огурец?

- Сколько денег заплатили еноты? Почему?

II.Изучение нового.

Беседа.

- Что вы сами покупали в магазине?

- С чем вы приходите в магазин?

- Зачем нужны деньги?

- Откуда вы знаете, сколько стоит товар?

- Вы выбрали товар, решили его купить, что вы делаете дальше?

- Если у вас денег меньше, чем стоит товар?

А если больше?

Можно ли купить молоко в обувном магазине? Почему?

Работа с текстом учебника.

- Выполните задание на с. 120.

- Какие ещё бывают магазины?

- Рассмотрите рисунок магазина на с. 121.

- Как он называется?

- Как расшифровать это название?

- Посмотрите, что можно купить в этом магазине?

- Как распределены различные товары?

- Расскажите подробно, что делают люди на каждом этаже ма­газина.

- Что ещё есть в магазинах, кроме торговых залов?

- Для чего служат подсобные помещения?

III.Игра «Универмаг».

В нашем городе открывается новый универмаг. Полки отде­лов пока пусты. Скоро привезут товары. Какие товары поместят в отделы: «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Хозяйст­венные товары», «Электроприборы», «Канцелярские товары», «Ткани», «Спортивные товары».

IV.Работа по учебнику (с. 122-123).

V.Итог урока.

- Для чего вы ходите в магазин?

- Что даёте продавцу в обмен за товар?

Домашнее задание: учебник, с. 120-123; рабочая тетрадь, с. 47.

Урок 33. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Цели: рассказать об областях культуры и их значении; обсу­дить вопрос о необходимости получения образования; учить ори­ентироваться в областях культуры.

Оборудование: запись фрагмента симфонического кон­церта; репродукции картин русских художников.

Ход урока

I. Изучение нового.

Работа по учебнику.

-Рассмотрите фотографии на с. 124.

- Что на них изображено?

- Прочитайте название темы урока.

- Подумайте, какие фотографии относятся к области культуры, какие - к области образования.

Беседа.

-Где бывали вы? Расскажите.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- Куда бы вы хотели ходить часто?

- Что было непонятно, неинтересно?

- Как вы думаете, почему? (Мало знаем об этом.)

• Для учителя.

Театр. Театр входит в вашу жизнь ещё до того, как вы впервые переступили порог зрительное) зала. Вы играли сами с собой и са­ми для себя. Стул превращался у вас то в коня, то в самолёт, то в поезд. Играя, вы могли нарисовать себе усы, нарядиться в немыс­лимый костюм, если надо было «изобразить» кого-то. А когда в игре участвовали ваши товарищи, то вы все вместе, сами порой то­го не подозревая, устраивали коллективное действо. Мальчики бы­ли то свободолюбивыми и бесстрашными индейцами, то отважны­ми солдатами. А девочки играли в куклы, в «дочки-матери».

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки - охотники и земледельцы -собирались на игрицда, на празднества, когда устраивали обряде-вые действа.

Один из секретов неувядаемой молодости театра - живое, не­посредственное общение актёров и зрителей. Такого тёплого чело­веческого контакта не заменит никакой другой вид искусства.

Для ребят ставят спектакли специальные театры юных зрите­лей, кукольный театр. Бывайте там как можно чаще, и вы приоб­щитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.

Есть ещё и театр музыкальный, а внутри него - опера, балет.

Балет. В России первый балетный спектакль состоялся при дво­ре царя Алексея Михайловича в 1673 году в подмосковном селе Преображенском. В истории русского балета много славных стра­ниц. В 19-м веке он стал образцом для балета всего мира. До сих пор во многих странах восхищаются мастерством артистов русского ба­лета, виртуозностью их техники и одухотворённостью исполнения.

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем», - в этих словах выдающейся балерины Галины Улановой заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определе­ние, которое дал русскому балету А.С. Пушкин: «... душой испол­ненный полёт».

Опера. Оперные артисты играют роли так же, как и актёры в спектаклях. Только герои оперы выражают свои мысли и чувства в ариях, в пении, а объясняются друг с другом в дуэтах или речита­тивах, словно разговаривают под музыку.

Оперное искусство родилось на рубеже 16-го и 17-го веков -в эпоху Возрождения. Создателями оперы были поэты, музыканты, художники итальянского города Флоренции. В опере они объеди­нили различные роды искусства: поэзию и музыку, драму и живо­пись. С той поры опера быстро распространилась по всей Европе. В 19-м веке оперное искусство достигло наивысшего расцвета.

Замечательные оперы сочинили известные композиторы:
М. И. Глинка, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-
Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Учитель вывешивает репродукции, называет фамилии художников и названия картин.

- Рассмотрите эти картины.

- Какая из них произвела на вас большее впечатление?

- Почему вы выделили именно эту картину?

- Какие чувства она вызывает у вас?

- Какие мысли и фантазии?

Если день серый, унылый, вы ждёте, когда ветер разгонит об­лака и с ярко-синего неба брызнут ослепительные лучи. Тогда весь мир кажется таким красочным, полным жизни, движения. Повсюду загораются блики, а тени становятся прозрачными, вобравшими в себя отблески окружающих предметов. Запечатлеть это разнообра­зие красок может живопись. Живопись — живое письмо. Тот, кто в совершенстве им овладел, может изобразить и серый, унылый день так, что каждый увидит: он не такой уж серый, однообразный, а по-своему красив и полон настроения.

Живописец может творить чудеса - показать события далёкого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок ит. д.

Живописцем может стать только тот, кто умеет хорошо рисо­вать, потому что рисунок - основа любого изображения.

Для живописного произведения мало быть цветным - оно должно правдиво передавать предметы, их пропорции, объёмы. Трепетную игру тени и света. Мерцание воздуха. Движение. И обя­зательно доносить до нас взволнованность, душевный порыв ху­дожника Музыка — это тоже одна из областей культуры.

- Давайте представим, что мы пришли в большой, светлый, на­рядный зал консерватории. Настроение у нас праздничное, торже­ственное. Сейчас начнётся концерт. На сцене сидят музыканты, в руках у них музыкальные инструменты. Это оркестр. Выходит ди­рижёр. Полная тишина. Он взмахнул палочкой - и зазвучала музы­ка. (Учитель включает запись концерта симфонической музыки.)

- Слышите, как стройно и согласно играет оркестр, как искусно каждый из музыкантов ведёт свою мелодию? (Музыка звучит не­сколько минут.)

- Сможет ли каждый из вас так красиво и стройно играть или так уверенно руководить оркестром?

Для этого надо окончить консерваторию. Так в нашей стране называется высшее музыкальное учебное заведение.

- Подумайте, что необходимо каждому человеку, прежде чем он получит любую профессию?

- Если затрудняетесь ответить, прочтите ещё раз название на­шей темы. (Образование.)

- В каком учреждении каждый человек получает начало обра­зования? (В школе.)

- Что такое школа в вашем представлении?

Судя по археологическим раскопкам, первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах - для обучения будущих священнослужителей, при дворцах - для детей знатных и богатых людей. Но тогда ещё не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. Занятия лига в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учёбу и сколько лет учиться. И лишь более 330 лет назад труден чешского педагога Яна Амоса Коменского в школе появившись классы и специально отведённое для занятий время — урок.

- Прочитайте рассказ на с. 123.

П. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 124-127; рабочая тетрадь, с. 49, задание 4

Наши рекомендации