Сегментация туристического рынка

Современный тур рынок характеризуется большой дифференциацией.

Дифференциация – это разделения рынка на различные сегменты спроса, обусловленные едиными признаками потребления, свойственными каждому сегменту потребления.

Каждый сегмент характеризуется однородностью мотивов и возможностей.

Сегментация рынка:

1. Социально – экономические факторы: пол, возраст, доход, род занятия итд.

2. Культура

3. Географический фактор

4. Адаптация к новому: новаторы и ретрограды

5. Каналом получения товара

6. Использования товара

7. Психологические факторы

Целью тур фирмы является создание соответствующего тематики и составу услуг туристического обслуживания. При этом не забывать о вкусах, привычках и менталитете приезжих.

Изучением потребностей каждой конкретной группы туристов занимается туристический маркетинг. Существуют 12 принципов туристического маркетинга.

1. Обновление продукта 2. Изучение потенциала рынка 3. Учет направлений на рынке 4. Учет региональной разницы 5. Учет сезонной разницы 6. Соответствие рекламного бюджета задачам программы 7. Соответствие политики конкретным целям 8. Испытание новых идей до их внедрения на рынок. 9. Не путать тактику и стратегию. 10. Анализ ошибок маркетинга. 11. Анализ жизненного цикла. 12. Оценка конкурентов.

Тур маркетинг – система организации и управления деятельностью. тур предприятия., направленная. на разработку новых более эффективных видов туристко - экскурсионных. услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества т.п. и учета процессов, происходящих на смежном тур рынке.

К функциям маркетинга относится:

v учет рыночного спроса

v определение оптимального ассортимента

v определение структуры производства (управления)

v принятие эффективных решений

v разработка сбытовой политики

v Содержание маркетинга:

v изучение спроса на т.п.

v требование потребителей к качеству тур услуг

Виды маркетинговых стратегий:

v сегментирование рынка

v инновации

v диверсификация – попутное занятие, которое несвойственно данному турпредприятию

v интернационализация – планомерное, системное, анализ зарубежных рынков

v глобализация – определение общих, независимо от специфики отдельной страны рынков и услуг, т.е. определение глобальных рынков, приоритетных для внедрения

v кооперация

v технологические стратегии – сознательный выбор технических направлений (высокий сервис, культура обслуживания, оперативность. обслуживания. клиентов)

1. Ценовая политика

2. Выбор каналов распределения

3. Обслуживание (уровень сервиса, страхование)

4. Реклама и promotion

5. Стимулирование сбыта (продаж).

Жизненный цикл продукта – время существования товара или услуги от его появления на рынке на продажу до момента исчезновения с рынка. существует пять стадий цикла:

1. Разработка

2. Внедрение

3. Рост

4. Зрелость

5. Спад

Лекция 8. Социально-экономическое значение внутреннего туризма

1.Экономическая функция внутреннего туризма

Внутренний туризм занимает особое место в жизни любого общества. Современное производство внутренних туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолирован­ным, функционирующим и развивающимся вне региональной экономики. В реальной хозяйственной жизни производство тур- продукта базируется на межотраслевой производственной коопе­рации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли эконо­мики, поставляющие туризму, с одной стороны, необходимые средства производства, технические условия производства, или, говоря иначе, формирующие материально-техническую базу ту­ризма, с другой — доводящие произведенные туристские продук­ты до потребителя.

На основе такого взаимодействия различных отраслей возни­кает комплекс внутреннего туризма. Таким образом, внутренний туризм представляет собой функциональную многоотраслевую подсистему, в которой происходит его взаимодействие с сопряжен­ными отраслями экономики по производству туристских продук­тов, товаров и услуг и их реализации.

Включение внутреннего туризма и его экономики в националь­ное и региональное хозяйство России — одна из важных законо­мерностей начала XXI в. Однако теоретическое осмысление про- блбм, связанных с внутренним туризмом, отстает от быстро меня­ющейся туристской практики. В результате российский внутрен­ний туризм страдает определенной ограниченностью, отсутст­вием целостного представления о его структуре, месте и роли в национальной и региональной экономике, в развитии предпри­нимательства. Это оказывает негативное влияние на разработку и принятие крупных решений в сфере политики и экономики внут­реннего туризма.

Внутренний туризм всего лишь один сегмент экономиче­ского развития региона, но при определенных предпосылках и ус­ловиях он может стать достаточно эффективным направлением региональной экономики. Будучи сложным социально-экономи­ческим процессом с множеством собственников туристских пред­приятий и средств размещения, внутренний туризм оказывает су­щественное влияние на отдельные экономические субъекты (микроэкономику) и на национальную экономику в целом (макро­экономику).

Внутренний туризм так или иначе оказывает воздействие на различные сферы жизни общества. В экономическом отношении он рассматривается как:

п определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продук­ции;

о часть хозяйственного комплекса страны, включающая оп­ределенные отраслевые виды производства и экономиче­ской деятельности;

О экономическая наука, изучающая туризм как сферу хозяй­ства страны или региона;

О общественная наука, изучающая поведение в сферах про­изводства туристского продукта, его потребления, распре­деления и обмена;

о современная экономическая теория, изучающая поведе­ние хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, рас­пределения, обмена и потребления туристских услуг в це­лях удовлетворения человеческих потребностей.

Для измерения роли и места туризма в национальной эконо­мике принято соотносить основные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателями, измеряющими объемы нацио­

нального производства. Статистическая служба ООН рекоменду­ет использовать в качестве основного показателя валовой внутрен- нйй продукт (ВВП) — сумму добавленной стоимости всех про­изводителей товаров и услуг. Внутренний туризм оказывает определенное влияние и на другие основные макроэкономические показатели: чистый национальный продукт, национальный доход, личное потребление и сбережение граждан, инвестиции и другие параметры.

Практически все отрасли региональной экономики прямо или косвенно участвуют или могут участвовать в функционировании комплекса внутреннего туризма, несмотря на то что вычленить туристскую составляющую и провести четкую границу турист­ского сектора инструментами современной статистики чрезвычай­но сложно. Доля внутреннего туризма в ВВП колеблется от 6 8%

в европейских странах до 1% в США и 0,5% в России.

Его экономическая функция проявляется в различных направ- лениях общественной жизни. При этом как экономическое явле­ние современный внутренний туризм:

□ имеет индустриальную форму, которая значительно рас­ширила и углубила технологические и функциональные связи туризма с другими отраслями национальной эконо­мики;

о создает новые рабочие места, выступает пионером освое­ния новых районов, ускоряет развитие национальной эко­номики;

о перераспределяет доходы в пользу регионов, специализи­рующихся на туризме;

□ служит мультипликатором роста национального дохода, занятости, развития местной инфраструктуры;

□ характеризуется высоким уровнем эффективности и бы­строй окупаемостью инвестиций;

□ выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия,, поскольку именно эти элементы; составляют основу его ресурсной базы;

□ совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Таким образом, внутренний туризм способен влиять на эко­номику региона и страны, на хозяйственную, социальную и гума­нитарную сферы общественной жизни.

Взаимосвязь между отдельными составляющими комплекса внутреннего туризма целесообразно изучать с помощью систем­ного экономического анализа и моделирования. Базовое звено эко­номических исследований внутреннего туризма — схемы эконо­мического развития туристской сферы отдельных территорий. В них содержатся оценки общего регионального развития: хозяй­ства региона, уровня природопользования, степени реализации ос­новных производственно-экономических и социальных программ, динамики состава и уровня жизни населения и др., а также оцен­ки развития сфер туристского комплекса.

Наши рекомендации