Лекция 2. Правовые основы внутреннего туризма в РФ.
1. Законодательная база внутреннего туризма
Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
охрана окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
нормативного правового регулирования в сфере туризма;
разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)
содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
развития научных исследований в сфере туризма;
стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
информационного обеспечения туризма;
создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
оказания государственных услуг в сфере туризма;
взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации.
Законодательная поддержка внутреннего российского туризма базируется на международных и национальных правовых актах. При этом все международные документы носят рекомендательный характер, тогда как российские имеют силу законов и подразделяются на два типа: оказывающие прямое и косвенное воздействие на функционирование внутреннего туризма. Многие правовые источники отмечают несовершенный характер российского туристского законодательства вообще и посвященного вопросам внутреннего туризма в частности.
К основным международным документам рекомендательного характера, регулирующим правовые, организационные и экономические вопросы внутреннего туризма, относятся: Манильская декларация по мировому туризму (1980); Гаагская декларация по туризму (1989); решения Осакской конференции министров по туризму (1994); решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992); Хартия туризма и Кодекс туриста, принятые 6-й сессией Генеральной ассамблеи ЮНВТО (1985); Директива ЕС по качеству туристских услуг и турпродукта в европейских странах (1993), решения и рекомендации ЮНВТО. Перечисленные законодательные акты направлены на уменьшение риска при путешествиях, интенсификацию развития туристской индустрии. Эти документы определяют государственные задачи в сфере развития туризма и средства их достижения, регулирование отношений между производителями и потребителями туристских услуг, а также иные актуальные для развития туризма цели и задачи, решение которых невозможно без соответствующей правовой основы.
В настоящее время правовую основу туристской деятельности, защиты прав и интересов туристов составляют:
– Гражданский кодекс РФ.
– Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
– Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.).
– Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
– Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 г.).
– Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.
– Положение о лицензировании турагентской деятельности. Утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.
– Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
– Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г.
– Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.
– Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г.
– Государственные стандарты группы «Туристско-экскурсионное обслуживание».
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»указывает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в целях защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Закон определяет отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечисляет основные права и обязанности продавца и покупателя, предусмотренные договором. Закон регламентирует ответственность продавца за достоверность информации о турпродукте и качество входящих в него услуг. Таким образом, если раньше из Закона РФ «О защите прав потребителей» приходилось брать норму, касающуюся продажи товаров или оказания услуг, и адаптировать ее применительно к специфической отрасли туризма, то с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» большинство коллизионных моментов стало регулируемым. Ст. 5 Федерального закона предусматривает лицензирование, стандартизацию туроператорской и турагентской деятельности, сертификацию туристского продукта, обеспечивая этим защиту прав и интересов туристов.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) уже имеет определенный стаж в качестве нормативного документа, регулирующего отношения между туристом и турфирмой: накопилась большая судебная практика применения этого Закона, имеется специальное постановление Пленума Верховного суда РФ, регламентирующее применение Закона судами при рассмотрении конкретных дел с участием туристов.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Невыполнение турфирмой правил и условий, предусмотренных этим Законом, а также положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, рассматривается как нарушение и может привести к ликвидации лицензии турфирмы.
Лицензирование туристской деятельности – действенная мера по предупреждению проникновения на туристский рынок недобросовестных предпринимателей, а также по защите прав и интересов туристов и созданию условий для соблюдения законодательства.
Сертификация, как и лицензирование, является одним из способов государственного контроля над качеством и безопасностью предоставляемых потребителю туристских услуг. Сертификат подтверждает, что туристское предприятие гарантирует клиенту безопасность поездки, здоровье, сохранение имущества, качественное обслуживание. Важно и то, что сертификация защищает как клиента, так и турфирму: клиента – понуждая турфирму четко и в полном объеме выполнять все установленные законами и другими нормативными актами правила и нормы оказания услуг с тем, чтобы клиент за свои средства получал качественное обслуживание; турфирму – путем применения тех же законов и нормативных актов, не дающих туристу возможность найти недостатки в обслуживании и выдвинуть против турфирмы обоснованные претензии.
Несмотря на то что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования. Поэтому российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов продолжает развиваться, в частности, путем детального урегулирования отношений между туристом, желающим совершить путешествие, и турфирмой, предоставляющей ему эту возможность.
Региональные власти также проявляют законодательные инициативы, периодически обращаясь к проблемам внутреннего туризма. Так, во многих субъектах РФ в конце 90-х гг. XX в. были приняты законы о региональной туристской деятельности.
- Национальные туристские организации.
Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации.
Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.
Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на федеральном и региональном уровнях означает воздействие субъекта управления на объект управления.
На федеральном уровне к субъектам управлениятуризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, Минэкономразвития России, Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту; на региональном – местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму (в Москве —
Комитет по туризму правительства г. Москвы; в Санкт-Петербурге – Комитет по туризму и развитию курортов администрации г. Санкт-Петербурга; в Московской области – Комитет по туризму при правительстве Московской области).
Объектом управления(управляемой подсистемой) являются туристские организации, сам процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.
Управление осуществляется посредством прямых, управленческих, связей, а также через методические, или функциональные.
Совет по физической культуре и спорту при Президенте РФ должен обеспечивать:
– разработку основ государственной политики в сфере спортивного туризма;
– участие в разработке законодательства РФ по спортивному туризму;
– координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере спортивного туризма;
– анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Совета по физической культуре и спорту носят рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.
В задачи Национальной туристской корпорации (НТК),созданной при Торгово-промышленной палате РФ, входят:
– объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
– создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
– строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
– инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
– содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России;
– продвижение совместно с Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
– выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством РФ.
Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.
В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов. Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.
В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.
Российский союз туриндустрии (PATА). РАТА – Российская ассоциация туристских агентств была создана в Москве (1993 г.) для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России. С 1997 г.
РАТА стала полноправным членом Всемирной туристской организации. С 2001 г. переименована в Российский союз туриндустрии (РАТА). Союз является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создан в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.
Союз имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).
Союз насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов Союза заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа– и автоперевозками.
При Союзе действуют комитет по внутреннему туризму и комиссии: по детскому и молодежному туризму; по вопросам страхования в туризме; по информационным технологиям в туризме.
Цели Союза:
– защита коллективных интересов членов Союза;
– влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Союза, а также содействие ее эффективной реализации;
– противодействие монополизму в туристской деятельности;
– содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
– защита интересов национальных производителей туристских услуг;
– содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Союза;
– представление интересов членов Союза в туристских международных неправительственных организациях.
Исходя из поставленных целей Союз определил основные задачи:
– привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов Союза для наилучшей реализации профессиональных интересов; участие в разработке государственных и местных правовых нормативных актов;
– выполнение функций коллективного заказчика;
– правовая защита интересов туристских предприятий членов Союза;
– организация информационной, консультативной и методической помощи;
– создание банков данных других информационных систем, содействующих эффективной работе членов Союза;
– взаимодействие с организациями, имеющими отношение к туризму, представление коллективных интересов членов Союза;
– представление интересов членов Союза в органах государственной власти;
– осуществление рекламной и редакционно-издательской деятельности;
– организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с целью обмена и реализации достижений членов Союза.