Расчет топливной характеристики
Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении транспортной работы в различных условиях эксплуатации. Топливная экономичность зависит от часового расхода топлива Q1 и удельного эффективного расхода топлива gе. Основным параметром топливной экономичности является путевой расход топлива Qs, л/100 км.
Для расчета топливной характеристики определяется максимальный часовой расход топлива в кг для каждого значения nеi/nеmax по формуле
Q1 = , (11.1)
где gеmin – минимальный удельный часовой расход топлива, г/кВт ч; Nеmax –максимальная эффективная мощность двигателя, кВт.
Для каждой передачи рассчитывается максимальный фактический часовой расход топлива
Qт = , (11.2)
где значения Рс и Рт для каждой передачи берутся из расчета тяговой и динамической характеристик (см. раздел 6).
На основании выражения (11.2) рассчитывается путевой расход топлива на каждой передаче
Qs = , (11.3)
где V – скорость автомобиля на данной передаче, м/с; ρ – плотность топлива, кг/л.
Материал раздела представить описательной теоретической частью, графической зависимостью Qs = ƒ(V).
|
ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ РГЗ
Графический материал РГЗ (схемы, графики и т.д.) выполняется на чертежной бумаге формата А1 (841х594; ГОСТ 2.204-68). На первом листе графической части располагаются:
· общие виды транспортного средства с указанием конструктивных размеров, параметров профильной проходимости, центра масс автомобиля;
· вариант укладки груза в кузове (контейнере);
· графики зависимости коэффициентов использования номинальной грузоподъемности автомобиля (контейнера) от вариантов укладки груза;
· в табличной форме показатели устойчивости(критическая скорость по скольжению, критическая скорость по опрокидыванию), маневренности (ширина динамического коридора - ГПД, внутренняя составляющая ГПД, наружная составляющая ГПД, наружный габаритный радиус, внутренний габаритный радиус, сдвиг центров задних осей тягача и прицепа),динамика разгона (время разгона на участке 400 м, время разгона на участке 1000 м, время разгона до 60 км/ч, скорость в конце участка 1000 м).
На втором листе –
· тяговая характеристика РТ = ¦(V) и РС = ¦(V);
· график ускорений j = ¦(V);
· топливная характеристика Qs = ƒ(V);
· скоростная характеристика V = ¦(tрi), V = ¦(Sрi).
ВЫБОР ЗАДАНИЯ НА РГЗ
Задание на РГЗ выбирается из таблицы по последней и предпоследней цифрам шифра зачетной книжки студента.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РГЗ
РГЗ оформляют в виде расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительную записку выполняют рукописным способом на листах писчей бумаги формата А4 210х297 мм по ГОСТ 2.301 четким и аккуратным почерком чернилами, пастой или тушью одного цвета (черного, синего или фиолетового); высота букв или цифр текста должна быть не менее 2,5 мм.
При выполнении пояснительной записки на компьютере с использованием текстовых редакторов типа Word for Windows рекомендуется использование шрифта «Times New Roman» высотой 14 пунктов через 1,5 интервала. В таблицах, примечаниях и пояснениях к тексту – высота шрифта 12 пунктов.
В целом оформление РГЗ основывается на стандарте организации (СТО 4.2 – 07 - 2012) – «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности».
Иллюстрации (диаграммы, чертежи, схемы и т. д.) допускается представлять на листах миллиметровой бумаги в соответствии с форматом листов текстовых документов.
Графический материал РГЗ (схемы, эпюры, графики и т. д.) выполняют на чертежной бумаге. Его размещают на листах форматом А1 841´594 (ГОСТ 2.301).
Литература
1.Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. – М.: Машиностроение, 1986. – 240 с.
2.Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов В.А.Конструктивная безопасность автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. – 212 с.
3.Боровский Б.Е. Безопасность движения автотранспортных средств. – Л.: Лениздат, 1984. – 305 с.
4.Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. М.: «Академия», 2004. – 528 с.
5. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Справочник. – СПб.: Издательство ДНК, 2006. – 536 с.
6. СТО 4.2 – 07 – 2010. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. – Красноярск. СФУ, 2010. – 57 с
7. Краткий автомобильный справочник. Том 2. Грузовые автомобили. – М.: Компания «Автополис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2005. - 560 с.
8. Тарасик В.П. Теория движения автомобиля: Учебник для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 478 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения
2. Порядок выполнения РГЗ
Введение
Характеристика базового транспортного средства
Характеристика груза
Размещение груза на транспортном средстве
Определение центров масс транспортного средства, груза и нормальных реакций дороги
Определение аэродинамических параметров транспортного средства
Расчет тяговой и динамической характеристик
Расчет ускорений
Расчет скоростной характеристики
Расчет тормозных свойств транспортного средства
Определение показателей устойчивости, маневренности
Расчет топливной характеристики
3. Выбор задания на РГЗ
Литература
Задание на РГЗ
Предпоследняя цифра шифра | Тип автомобиля | Последняя цифра шифра | Наименование груза | Габаритные размеры, мм | Вес единицы груза, т |
КамАЗ-5320 | АУК-0,625 | 1150х1000х1700 | 0,425 | ||
ЗиЛ-431410 | АУК-1,25 | 1800х1050х2000 | 1,0 | ||
ГАЗ-3309(диз.) | УУК-2,5 | 2100х1325х2400 | 2,3 | ||
МАЗ-5332 | УУК-3 | То же | 2,32 | ||
ЗиЛ-441510+ ОдАЗ 93571 | кирпич обыкновенный | 250х120х88 | 1,4-1,44* | ||
МАЗ-54331 | ящики | 708х400х150 | 0,036 | ||
КамАЗ-5410 | мешки | 850х630х140 | 0,040 | ||
ЗиЛ-433100 | ящики | 824х400х200 | 0,045 | ||
ГАЗ-3307 | мешки | 900х450х150 | 0,045 | ||
ЗиЛ-431410+ ГКБ 8328 | ящики | 596х396х256 | 0,040 |
* Объемный вес, т/м3