Характеристика современного состояния автотранспорта России
При выявлении острых проблем в области транспортной науки необходимо рассматривать проблемы научной сферы в общем, в более глобальном смысле.
К основным актуальным проблемам инженерных наук в сфере разработки и внедрения в производство относят на сегодня следующие проблемы:
1. Снизился уровень инженерного образования в России, вследствие чего образовался недостаток высококвалифицированных кадров в области инженерии. В развитии экономики России инженерное образование играет важную ключевую роль. Усилия государства в модернизации машиностроительной промышленности успеха как такового не принесёт, если не будут обеспечены квалифицированными кадрами.
Но и само образование необходимо модернизировать, основываясь на русские традиции, принимая опыт лучших университетов мира. Проблема инженерного образования в России вызвана, прежде всего, политическими и экономическими потрясениями 20-го века. В тот кризис упал престиж инженерной специализации в целом, и, впоследствии, возник дефицит кадров в машиностроительных отраслях промышленности из-за резкого оттока высококвалифицированных кадров. Специалисты выбирали работу престижнее, крупнее и перспективнее.
2. Устаревшее отечественное оборудование на российских производствах. По той же причине, что и первая причина, а точнее, в связи с потрясениями минувшего века, с 90-х годов, когда рыночная экономика вытеснила производственную отрасль на второй план, многие производственные предприятия снизили качество и уровень производимой продукции, а некоторые даже прекратили свое существование. Очевидно, производство в многих регионах страны теперь нуждается в модернизации.
3. Износ основных фондов всех видов транспорта. На сегодня износ транспорта составляет более 50%, и данная тенденция старения продолжает существовать.
4. Недостаточность государственного финансового обеспечения, вызванная со спадом российской экономики в целом.
5. Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню оснащенности населения автомобилями. Около 40 000 населенных пунктов России не имеют связей с центральной автодорожной сетью.
6. Неравномерность при использовании мощностей трансинфраструктуры. В наше время рост спроса на автомобильный транспорт непрерывно растет.
Таким образом, российские производители озадачились внедрением на мировой рынок автомобилей российского производства, которые смогут посоревноваться в своей уникальности с автотранспортом других стран.
Правительство Российской Федерации также осуществляет ряд мер, способствующих росту и улучшению машиностроительной индустрии. Так, выработаны программы на ближайшие 5 лет по развитию транспортной индустрии, мер по обеспечению безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта на дорогах России, а также на строительстве, производстве.
Также существуют научные сообщества инженеров, ученых, озадаченных поисками решения проблем в области эксплуатации автомобильного транспорта. Над улучшением российского инженерного образования правительство тоже ведет активную работу. В частности, президент Российской Федерации выделяет основные положения-рекомендации, на которые нужно обратить внимание при реорганизации инженерно-технического образования.
К ним относятся:
1) Изменение структуры образования, выделение больших академических часов для практических занятий;
2) Приглашение с целью преподавания на технических факультетах лучших специалистов, ученых из-за рубежа. Программа мегагрантов в лабораториях позволяет аспирантам и студентам учиться у лучших ученых;
3) Развитие академической мобильности, введение практики обучения лучших учёных и преподавателей серьёзных Московских и Петербургских университетов;
4) Привлечение с целью преподавания на технических факультетов компетентных специалистов, работающих в определённой автомобильной транспортной отрасли промышленности;
5) Своевременная корректировка образовательных стандартов с учётом лучшего опыта советских и европейских университетов;
6) Мотивация и стимулирование студенческих разработок. Применяя этот опыт появятся конкурсы на лучшую разработку.
За последнее время производство новых марок автомобилей в нашей стране резко модернизировалось. Так, для производства нового автомобилей «LADA XRAY» и «LADA VESTA» российская компания пригласила известного немецкого дизайнера Стива Маттина, который ранее разрабатывал дизайны Вольво и Мерседеса. Главная примечательность автомобиля «LADA XRAY» – это икс-образная решетка радиатора. Модернизация машиностроительного производства АВТОВАЗ до сих пор удивляет выпуском в эксплуатацию нового автомобильного транспорта. «LADA VESTA», произведенная в 4-м квартале 2014г., была направлена в Германию, где с ней проводили ряд испытаний по доводке системы (ESP) курсовой устойчивости, которая будет входить в базовую комплектацию в эксплуатации автомобильного транспорта[1].
Необходимо дополнить, что в производстве автомобиля «LADA VESTA» играет существенную роль государственный проект «ЭРА-ГЛОНАСС», в котором спутниковый навигатор совместно с современными технологиями, такими как сотовая связь, микроэлектроника, информационные сервисы используются с целью выполнения задач по безопасности людей на автомобильном транспорте. Использование данного проекта и его развитие содействует профилактике аварийности, увеличению уровня безопасности, в частности, при перевозке детей и пассажиров.
Автомобиль Нива уже модернизируют как внутренне, так и внешне, заменяют двигатель, собранный за рубежом, изменяют дизайн, устанавливают ав томатическую коробку передач, обновляют узлы и агрегатов. Дата планируемого выпуска в эксплуатацию автомобильного транспорта 2017г.
В 2015 году учёными ВНИИАМ были достигнуты успехи в области деформации, литья, термической обработки и защиты от коррозии алюминиевых сплавов. Были проведены исследования в области инновационных технологий получения, обработки и защиты алюминиевых сплавов для сложных техсистем. Хотя ВНИИАМ институт авиаматериалов, разработанные инновации теоретически могут сыграть основную роль в модернизации машиностроительной индустрии России.
Между инновационным Агентством за рубежом и интернационализации итальянских компаний и департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы на всемирной выставке Экспо-2015 было подписано соглашение о сотрудничестве. Между руководителем Российской группы компаний Акционерного общества АХК "ГНЦ ВНИИМЕТМАШ им. академика А.И. Целикова" Пироженко А. и его коллегой из компании Bonetti Costruzioni Meccaniche S.r.l. М.А. Бонетти было подписано Соглашение о размещении производства промышленного оборудования итальянской компании на территории Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института металлургического машиностроения.
В последние годы ГНЦ ВНИИМЕТМАШ реализовано более 20 инновационных проектов, в настоящее время продолжают работу по разработке и созданию автоматизированной линии прокатки малолистовых параболических рессор для грузовых автомобилей. В ГНЦ НИИМЕТМАШ более 4-х тыс. изобретений.
До сих пор идет работа над развитием беспилотного транспорта российскими учеными и разработчиками государственного научного центра Российской Федерации НАМИ, учеными компании «РобоСиВи» (резидент фонда «Сколково»). Система распознования окружающей среды, внедренная в транспорт, превосходит человеческое зрение, что позволяет транспорту быть очень осторожным и аккуратным на дорогах. В нем установлены два лидара, два ра дара, благодаря которым транспорт получает 3Dкартинку с картой местности на расстояниях в пределах до 200 метров.
Это дает возможность строить визуально окружающее пространство, узнавать расстояние до целей или каких-либо объектов. Затем обработка всей поступившей информации происходит в бортово-вычислительном комплексе, где и создается схема окружающей картины. Далее данные переходят в модуль, которые отвечает за принятие решений, где компьютер выявляет полосу и линию движения, анализирует возможность обгона впереди идущего автомобиля, неизбежность аварийного торможения и проводит множество других операций в режиме реального времени.
Государство планирует развивать данную сферу, и планируется массовый выпуск такого транспорта в России. В долгосрочной перспективе к 2035 году компании нашего государства планируют войти в список мировых лидеров в данной сфере. На практике такая система дает множество возможностей, таких как, например, повышение производительности труда на производствах, использующих транспорт, в том числе, на угольных и рудных карьерах. Да и при частном использовании она достаточно комфортна.
Таким образом, решениями актуальных вопросов в автомобильном транспорте являются, прежде всего:
· улучшение качества образования инженерных профессий, нацеленность на практическую сторону обучения;
· создание финансово-экономической транс-инфраструктуры, основной задачей которой будет являться обеспечение стабильного функционирования и развития производственных предприятий транс-индустрии, плотное взаимодействие транс-отрасли с отраслями обслуживания;
· с межотраслевыми структурами; объединение и совместная работа с зарубежными партнёрами с целью перенимания друг у друга необходимого опыта для создания собственной конкурентоспособного инструмента в сфере эксплуатации автомобильного транспорта,
· постепенное развитие грамотной коммерции на предприятиях и их приватизация;
· работа над созданием одинаковых условий для развития в транспортной отрасли всех форм собственности, включая иностранные инвестиции, стимулирование предпринимателей в транспортной среде и образование конкурентной среды;
· нацеленность на увеличение надёжности и долговечности транспорта.