Технологический процесс забора иловых отложений
Для решения проблемы забора и транспортировки ила первичных отстойников предлагается технологическая схема, состоящая из комплекса насосного оборудования (рис 2.1) и позволяющая производить забор и транспортировку иловых отложений низкой влажности.
1 – разбалтыватель; 2 – заборное рабочее колесо; 3 – шнек; 4 – размельчитель; 5 – сетка; 6 – приводный двигатель; 7 – лебедка; 8,12 – задвижки; 9 – насос центробежный; 10 – струйный смеситель; 11 – насос смесителя; 13 – пантон
Рисунок 2.1 – Технологическая схема насосного оборудования для забора и транспортировки навоза низкой влажности
В работе предлагается два варианта установки оборудования:
- на плавучем понтоне весь комплекс;
- на плавучем понтоне только заборные механизмы, с подачей в стационарную насосную станцию.
И два варианта транспортировки ила, в песколовки и иловые площадки.
2.1.1 Технологическая схема производства работ по 1му варианту (транспортировка ила в песколовки)
Технологическая схема производства работ показана на рисунках 2.2 и 2.3. При транспортировке ила из отстойников в песколовки, по вышеприведенным из-за увеличенной длительности транспортировки эжектором, предусматривается установка дополнительного центробежного илового или грунтового насоса. По рисункам видно, что максимальная дальность транспортировки пульпы от струйного до центробежного насоса ≈ 100 м и дальность транспортировки центробежным насосом составляет 290 м. геометрическая высота подъема пульпы эжектором составляет 5,1 м.
Для проведения гидравлического расчета струйного аппарата и диаметров трубопроводов приняты следующие исходные данные. Расчет эжектора проведен для существующего стационарного насоса 4к 90/85 с параметрами Н=80 м, Q=90 м3/час подающего рабочий поток к стуйному аппарату.
Канализационные стоки подаются в смеситель. После смешения смесь с оптимальной влажностью, необходимой для возможной транспортировки по трубам, подается в центробежный насос. В дальнейшем смесь по трубопроводу насосом подается в иловые площадки.
2.1.2 Технологическая схема производства работ по 2му варианту (транспортировка ила в устройство по разделению пульпы на фракции с дальнейшей погрузкой ила в мобильные средства)
Согласно календарного плана необходимо разработать и изготовить установку очистки технологических емкостей струйным аппаратом для подъема пульпы из аэротенка в устройство для выделения взвешенных частиц и разработать устройство включающее в себя емкость для сбора взвешенных частиц и шнековый насос для выгрузки ила из емкости.
В настоящей работе прилагается краткий расчет и общий вид струйного аппарата как с центральным так и кольцевым подводом рабочего потока который может быть использован как для 1го так и для 2го варианта производства работ. Вероятность использования 1го варианта с транспортировкой ила в песковые бункера отпадает, т.к. стоимость договора в этом случае возрастает ориентировочно в 2÷2,5 раза.
Расчет стоимости производства по 2му варианту работ нет необходимости проводить, т.к. данный вариант предусмотрен настоящим договором.
По данному варианту, в настоящее время, выполнены конструкторские разработки и изготовлен образец шнекового насоса для выгрузки песка и ила из бункера в мобильный транспорт. Кроме того в данном разделе предлагается расчет некоторых элементов шнекового насоса.
Вариант предусматривает транспортировку пульпы состоящей из песка, ила и технической воды эжектором из аэротенка в устройство разделяющее ил от песка, дальнейший сброс ила во вторичный отстойник, погрузку песка шнековым насосом в мобильный транспорт.
Производственные испытания комплекса насосного оборудования, смонтированного на понтоне, показали возможность устойчивой работы центробежного насоса НЖН – 150. Плавучая конструкция установки позволяла по мере уменьшения глубины в накопителе иметь стабильную высоту всасывания и паспортные данные насоса.
Приведенная схева универсальна и пригодна как для погрузки ила в мобильный транспорт, так и для его подачи на иловые площадки.
Центобежный насос 9 может устанавливаться как стационарно, так и на понтоне. Смеситель 10 может быть использован и как механизм, повышающий влажность осадков для транспортировки по трубам, и как механизм, способствующий повышению напора шнека. Настоящей работой в качестве погрузчика предлагается технологическая схема комплекса насосного оборудования на базе выпускаемой насосной установки НЖН – 200 с измененным заборным устройством (см. рис 2.2)
1 – двигатель; 2 – корпус насоса; 3 – рабочее колесо; 4 – шнек; 5 – конфузор; 6 – заборное устройство; 7 – всасывающий патрубок |
Рисунок 2.2 – Схема насосной установки с предвключенным шнеком и заборным устройством
Производственные испытания на очистных сооружениях Ростовского водоканала показали устойчивую возможность забора, погрузки и транспортировки ила с плотностью ρ1 до 1,5÷1,6 т/м3.
Рисунок 2.3 – Схема расположения отстойников, струйных аппаратов, центробежного насоса и полиэтиленового трубопровода.
ЧЕРТЁЖ
Рисунок 2.5 – Схема расположения струйных аппаратов в отстойниках
ЧЕРТЁЖ
Вышеприведенные разработанные варианты системы смешения густой фракции иловых отложений с водой и комплекса насосного оборудования для забора и транспортировки ила позволили снять проблему утилизации иловых отложений , дали возможность проектным организациям иметь схему механизированных технологических процессов, устраняющих многие недостатки традиционных схем.
Для погрузки песка разработан шнековый насос содержащий разбалтыватель, изготовленный в виде конуса с закрепленными на нем ножами. Разбалтыватель закреплен на валу при помощи гайки, вал вращается в подшипниках.
Подшипники установлены в корпусе входного направляющего аппарата. От попадания жидкости и влаги подшипник защищен манжетами.
За входным направляющим аппаратом расположено рабочее колесо с подвижными ножами для первичного измельчения массы. Рабочее колесо закреплено на валу при помощи шпонки и гайки, за рабочим колесом расположен выравниватель потока, ребра которого служат одновременно неподвижными ножами и опорами центральной втулки, где расположены парные, шариковые, радиально упорные подшипники, воспринимающие осевые и радиальные нагрузки и защищены манжетами.
За выравнивателем потока установлен шнек, выполненный за одно целое с валом.
На хвостовике вала установлены подвижные ножи, зазор между ножами и сеткой регулируется регулировочными шайбами.
Хвостовик вала выполнен в виде квадрата, через который подается крутящий момент от вала промежуточного корпуса и оканчивается центрирующим пальцем Ø30мм.
Заборный узел крепится к промежуточному корпусу хомутом. Для обслуживания заборного устройства необходимо отсоединить его от промежуточного корпуса, сняв хомут и выведя из соединения валы промежуточного корпуса, затем отсоединить хомут, сняв обечайку шнека, освободив последний для осмотра и обслуживания.
Промежуточный корпус содержит проставку с подшипниковым узлом, состоящим из радиального подшипника фиксирующего вал в радиальном и осевом направлении, а так же манжеты, защищающие подшипники. На выходе из промежуточного корпуса вала установлено манжетное уплотнение и за ним подшипниковый узел с шариковым сферическим подшипником и защищающими его манжетами.
Вал соединяется с валом электродвигателя через предохранительную пружинную кулачковую муфту.
РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ НАСОСА
Исходные данные:
Расход жидкости м3/час м3/с
Мощность двигателя кВт
Частота вращения вала об/мин
Расчет проведен исходя из мощности электродвигателя.
– Находится теоретический напор, который может быть обеспечен данным эл. двигателем без учета потерь в насосе.
Мощность на валу насоса определяется по зависимости:
,
где кгс/м3 – удельный вес перекачиваемой жидкости; м3/с – подача (производительность насоса); – напор перекачиваемой жидкости м.ст; – полный КПД насоса, учитывающий гидравлические, механические и объемные потери.
(м.ст.)
Расчет мощности потребляемой на резание не проводится и в виду отсутствия экспериментальных данных принимается для оценочного расчета 10-15 % от мощности двигателя, что соответствует м.ст.
Рабочим колесом шнекового насоса служит шнек – осевая лопаточная решетка, состоящая из небольшого числа лопаток. Поверхность лопатки шнека представляет собой винтовую поверхность и описывается уравнением:
.
На входе в шнек отсутствует подкрутка потока, поэтому окружная составляющая скорости . Следовательно основное уравнение для шнека – уравнение Эйлера, примет вид:
(м.)
Лопатки у шнека выполнены по винтовой поверхности непрфилированными и поэтому постоянства теоретического напора по высоте лопаток не наблюдается. Теоретический напор для элементарной струйки жидкости:
(м.)
У шнека имеется такой расчетный диаметр , при движении вдоль которого элементарная струйка создает напор , равный осредненному теоретическому напору, т.е.
(м.)
Экспериментальные исследования показали, что у автономного шнека
– расчетный диаметр.
Для шнека с параметрами
мм – наружный диаметр шнека;
Мощность рабочего колеса затрачивается на закрутку потока. Ножи рабочего колеса увлекают за собой поток, таким образом, окружная составляющая абсолютной скорости потока на выходе из рабочего колеса стремится к U – окружной скорости самого колеса. Предварительная закрутка отсутствует, т.е. С1U = 0 и С2U = U, тогда формула теоретической мощности для элементарной струйки:
преобразуется в
где , соответственно осредненный теоретический напор
, где
В первом приближении принимается ДР = ДСР на выходе из рабочего колеса ДР = 200 мм, тогда UР = 10,47 м/с, а LСТ.Р = 11,2 м.ст.
LСТ.Р = 11,2 м.ст. – это теоретическая работа, сообщенная потоку, но самим рабочим колесом, с учетом КПД потребляется LСТ.Р = L/η0, где η0 = 0,5…0,6 – КПД размельчителя, т.е. потребляемая ступенью энергия равна L/η0 = 11,2/0,5…0,6 = 22,4…18,67 м.
Таким образом, рассмотренный вариант предварительного размельчителя не обеспечивает работоспособность заборного устройства и не поддается регулировке, так как геометрия ножей-лопаток диктуется конструктивно-прочностными факторами. Поэтому предлагается перейти к другому варианту.
Теоретическая работа ступени принимается равной LСТ = 6,3 м., исходя из мощности двигателя, находятся геометрические параметры лопаток. Лопатки не профилированные, поэтому принимаются угол установки лопаток равным углу выхода потока из ступени. Из треугольника скоростей находим
,
где угол выхода
(м/с) – осевая составляющая абсолютной скорости потока на выходе из ступени;
F2 (м2) – площадь на выходе из ступени;
Uр2 (м/с) – окружная скорость рабочего колеса на расчетном диаметре;
С2UP (м/с) – окружная составляющая абсолютной скорости на выходе, т.к. предварительная закрутка отсутствует С1U = 0, то
LСТ = Uр2 С2UP/g, отсюда С2UP = LСТ ּg/ Uр2
Uр2 = , ДР2 = ДСР2 = 210 мм, ДН2 = 320 мм, dВТ2 = 104 мм,
Подставляя полученные величины, получаем Uр2 = 11 м/с.
С2UP = 6,3 ּ9,8/11 = 5,61 м/с
м/с
=0,145, 8,20
Проверяется угол атаки, для этого найдется угол входа потока:
,
где осевая составляющая абсолютной скорости потока на входе в ступень:
(м2) – площадь на входе в ступень
Uр1 = , ДР1 = ДСР1 = 230 мм, ДН1 = 360 мм, dВТ1 = 100 мм.
Подставляются величины: м/с
Uр1 = м/с, , .
Таким образом, угол атаки что вполне удовлетворительно.
Мощность двигателя расходуется на процесс резания, работу шнека, осевого компрессора и разбалтывателя (центростремительного компрессора).
Таким образом:
где механические потери;
м.ст. – работа на резание;
теоретический напор шнека;
КПД шнека;
м.ст. – работа ступени осевого колеса;
КПД осевого колеса;
работа, приходящаяся на долю разбалтывателя;
КПД разбалтывателя.
Из данного уравнения получаем работу, приходящуюся на долю разбалтывателя:
= м.ст.
Оценивается напор, создаваемый напорным устройством:
м. – без
учета гидравлических потерь по тракту.
С учетом потерь по тракту м. перекачиваемой жидкости.
Рама, вал привода шнека
Исходные данные:
высота рамы L = 3000 мм;
распределенная нагрузка q = 467 кг/м;
угол ;
угол
1) Распределенную нагрузку q к сосредоточенной силе F составит:
кгс;
кгс;
кгс;
кгс.
2) Составляется уравнение моментов вокруг шарнира А, где:
, где тогда
50,81
кгс
В состоянии равновесия кгс, тогда в рабочем состоянии Рл увеличивается на 10 %
кгс.
3) Проводится прочностной расчет рамы, для этого строится эпюра сил и моментов
Реакция кгс, что соответствует истине, т.к.
qּ3 ; 618 .
Эпюра поперечных сил определится:
,
х = 0; Q = 311 кг;
х = 3; Q = 311-206ּ3 = -307 кг,
для эпюры моментов:
х = 1,5 м; кгм
х = 0; ,
тогда в данной плоскости эпюры будут иметь вид:
Балка также имеет момент, действующий в другой плоскости
кгּсм
Также действует крутящий момент
кгּсм.
Предположим поперечное сечение балки (труба 168 х 6), где момент сопротивления изгибу определится по зависимости:
см3,
где С = d1/d
Момент сопротивления кручению равен
см3 .
Площадь поперечного сечения определится:
см2.
Критическое напряжение при устойчивости равно:
где ,
- табличное;
l = 300 мм – высота рамы;
минимальный момент инерции.
см4
Тогда
.
кг/см2
т.к. , то выбирается значение кг/см2, тогда
кг/см2,
где п – коэффициент запаса.
Находится напряжение в балке от моментов и сил.
кг/см2
кг/см2
кг/см2
кг/см2
Суммарное напряжение в балке определится:
кг/см2
кг/см2,
так как то условие устойчивости также соблюдено.
Реакция R/, возникающая от момента М// равна:
кг
Максимальная суммарная сила, действующая по вертикальной оси, будет равна:
кг
Площадь среза определится:
см2
тогда:
кг/см2
см2
тогда:
кг/см2
В другой плоскости имеется крутящий момент Мкр = 9520 кгּсм. Находится реакция R//, возникающая от момента Мкр
кг
тогда кг/см2
кг/см2,
где см2
Суммарные напряжения будут имеют величину:
кг/см2
кг/см2,
кг/см2
кг/см2.
При мощности двигателя N = 16 кВт; количестве оборотов п = 1000 об/мин; допускаемые напряжения кручения
кг/см2
Находится крутящий момент на валу двигателя:
кгּсм
Момент сопротивления вала будет равен
W =
тогда напряжение кручения равно
см3
тогда 0,1d 3 = 2,597
см
В случае, когда переменная нагрузка значительная и малые изгибающие моменты, тогда кг/см2
см2
см
Следовательно, минимальный диаметр вала должен быть не менее 35 мм.