Аварии на общественном транспорте.
Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности:
■ не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки;
■ не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна;
■ внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай экстренного торможения (надежная точка опоры — поручень над головой);
■ стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть па нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении человек падает лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину);
■ во время движения не ходить;
■ не дремать (человек не успевает среагировать на угрозу).
В случае столкновения при невозможности удержаться в вертикальном положении необходимо в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и постараться увидеть место приземления. Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями.
Любой общественный транспорт, в том числе и электрический (троллейбус, трамвай), пожароопасен. При пожаре в городском транспорте огонь распространяется очень быстро. По этой причине после ДТП необходимо по возможности быстро покинуть салон и отойти на 10—15 м в сторону.
При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе нужно воспользоваться запасными выходами, разбивая окна любыми предметами. Перед выходом обязательно очистить проем окна от оставшихся стекол.
В случае пожара в салоне сообщить об этом водителю, открыть двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбить окно. При наличии в салоне огнетушителя принять меры к ликвидации очага пожара. Выбираться из салона наружу следует пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей. Нос и рот в этом случае следует защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой негорючей и нетоксичной жидкостью.
При повреждении токоведущего провода электротранспорта (трамвай, троллейбус) самые безопасные места — сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Из салона следует не выходить, а выпрыгивать одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.
АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Железнодорожная авария— происшествие, повлекшее за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава ЖД до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время.
Крушение поезда — эго столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, приведшие к гибели и ранениям людей, разрушению локомотива или вагонов.
Различают следующие виды крушений:
■ сход подвижного состава с рельсов;
■ столкновения па ЖД-путях;
■ наезды на препятствия на ЖД-переездах;
■ пожары и взрывы на подвижном составе.
Кроме того, причинами ЧС на станциях и перегонах являются:
■ взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;
■ пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;
■ разлив и выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ.
Последствиями ЧС на железных дорогах являются: поражение работников ЖД и пассажиров огнем, взрывной волной, ядовитыми жидкостями и газами; значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.
Все железнодорожные аварии и катастрофы в зависимости от числа пострадавших подразделяют на пять категорий:
1-я категория — от 1 до 5 человек;
2-я категория — 6—11 человек;
3-я категория — 16—30 человек;
4-я категория — 31—50 человек;
5-я категория — более 50 человек.
Основные причины аварий и крушения поездов на ЖД следующие:
■ неисправность путей, подвижного состава и технических средств управления;
■ человеческий фактор (ошибки персонала, нарушения водителями автомобильного транспорта правил дорожного движения в части переезда ЖД путей и т.д.).