При сообщении о радиационной опасности необходимо выполнить следующие мероприятия.

Во-первых, укрыться в жилом доме или служебном помещении. Важно знать, что стены деревянного дома ослабляют ионизирующее излучение в 2 раза, кирпичного — в 10 раз, заглубленные укрытия (под­валы) с деревянным покрытием — в 7 раз, а с кирпичным или бетонным покрытием — в 40—100 раз.

Во-вторых, принять меры от проникновения в помещение (дом) радиоактивных веществ с воздухом, для чего закрыть форточки, венти­ляционные люки, отдушины, уплотнить рамы п дверные проемы.

В-третьих,создать запас питьевой воды и перекрыть крапы. На­крыть колодцы пленкой или крышкой.

В-четвертых, провести профилактический прием препаратов стабильного йода: таблеток йодистого калия или водно-спиртового раствора йода. Йодистый калий следует принимать после еды вместе с чаем или водой один раз в день в течение семи суток но одной та­блетке (0,125 г) на один прием. Водно-спиртовой раствор йода нужно принимать после еды 3 раза в день в течение семи суток но три-пять капель на стакан воды. Важно знать, что прием стабильного йода за шесть и менее часов до подхода радиоактивного облака или выпадания радиоактивных веществ обеспечивает полную защиту. Если принять его в начале облучения, то эффективность несколько уменьшается, а через 6 ч снижается наполовину.

В-пятых, подготовиться к возможной эвакуации.

В-шестых, постараться соблюдать следующие правила радиаци­онной безопасности и личной гигиены:

использовать в пищу только консервированное молоко и пи­щевые продукты, хранившиеся в закрытых помещениях и не подвергшиеся радиоактивному загрязнению;

не нить молоко от коров, которые продолжают пастись на за­грязненных полях, и не употреблять овощи, которые росли в открытом грунте и были сорваны после начала поступления радиоактивных веществ в окружающую среду;

не нить воду из открытых источников и водопровода;

принимать пищу только в закрытых помещениях, при этом тща­тельно мыть руки с мылом перед едой и полоскать рот 0,5%-иым раствором питьевой соды;

избегать длительных передвижений по загрязненной терри­тории, не ходить в лес и воздержаться от купания в открытом водоеме;

входя в помещение с улицы, оставлять «грязную» обувь на лестничной площадке или на крыльце.

В-седьмых,при передвижении по открытой местности защищать органы дыхания противогазом, респиратором, носовым платком, бумаж­ной салфеткой или марлевой повязкой (их фильтрующая способность значительно повышается при смачивании водой). Для защиты кожи и волосяного покрова следует использовать защитные костюмы, а если их нет — любые предметы одежды (головные уборы, косынки, накидки, перчатки, резиновые сапоги).

В-восьмых, при оказании первой доврачебной помощи на террито­рии радиоактивного заражения в первую очередь следует выполнять те мероприятия, от которых зависит сохранение жизни пораженного. Затем необходимо устранить или уменьшить внешнее гамма-облучение, для чего используются защитные сооружения: убежища, заглубленные по­мещения, кирпичные, бетонные и другие здания. Чтобы предотвратить дальнейшее воздействие радиоактивных веществ на кожу и слизистые оболочку, проводят частичную санитарную обработку. Частичная сани­тарная обработка проводится путем обмывания чистой водой или обти­рания влажными тампонами открытых участков кожи. Пораженному промывают глаза, дают прополоскать рот. Затем, надев на пораженного респиратор, ватно-марлевую повязку или закрыв его рот и нос полотен­цем, платком, шарфом, проводят частичную дезактивацию его одежды. При этом учитывают направление ветра, чтобы обметаемая с одежды пыль не попадала на других. При попадании радиоактивных веществ внутрь организма промывают желудок, дают адсорбирующие вещества (активированный уголь). При появлении тошноты принимают противо-рвотное средство. В целях профилактики инфекционных заболеваний рекомендуется принимать антибактериальные средства.

В-девятых, при эвакуации после прибытия в безопасный район необходимо пройти полную санитарную обработку и дозиметрический контроль. Санитарная обработка заключается в тщательном обмывании всего тела водой с мылом. Обычно она проводится в местных банях, душевых павильонах, санитарных пропускниках, на специально ор­ганизованных для этого санитарно-обмывочных пунктах, а в теплое время года — и в незараженных проточных водоемах. Дозиметрический контроль осуществляется как перед началом санитарной обработки, так п после нее. Если результат оказался неудовлетворительным, сани­тарную обработку повторяют. Одежда и обувь при этом подвергается частичной или полной дезактивации. Частичная дезактивация заклю­чается в встряхивании и выколачивании одежды и обуви с использо­ванием щеток, веников, палок. Полная дезактивация одежды и обуви проводится на пунктах специальной обработки, оснащенных специ­альными установками и приборами. После дезактивации каждую вещь подвергают дозиметрическому контролю, и если окажется, что уровень загрязнения выше допустимых норм, работа проводится вторично. Сле­дует отметить, что работа но дезактивации одежды и обуви проводится в надетых средствах защиты кожи и органов дыхания (противогазах, респираторах, ватно-марлевых повязках, защитных костюмах).

Продовольствие и вода также подлежат дезактивации. При этом в зависимости от степени заражения и характера радиоактивных ве­ществ применяется тот или иной метод дезактивации — отстаивание, фильтрование, перегонка. Воду лучше всего пропустить через фильтры, изготавливаемые из подручных материалов — почвы различных видов, песка, мелкого гравия, угля. Продовольствие дезактивируется путем обработки или замены зараженной тары. Жидкие продукты дезактиви­руют путем длительного отстаивания, после чего верхний незараженный слой сливают в чистую посуду. Готовая пища (суп, щи, каша и др.) дезактивации не подлежит, ее следует закопать в землю.

Соблюдение перечисленных правил или хотя бы части из них позволяет значительно уменьшить риск неблаго­приятных последствий аварий на объектах с выбросом радиоактивных веществ.

АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ

Транспортная авария— это крушение, катастрофа, вызванные повреждением транспортного средства, нарушением правил безопасности движения, погодными условиями и т.п., повлекшие за собой гибель людей или причинившие пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.

1) на железнодорожном транспорте:

2) на речном и морском транспорте:

3) авиакатастрофы:

4) автомобильные катастрофы;

АВТОМОБИЛЬНЫЕ АВАРИИ

Дорожно-транспортное происшествие — эго транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов.

Различают следующие виды ДТП:

§ Столкновение— происшествие, при котором движущиеся механические транс­портные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным со­ставом.

§ Опрокидывание— происшествие, при котором движущееся механическое транс­портное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.

§ Наезд на препятствие— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дере­во, ограждение и т.д.).

§ Наезд на пешехода— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

§ Наезд на велосипедиста— происшествие, при котором механическое транспорт­ное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное сред­ство, получив травму.

§ Наезд на стоящее транспортное средство— происшествие, при котором движу­щееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее меха­ническое транспортное средство.

§ Наезд на гужевой транспорт— происшествие, при котором механическое транс­портное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на по­возки, транспортируемые этими животными.

§ Наезд на животных— происшествие, при котором механическое транспортное сред­ство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).

§ Падение пассажира— происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся па­дения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транс­портных средств или их наездах на неподвижные предметы.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

■ нарушение правил дорожного движения;

■ невнимательность участников движения (водителей, велосипедистов и пешеходов);

■ управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

■ неправильное маневрирование;

■ утомленное состояние водителя, приводящее к засыпанию за рулем;

■ неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства;

■ некачественное покрытие автодорог — даже небольшая выбоина на дороге может стать причиной случайного выезда на встречную полосу или даже опрокидывания машины;

■ открытые канализационные люки;

■ различные поломки светофора;

■ неопытность водителя — если водитель недостаточно подготовлен как теоретически, так и практически, у него есть все шансы стать участником ДТП.

Наши рекомендации