Классификация ЧС по масштабу распространения
ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Чрезвычайными ситуациями техногенного характерапринято называть аварии или катастрофы, которые связаны с производственной или хозяйственной деятельностью человека.
Авария— чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Катастрофа— крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Классификация ЧС по масштабу распространения
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет 6 типов ЧС в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью, либо размера ущерба:
• ЧС локального характера– не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.;
• ЧС муниципального характера – не выходит за пределы территории одного поселения или внутри городской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн руб.;
• ЧС межмуниципального характера – затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогично критериям ЧС муниципального характера;
• ЧС регионального характера – не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб.;
• ЧС межрегионального характера – затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен критериям ЧС регионального характера;
• ЧС федерального характера – количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн руб.
Для практических нужд общую классификацию ЧС целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий;
РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ
Радиационно-опасные объекты (РОО) – научные, народнохозяйственные (промышленные) или оборонные объекты, при разрушениях которых могут произойти массовые радиационные поражения людей, животных и растений, а также заражение окружающей среды
К типовым РОО относятся:
■ атомные станции;
■ предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению радиоактивных отходов;
■ предприятия но изготовлению ядерного топлива;
■ научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды;
■ транспортные ядерные энергетические установки;
■ военные объекты.
Радиационная авария– нарушение пределов безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при которых произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящий к облучению населения и загрязнению окружающей среды.
Обнаружить радиоактивные вещества можно только с помощью специальных приборов (рентгенметров и дозиметров).
Причинами аварии могут быть нарушения барьеров безопасности, предусмотренных проектом реактора; образование критической массы при перегрузке, транспортировке и хранении ТВЭлов; нарушение контроля и управления цепной ядерной реакцией.
При радиоактивном заражении живой организм в течение нескольких секунд получает дозу проникающей радиации, а доза внешнего облучения накапливается им в течение всего времени пребывания на зараженной территории.
Доза облучения, полученная живым организмом в течение четырех суток подряд (в любом распределении но дням) называется однократной. При продолжительном облучении в организме наряду с процессами поражения происходят и процессы восстановления. В связи с этим суммарная доза облучения, вызывающая один и тот же эффект, при продолжительном многократном облучении более высокая, чем при однократном.
Дозы, не приводящие к потере работоспособности при однократном и многократном облучении, следующие: однократная (в течение четырех суток) — 50 Р; многократная: в течение 10—30 суток — 100 Р, трех месяцев — 200 Р, в течение года — 300 Р.
Превышение указанной дозы вызывает заболевание лучевой болезнью. Она протекает, как правило, в острой форме и в зависимости от однократной дозы облучения может быть разной степени тяжести: легкой (100—200 Р), средней (200—400 Р), тяжелой (400—600 Р) и крайне тяжелой (свыше 600 Р).
Лучевая болезнь легкой степени характеризуется недомоганием, общей слабостью, головными болями, небольшим снижением числа лейкоцитов в крови. Все пораженные выздоравливают без лечения.
Лучевая болезнь средней тяжести проявляется в более тяжелом недомогании, расстройстве функций нервной системы, рвоте. Число лейкоцитов снижается более чем наполовину. При отсутствии осложнений люди выздоравливают через несколько месяцев, при осложнениях может наступить гибель до 20% пораженных.
При лучевой болезни тяжелой степени отмечаются сильные головные боли, рвота, понос, кровоизлияния в слизистые оболочки и кожу, иногда потеря сознания. Число лейкоцитов и эритроцитов в периферической крови резко снижается, появляются осложнения. Без лечения летальный исход наблюдаются в 50% случаев.
Лучевая болезнь крайне тяжелой степени без лечения заканчивается смертельным исходом в 80—100% случаев.
В случае аварии на АЭС и угрозе радиоактивного заражения местности подается предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!» в виде сирен, прерывистых гудков предприятий и специальных транспортных средств. По радио и телевидению передается сообщение местных органов власти или ГС).
об
Лучения бэр,
Противорадиационная защита включает в себя использование коллективных и индивидуальных средств защиты, соблюдение режима поведения на зараженной радиоактивными веществами территории, защиту продуктов питания и воды от радиоактивного заражения, использование медицинских средств индивидуальной защиты, определение уровней заражения территории, дозиметрический контроль и экспертизу заражения радиоактивными веществами продуктов питания и воды.
АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ
Транспортная авария— это крушение, катастрофа, вызванные повреждением транспортного средства, нарушением правил безопасности движения, погодными условиями и т.п., повлекшие за собой гибель людей или причинившие пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.
1) на железнодорожном транспорте:
2) на речном и морском транспорте:
3) авиакатастрофы:
4) автомобильные катастрофы;
АВТОМОБИЛЬНЫЕ АВАРИИ
Дорожно-транспортное происшествие — эго транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов.
Различают следующие виды ДТП:
§ Столкновение— происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.
§ Опрокидывание— происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
§ Наезд на препятствие— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
§ Наезд на пешехода— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
§ Наезд на велосипедиста— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
§ Наезд на стоящее транспортное средство— происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство.
§ Наезд на гужевой транспорт— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на повозки, транспортируемые этими животными.
§ Наезд на животных— происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).
§ Падение пассажира— происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наездах на неподвижные предметы.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
■ нарушение правил дорожного движения;
■ невнимательность участников движения (водителей, велосипедистов и пешеходов);
■ управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
■ неправильное маневрирование;
■ утомленное состояние водителя, приводящее к засыпанию за рулем;
■ неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства;
■ некачественное покрытие автодорог — даже небольшая выбоина на дороге может стать причиной случайного выезда на встречную полосу или даже опрокидывания машины;
■ открытые канализационные люки;
■ различные поломки светофора;
■ неопытность водителя — если водитель недостаточно подготовлен как теоретически, так и практически, у него есть все шансы стать участником ДТП.
АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Чрезвычайные ситуации на водном транспорте можно разделить на следующие виды:
Кораблекрушение— гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
Авария— повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна — 24 ч);
Аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.
К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.
Основными причинами аварий на водном транспорте являются:
1) технически обусловленные ЧС:
— техническая непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки,
— потеря устойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем,
— потеря судном плавучести;
2) метеоусловия (шторм, плохая видимость и т.п.);
3) «человеческий фактор»:
— судоводительские ошибки;
— нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования;
— нарушение правил пожарной безопасности и требований нормативных документов по безопасности перевозок грузов.
Ошибки, приводящие к ЧС, можно разделить на ошибки, совершенные на стадии проектирования и строительства судов, приводящие к их технической непригодности, и ошибки при эксплуатации: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя, неправильное маневрирование, нарушение правил перевозки опасных грузов и т.д.
ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Чрезвычайными ситуациями техногенного характерапринято называть аварии или катастрофы, которые связаны с производственной или хозяйственной деятельностью человека.
Авария— чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Катастрофа— крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Классификация ЧС по масштабу распространения
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет 6 типов ЧС в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью, либо размера ущерба:
• ЧС локального характера– не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.;
• ЧС муниципального характера – не выходит за пределы территории одного поселения или внутри городской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн руб.;
• ЧС межмуниципального характера – затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогично критериям ЧС муниципального характера;
• ЧС регионального характера – не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб.;
• ЧС межрегионального характера – затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен критериям ЧС регионального характера;
• ЧС федерального характера – количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн руб.
Для практических нужд общую классификацию ЧС целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий;