Элементы пользовательского сегмента системы ГЛОНАСС
Элементами системы являются аппаратный комплекс, включающий в себя контроллер (терминал) и набор дополнительных датчиков (температурный, датчик уровня топлива, датчик уклона и проч.), которые устанавливаются на транспортное средство и, в зависимости от поставленных целей и задач, позволяют получать необходимую информацию об объекте мониторинга.
2.1.6.1 Персональный трекeр
Персональный трекeр–компактный носимый приборГлонасс мониторинга, применяемый для отслеживания горизонтальных перемещений живых существ (людей и животных). Некоторые разновидности дополнительно имеют функцию расчета высоты. Персональные трекеры принято делить на две группы: автономные и интерактивные.
Персональный Глонасс трекeр, работающий в автономном режиме в основном используется для контроля перемещений ценных сельскохозяйственных и диких животных. Такие приборы программируются посредством компьютера и функционируют самостоятельно, не предоставляя какой бы то ни было возможности влиять на цикл своей работы. Кроме того, автономными Глонасс трекерами оснащаются контейнеры с ценным содержимым.
Купить персональный трекер автономного типа, а также аксессуары для него можно в специализированных магазинах Глонасс GPS оборудования и охранных товаров. К числу аксессуаров стоит отнести ошейники и ремни, применяемые для крепления трекеров, аккумуляторы увеличенной емкости, а также разнообразные защитные корпуса. Усиленные ударо-, термо-, гидро- и виброзащищенные корпуса позволяют сохранить работоспособность систем глобального мониторинга даже в неблагоприятных условиях внешней среды и не допустить перебоев в приеме спутникового сигнала.
Интерактивные трекеры используются для периодического получения данных о местоположении сотрудников, чья работа связана с частыми разъездами или несистематизированным перемещением по городу. Носимые системы глобального контроля представляют собой миниатюрные приемники сигналов спутниковых группировок Глонасс и GPS. Они производят их обсчет и передают сведения о текущем местоположении сотрудника посредством SMS и GPRS каналов мобильной связи.
Кроме стандартной функции навигатора переносные трекеры играют роль переговорного устройства, позволяющего устанавливать двухсторонний канал голосовой связи с занесенными в память номерами, и аварийной кнопки, передающей сигнал тревоги на серверный компьютер или пульт дежурного полиции (зависит от настроек).
В качестве дополнительных функций у многих моделей присутствуют встроенный акселерометр, чувствительный микрофон для осуществления скрытой прослушки, порты для подключения карт памяти внешних антенн и модулей спутниковой связи, возможность удаленного управления и конфигурирования, наличие жидкокристаллического дисплея и индикаторов.
Существуют также специальныемодели трeкeров для детей. Они отличаются ограниченным функционалом и более прочным корпусом. Приборы спутникового слежения для детей не только отсылают отчеты о перемещениях на указанный мобильный номер, но и ограничивают район передвижения ребенка, незамедлительно сообщая родителям о нарушении установленного периметра.
На рисунке 2.9представленперсональныйтрекерTeltonika GH3000.
Его размеры92х44х18мм, а весит он всего 80г.
Рисунок 2.9 – Персональный трекерTeltonika GH3000
Терминал
Абонентский терминал – бортовое оборудование ГЛОНАСС устанавливается на борт транспортного средства для приема и передачи навигационных данных и информации с периферийного оборудования в диспетчерский центр.
На рисунке 2.10 представлен терминал RS-1102.
Рисунок 2.10 - Терминал RS-1102
Терминал RS-1102 «Зенит-2» представляет из себя стандартный ГЛОНАСС/GPS трекер, удовлетворяющий большинству требований потребителей, и предназначен для удаленного контроля перемещения и состояния транспортного средства, а также управления электрическими цепями контролируемого объекта.
Терминал может применяться в любых транспортных средствах (автомобильный, водный, железнодорожный и другой вид транспорта), а также на стационарных объектах.
Принципы работы терминала:
- прибор проверяет наличие SIM карты;
- при отсутствии SIM карты прибор сразу переходит в режим поиска сигналов;
- ГЛОНАСС начинает формировать отчеты с сохранением их во встроенной энергонезависимой памяти;
- при наличии SIM карты прибор проверяет память принятых SMS сообщений, все сообщения, содержащие команды с правильным паролем исполняются, затем память очищается;
- в зависимости от настройки выполняется проверка баланса SIM карты;
- происходит попытка получить доступ в сеть Интернет по технологии GPRS и установить TCP/IP соединение с серверным программным обеспечением (ПО) диспетчерского центра;
- установив TCP/IP соединение с серверным ПО, прибор поддерживает его максимально долго пока не произойдет разрыв соединения (из-за ухудшения качества связи, по истечению максимального периода сессии у оператора связи и т.д.);
- одновременно прибор обрабатывает показания датчиков топлива, принимает сигналы от ГЛОНАСС спутников и формирует отчеты;
- в зависимости от наличия связи прибор передает отчеты на сервер в режиме реального времени или сохраняет их во встроенной энергонезависимой памяти.
Другие примеры терминалов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Автомобильные терминалы
Название | Внешний вид | Характерисики |
CAP WP AVL | · связь с устройством в голосовом режиме (прослушивание) · многопроводные входы выходы · SIM PIN code настройка; · дистанционное программирование; · логика определения точек по изменению угла, времени или расстояния. | |
Novacom GNS-TRACK Extended | · возможность мониторинга бортовой системы автомобиля; · подача сигнала при отключении питания бортовой сети; · алгоритм интеллектуального трекинга (уменьшение количества записываемых точек при сохранении информативности трека); · формирование записей по событиям. | |
Dozor X2 | · дистанционная блокировка двигателя; · спящий режим работы (защита от сканирования системы); · автономный режим работы устройства; · хранение информации: объём памяти позволяет хранить до 32000 событий; · корпус – бесшовный алюминиевый. | |
Falcom STEPP II | · автономный оперативный контроляь состояния транспортного средства и управление бортовыми исполнительными устройствами; · двусторонний обмен информацией; · накопление данных о состоянии автомобиля в бортовом запоминающем устройстве. |