Занятие 4. «Лес. Грибы и лесные ягоды»
ББК 74.102 Н71
Нищева Н.В.Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: До-Н71 машняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.— 40 с, ил.
18ВЫ 5-89814-236-3
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют планированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.
Художник М. Г. Пишванова
18ВК 5-89814-236-3
© Нищева Н.В., 2004
© «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Предисловие
В дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. Наша домашняя тетрадь позволяет привлечь к занятиям с детьми мам, пап, бабушек и дедушек, которые становятся активными участниками педагогического процесса.
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и соответствуют планированию и рекомендациям, данным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Но она может быть применима и для домашних занятий с трехлетними детьми с нормальным речевым развитием. В комплекте с домашней тетрадью также могут быть использованы рабочие тетради для средней логопедической группы.
Домашняя тетрадь позволяет заниматься с малышом в течение года и дает возможность добиться ощутимых результатов в развитии речи ребенка. Материалы тетради помогут родителям познакомить малыша с лексическими темами, изучаемыми в средней группе детского сада. Каждая лексическая тема предполагает занятия в течение недели. Ежедневно по 15—20 минут родители могут играть с малышом, разучивать подвижные игры и пальчиковую гимнастику, стихи и потешки, отгадывать загадки, придумывать рассказы, а значит, развивать память, речь, мышление малыша, стимулировать его развитие.
Хочется напомнить родителям, что ребенка никогда не следует заставлять заниматься. Необходимо правильно выбрать время для занятий — малыш должен быть спокойным и отдохнувшим. Постарайтесь заинтересовать его: «Давай-ка поиграем! Посмотри, что у меня есть. Ах, какие интересные картинки!» Если у малыша проблемы с речью и он с трудом справляется с заданиями, не стоит огорчаться, и ни в коем случае нельзя показывать свое состояние ребенку. Будьте настойчивыми и терпеливыми, и успехи обязательно придут.
Задания под номером 1 каждого занятия помогут родителям выяснить, каков словарный запас ребенка по данной теме, позволят уточнить и расширить его. Родителям необходимо помнить, что их речь должна быть образцом для малыша. Поэтому говорить следует неторопливо, четко произнося
звуки, неоднократно повторяя слова и словосочетания, которые вводятся в речь ребенка (эти словосочетания выделены в заданиях). Если малышу трудно их повторить, не нужно его заставлять. Лучше сказать ребенку: «Внимательно смотри на меня и слушай, как я говорю. Попробуем сказать вместе, хором. Я помогу тебе. Ты молодец! А завтра у тебя получится еще лучше». И действительно, если повторять новые слова и словосочетания каждый день, результат не заставит себя ждать.
Задания под номером 2 каждого занятия предполагают работу с иллюстративным материалом. Работа по картинкам доставляет детям особое удовольствие: малыши с интересом рассматривают их, слушают комментарии и объяснения взрослого, пытаются рассказывать сами. А все это позволяет быстрее ввести в активный словарь ребенка новую лексику, стимулирует развитие связной речи. Если вначале ребенок отвечает на вопросы односложно, то к занятию десятому — двенадцатому добивайтесь от него полных ответов. Сначала можете давать образец ответа, а потом предложите внимательно слушать ваши вопросы и объясните, что это поможет правильно отвечать. Этот пункт задания содержит элемент обучения глобальному чтению, когда изображение предмета соотносится с его буквенным обозначением, что развивает память и зрительное внимание малыша. Позже, когда вы начнете обучать ребенка грамоте, сможете использовать надписи под картинками и над картинками для того, чтобы малыш показывал и называл знакомые буквы, а потом и читал слова.
В пособии использованы в основном авторские стихи, игры, загадки, упражнения. Стихи и потешки позволят развить память ребенка, закрепят в речи новые слова по теме. Заучивая с малышом стихи, не огорчайтесь, если ребенок не запоминает их быстро. Сначала прочитайте ребенку все стихотворение. (Читайте неторопливо, четко, выразительно; ребенок лучше воспринимает рифмованную, хорошо интонированную речь.) Затем прочитайте ребенку две строчки, предупредив малыша, что он должен слушать очень внимательно. Предложите ребенку повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные слова. Таким образом разучивайте с ребенком все стихотворение.
Так же разучиваются тексты пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Конечно же, не следует заучивать стихотворение и текст игры в один день. Приступайте к заучиванию текста игры только после того, как малыш хорошо запомнит стихотворение. Освоив с ребенком текст игры, покажите ему, как можно сопровождать текст движениями. Движения не только показывайте, но и объясняйте ребенку, что и как он должен делать. Предложите малышу рассказывать текст игры и выполнять движения вместе с вами. Всем своим видом показывайте, что играете с удовольствием. Во время подвижной игры позвольте малышу немного пошалить. Похвалите его, если он сам придумает движения, которыми можно сопровождать текст.
Каждое занятие содержит один пункт, предполагающий свободное общение ребенка со взрослым во время прогулки в парк, экскурсии в ателье
или на почту, в совместной работе на кухне и т.п. и направленный на развитие диалогической речи, обучение малыша общению. Помните, что общение с малышом должно происходить в спокойной обстановке, быть эмоциональным. В такие минуты для вас не должно быть ничего важнее.
Если вы приобрели рабочие тетради для средней группы, то сможете заниматься с малышом развитием тонкой (пальцевой) моторики, научить его обводить и раскрашивать картинки, развить зрительное внимание малыша. Кроме того, ребенок сможет быстрее усвоить изучаемый материал, потому что задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами.
Занятие 1. «Осень»
1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите
несколько раз вместе с ним слово осень и попросите его произнести это слово
самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас осень.)
Потренируйте ребенка в произнесении этого словосочетания: сначала произнесите его сами, предложите малышу внимательно слушать и смотреть, как вы говорите; затем предложите повторить словосочетание вместе с вами. И, наконец, пусть малыш попробует ответить на ваш вопрос самостоятельно. Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.
Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.
2. Рассмотрите вместе с ребенком картинку «Осень». Объясните
ему, почему на картинке нарисована осень. Обратите его внимание на хму-
рое небо, темные тучи, мелкий дождик, разноцветные листья на деревьях,
улетающих птиц, одежду детей. Попросите малыша рассказать об осени
по картинке. Если он затрудняется, помогите ему, задавая вопросы:
• Какое время года на картинке? (Это осень.)
• Какое небо? (Небо хмурое.)
• Какие тучи? (Тучи темные.)
• Какой дождик идет? (Идет мелкий дождик.)
• Какие листья на деревьях? (На деревьях разноцветные листья.)
• Что делают птицы? (Птицы улетают.)
• Как одеты дети? Почему? (На улице холодно. Дети одеты тепло.) Обратите внимание ребенка на то, что над картинкой написано слово
осень.
3. На прогулке побеседуйте с ребенком об осени, понаблюдайте с ним при-
меты осени (они перечислены в первом пункте). Найдите опавшие яркие ли-
стики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите малыша
узнавать эти листья: кленовый листок — как раскрытая ладошка с растопыренными пальцами, дубовый — похож на отпечаток лапы сказочного зверя и т.д.
4. Прочитайте ребенку стихотворение, предложите повторить его вместе
с вами. Похвалите малыша, если он будет договаривать хотя бы отдельные
слова.
Птицы улетают, Собралися в стаи. Листья улетают, Ветер их уносит. Все это бывает, Если с нами осень.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. |
5. Предложите ребенку поиграть с пальчиками и разучите с ним пальчи-
ковую гимнастику «Осенние листья». Сначала выразительно прочитайте
ребенку текст, затем попробуйте разучить его с малышом. Если пока это
для малыша сложно, покажите и расскажите ему, как выполняется гимна-
стика. Вот увидите, через два дня ребенок будет не только выполнять дви-
жения, но и станет договаривать отдельные слова, а к концу недели запо-
мнит и весь текст, конечно же при условии, если вы будете заниматься с ма-
лышом ежедневно.
Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. |
Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
«Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук.
Занятие 2. «Огород. Овощи»
1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают осенью.
2. Потренируйте ребенка в назывании овощей. Назовите овощи сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его произнести названия самостоятельно: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка.
3. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями овощей, названия которых вы выучили . Пусть малыш показывает и называет картинки.
Даже если он говорит не очень красиво и четко, хвалите его, подбадривайте, но тут же давайте образец правильного высказывания: «Молодец! Хорошо. Это огурец, а это помидор». Названия овощей выделяйте голосом, это поможет ребенку их запомнить. Обратите внимание ребенка на цвет и форму каждого овоща, а также на названия овощей, написанные под картинками: «Огурец овальный, зеленый. Здесь написано огурец. Помидор круглый, красный. Здесь написано помидор». Покажите малышу слово овощи, написанное над картинками.
4. Покажите ребенку все эти овощи, расскажите и покажите, какие блюда из них готовят. Потренируйте малыша еще раз в назывании овощей: «Ты узнал, это свекла. Видишь, какая она: круглая, темно-красная. А это что за овощ? Конечно, это морковь. Посмотри и расскажи, какая она: круглая или овальная, красная или оранжевая?» и т.п. Привлеките малыша к приготовлению блюд из овощей. Покажите, как трут морковь для салата, режут огурцы и помидоры. Пусть малыш перемешает салат. Похвалите его за помощь.
5. Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал всего занятия. Учите отвечать на вопросы:
• Огурец, помидор, морковка — что это? (Это овощи.)
• Где растут овощи? (В огороде. В поле.)
• Когда убирают овощи? (Осенью.)
6. Расскажите малышу стихотворение и предложите выучить его,
рассказать сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Не огорчайтесь,
если на заучивание стихотворения у вас уйдет два-три дня.
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
7. Предложите ребенку сделать упражнение «Урожай», которое поможет
расширить его глагольный словарь. Если вы видите, что текст сложен для
заучивания, покажите и расскажите малышу, как сопровождать текст дви-
жениями. Пусть ребенок делает упражнение, глядя на вас. Похвалите ма-
лыша, если он будет договаривать за вами отдельные слова.
В огород пойдем, Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем Изображать, как вытаскивают из
земли морковь.
И картошки накопаем, Изображать, как копают.
Срежем мы кочан капусты — Изображать, как срезают у земли
кочан.
Круглый, сочный, очень Показывать руками круг.
вкусный.
Щавеля нарвем немножко Изображать, как рвут щавель.
И вернемся по дорожке. Маршировать на месте.
Занятие 3. «Сад. Фрукты»
1. Расскажите ребенку, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью.
2. Потренируйте ребенка в назывании фруктов. Произнесите названия сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его проговорить названия самостоятельно: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
3. Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображениями фруктов . Пусть малыш покажет и назовет фрукты, которые узнал. Если он затрудняется, помогите ему — назовите фрукты и предложите повторить названия за вами. Обратите внимание малыша на цвет и форму каждого фрукта, а также на их названия, написанные под картинками: «Видишь, это слива. Она синяя, овальная. Здесь написано: слива. А это яблоко. Оно красное, круглое. Здесь написано: яблоко. А это что? Ты узнал? Какого цвета и формы лимон?» и т.п. Покажите слово фрукты, написанное над картинками. Предложите малышу задания по картинкам.
V Покажи яблоко. Покажи грушу. Покажи сливу. Покажи лимон. По
кажи апельсин. (Пусть малыш покажет и назовет фрукты.)
'Покажи синий фрукт, оранжевый фрукт, зеленый фрукт, желтый фрукт, красный фрукт. (Пусть ребенок опять показывает и называет фрукты.)
V Покажи круглые фрукты, овальные фрукты. (Ребенок опять показы-
вает и комментирует: «Яблоко круглое. Апельсин круглый. Слива
овальная.» и т.п.)
4. Предложите ребенку выучить стишок. Обычно малыши быстро запо-
минают двустишия. Это стихотворение содержит новое для ребенка слово
фрукты и позволяет быстрее ввести его в активную речь.
Фрукты растут на деревьях в саду, Яркие фрукты у всех на виду.
5. Выполните с малышом пальчиковую гимнастику «Компот». Показы-
вайте и рассказывайте ребенку, как сопровождать текст движениями.
Пусть малыш смотрит, как вы выполняете упражнение. Поощряйте жела-
ние ребенка договаривать за вами отдельные слова, хвалите малыша,
радуйтесь его успехам.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот.
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».
Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Опять «варить» и «размешивать».
Занятие 5. «Игрушки»
1.Помогите ребенку правильно произнести названия пяти игрушек, которые у него есть. Объясните, что все это игрушки. Помогите ему рассказать, как можно играть с каждой из них: «Это грузовик. Его можно катать, в нем можно возить песок, камни, другие игрушки. Это мяч. Его можно бросать, катать, им можно играть в футбол» и т.п. Обыгрывайте свои объяснения, используя те игрушки, о которых рассказываете: покатайте грузовик, побросайте мяч. Совместная игра с ребенком сделает обучение интересным и более эффективным.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями игрушек . Потренируйте ребенка в их назывании. Пусть малыш сначала показывает их по вашей просьбе, а потом не только показывает, но и называет. Обратите внимание малыша на цвет каждой игрушки, а также на их названия, написанные под картинками: «Это мяч. Он разноцветный, красный, синий, желтый. Здесь написано мяч» и т.п. Привлеките внимание малыша к слову игрушки, написанному над картинками.
3. Помогите ребенку рассказать о любимой игрушке. Например: «Это мяч. Он круглый, красный, резиновый, большой. Я играю мячом в футбол».
4. Выучите с ребенком двустишия, которые помогут ввести в активный словарь малыша названия игрушек.
Вот машина для игрушек, Для сестренкиных зверюшек.
Разноцветная улитка — Из колечек пирамидка.
5. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Кубики». Показывайте и
рассказывайте, как нужно выполнять движения. Делайте гимнастику вме-
сте с малышом. Радуйтесь за ребенка, если у него появилось желание про-
говаривать текст вместе с вами.
Кубики лежат горою, Выполнять хлопки в ладоши и уда-
Башню я из них построю. ры кулачками друг о друга попере-
менно.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики одновременно
на обеих руках, начиная с больших.
Начинаю я играть. Выполнять хлопки в ладоши и
удары кулачками.
6. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Назови ласково»: бросьте ребен-
ку мяч и назовите предмет; ребенок, возвращая мяч обратно, называет
предмет «ласково». Например: мяч — мячик, кукла — куколка, погремуш-
ка — погремушечка, машина — машинка и т. д.
Занятие 6. «Одежда»
1.Потренируйте ребенка в произнесении слов пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово. Сначала произнесите слово сами, потом хором с малышом, и, наконец, пусть он попробует произнести это слово самостоятельно. Побеседуйте с ним о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями одежды . Обратите его внимание на ее цвет и материалы, из которых она сделана, а также на названия, которые написаны под картинками: «Это пальто. Оно красное, шерстяное. Его носят осенью, когда холодно. Здесь написано пальто». Привлеките внимание ребенка к слову одежда, написанному над картинками.
3. Научите ребенка отвечать на вопросы:
• Что люди надевают на себя? (Одежду.)
• Какая одежда есть у тебя? (Пальто, куртка, шапка, брюки, кофта.)
• Почему осенью надо тепло одеваться? (Осенью холодно.)
4. Предложите ребенку выполнить пальчиковую гимнастику «Гномики-
прачки». Если вы видите, что текст гимнастики сложен для заучивания,
прочитайте текст малышу два раза, пусть он договаривает за вами
отдельные слова. Хорошо объясните и покажите, как нужно выполнять
движения гимнастики.
Жили-были в домике Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сжимать и разжимать кулачки.
Загибать пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.
Разгибать пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.
Стали гномики стирать:
Токи — рубашки, Пики — платочки, Лики — штанишки, Чики — носочки. Мики умница был, Всем водичку носил.
Тереть кулачки друг о друга.
Загибать пальчики (по пальчику — на каждую строчку), начиная с больших, на обеих руках одновременно.
Занятие 7. «Обувь»
1.Потренируйте ребенка в произнесении слов ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Сначала четко произнесите эти слова сами, потом хором с малышом, затем пусть он произнесет эти слова самостоятельно. Объясните ребенку, что все это — обувь. Научите малыша произносить это слово.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями обуви и обратите его внимание на цвет обуви и материалы, из которых она сделана, а также на названия, написанные под картинками: «Это тапки. Они красные. В них ходят дома. Здесь написано тапки» и т.п. Привлеките внимание малыша к слову обувь, написанному над картинками.
3. Помогите ребенку ответить на вопросы:
• Что надевают на ноги? (Обувь.)
• Какую обувь ты знаешь? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, босоножки.)
• Во что обуваются осенью? Почему? (Осенью надевают ботинки или сапоги. На улице сыро и холодно.)
4. Выучите с ребенком стишки, которые помогут закрепить в речи новые
слова.
Туфли новые для Вали, Их еще не надевали.
Для Аришки — босоножки, Чтобы бегать по дорожке.
5. Предложите малышу поиграть с пальчиками, выполните пальчико-
вую гимнастику. Если речевые возможности ребенка позволяют, вместе с
ним текст гимнастики. Если это пока для него сложно, пусть послушает,
как вы читаете текст, и договаривает отдельные слова. Расска-
жите ребенку движения гимнастики. Объясните, что пальчики нужно заги-
бать на каждое название обуви.
Это упражнение способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует развитие слухового внимания. Читайте текст и делайте гимна- стику вместе с малышом.
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Попеременно хлопать ладонях- : их рук и кулачками по стсг
Загибатъ пальчики, начиная с боль- ших, на обеих руках одновременно.
6. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Назови ласково»: бросьте ребенку мяч и назовите предмет; ребенок, возвращая мяч обратно, назьгь, предмет «ласково». Например: туфли — туфельки, тапки — тапоч-тинки — ботиночки, сапоги — сапожки.
Занятие 8. «Мебель»
1. Произнесите вместе с ребенком слово мебель, затем пусть он сам произ-
несет его. Покажите, какая мебель есть у вас дома, научите четко называть
ее: сначала названия мебели должны произнести вы, затем ребенок произ-
несет их вместе с вами, и, наконец, пусть он попробует сделать это самосто-
ятельно. Даже если малыш произносит слова недостаточно точно, похвали-
те его, но тут же произнесите их правильно и четко. Побеседуйте с ним. джя чего нужна мебель, из чего ее делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п.
2. Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображена детская ме-
бель: стол, стул, шкаф, кровать, кресло . Поупражняйте его в
произнесении этих слов. Сначала пусть покажет мебель по вашей просьбе. Обратите внимание малыша на то, из каких материалов сделана мебель, а также на названия, написанные под картинками. Привлеките внимание ребенка к слову мебель над картинками.
3. Выучите с ребенком стишки, которые помогут закрепить в речи назва-
ния мебели.
В нашей комнате столовой Есть отличный стол дубовый.
В детской комнате — кроватка. Дети спят в кроватке сладко.
А в гостиной кресло есть, Телевизор смотрят здесь.
4. Предложите малышу сделать пальчиковую гимнастику «Много мебе-
ли в квартире». Как обычно, познакомьте ребенка с текстом, прочитав его
выразительно. Чем выразительнее и эмоциональнее вы будете говорить,
тем скорее у ребенка появится желание подражать вам. Затем покажите и
расскажите малышу, как выполняются движения. Пусть малыш делает уп-
ражнение, глядя на вас.
Раз, два, три, четыре, Загибать пальчики, начиная с боль-
ших, одновременно на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимать и разжимать кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с боль-
А в буфет поставим чашку. ших, одновременно на обеих руках.
Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопать в ладоши и
Много мебели в квартире! стучать кулачками.
5. Помогите малышу ответить на вопросы:
• Где хранят одежду? (В шкафу.)
• На чем можно сидеть? (На стуле.)
• На чем можно лежать? (На кровати.)
6. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Назови ласково», используя
следующие слова: стол — столик, кровать — кроватка, шкаф — шкафчик,
стул — стульчик, кресло — креслице.
Занятие 9. «Посуда»
1. Научите ребенка произносить слово посуда. Сначала произнесите это слово сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку произне самостоятельно. Покажите, какая посуда есть у вас дома. Потренируйте малы ша в произнесении названий посуды. Побеседуйте с ребенком о том.для чего нужна посуда: «Это чашка. Из нее пьют. Это тарелка. Из нее едят» ит, : Покажите, что посуда бывает металлической, стеклянной, фарфоровой.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями чайника, кастрюли, сковородки, тарелки, чашки . Пусть малыш сначала показыва посуду по вашей просьбе, а потом называет ее. Если ему трудно, произнесите слова сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку сделать это самостоятельно. Обратите внимание малыша на материалы, из которых сделана эта посуда, а также на названия посуды под картинками: «Это чашка»
. Она фарфоровая. Здесь написано чашка» и т.п. Привлеките внимание малыша к слову посуда над картинками.
3. Помогите малышу ответить на вопросы:
• В чем мама варит суп? (В кастрюле.)
• На чем жарят картошку? (На сковороде.)
• В чем кипятят воду для чая? (В чайнике.)
• Из чего ты ешь суп? (Из тарелки.)
• Из чего ты пьешь чай? (Из чашки.)
Если ребенок затрудняется с ответом, используйте картинки с изображе ниями посуды для подсказки. Покажите ребенку картинку, когда задаете вопрос, и малышу будет легче ответить.
4. Предложите малышу выполнить упражнение «Посуда». Выразитель-
но прочитайте текст упражнения, покажите и расскажите, как нужно выполнять движения. Это упражнение способствует развитию творческого воображения ребенка. Пусть малыш вспомнит, как выглядят чайник, чашка, ложка, поднос, и попробует изобразить их. Помогите малышу, делая упражнение вместе с ним и выразительно читая текст. Поощряйте малыша. если у него возникает желание проговаривать текст вместе с вами.
Вот большой стеклянный Надуть животик, одну руку поста-
чайник, вить на пояс, другую изогнуть, ком Очень важный, как начальник. носик чайника.
Вот фарфоровые чашки, Присесть, поставить руку на пояс.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Покружиться на месте.
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянуться вверх, сомкнуть руки
Голова на тонкой ножке. над головой.
Вот пластмассовый поднос. Лечь на пол, вытянуться.
Он посуду нам принес.
5. Поиграйте с малышом в игру с мячом «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч и называете один предмет, ребенок бросает мяч обратно и называет много предметов. Например: чашка — чашки, чайник — чайники, тарелка — тарелки, кастрюля — кастрюли, сковородка — сковородки.
Занятие 10. «Зима»
1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Спросите его, знает ли он, что пришла зима, что зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках. Произнесите хором вместе с малышом слово зима. Попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите ответ на вопрос: какое сейчас время года? (Сейчас зима.)
2. Рассмотрите с ребенком картинку «Зима» . Задайте ребенку вопросы и помогите ответить на них полными ответами, давая, если нужно, образец:
• Какое время года на картинке? (На картинке зима.)
• Почему ты так думаешь? (На земле лежит снег. В воздухе кружатся снежинки. На дереве сидят снегири.)
• Как одеты дети? Почему? (Дети тепло одеты. На улице холодно.)
• Что делают дети? (Дети лепят снеговика.)
Обратите внимание ребенка на слово зима над картинкой.
3. Во время прогулки побеседуйте с ребенком о зиме, вместе с ним назовите приметы зимы (они выделены в первом пункте). Рассмотрите с малышом, какими разными бывают снежинки. Покажите ребенку и помогите ему запомнить: снег белый, пушистый, холодный, мягкий; лед твердый, гладкий, блестящий. Произнесите эти словосочетания сами, потом хором с ребенком, потом попросите малыша произнести их самостоятельно.
4. Помогите ребенку составить рассказ о зиме. Если малыш затрудняется, помогите ему с помощью вопросов:
• Какое время года наступило? (Наступила зима.)
• Что лежит кругом? (Кругом лежит снег.)
• Что на реке? (На реке лед.)
• Что на улице? Почему холодно? (На улице мороз.)
• Какое все вокруг? (Все вокруг белое.)
• Что делают дети? (Дети катаются на санках.)
После этого повторите рассказ сами: «Наступила зима. Кругом лежит снег. На реке лед. На улице мороз. Все вокруг белое. Дети катаются на санках». И, наконец, попросите малыша рассказать о зиме самостоятельно.
5. Потренируйте ребенка в произнесении слов сугроб, снежинка, сосуль
ка, снегопад, хлопья. Сначала произнесите слово сами, затем хором с ребен
ком, потом попросите сделать это малыша.
6. Прочитайте ребенку четверостишие и попробуйте выучить его с
малышом: пусть сначала ребенок договаривает за вами отдельные слова,
потом говорит хором с вами, потом рассказывает самостоятельно.
Гололед
Я песком посыплю густо Всю дорожку у ворот, А еще ступеньки, спуски, Потому что гололед.
(В.Нищев)
7. Предложите малышу сделать пальчиковую гимнастику «Снежок». Как всегда, сначала выразительно прочитайте текст, потом покажите и расскажите, как нужно правильно выполнять движения. Если чувствуете, что малыш может разучить текст, постарайтесь сделать это за два-три дня. Делайте упражнение вместе с ребенком, пусть он говорит и выполняет движения, глядя на вас.
Раз, два, три, четыре, Загибать пальчики на обеих руках
одновременно, начиная с больших.
Мы с тобой снежок слепили. Изображать, как лепят снежок.
Круглый, крепкий, очень Показать руками круг.
гладкий
И совсем-совсем не сладкий. Погрозить пальчиком.
Раз — подбросим, Подбросить воображаемый снежок.
Два — поймаем, Поймать воображаемый снежок.
Три — уроним Уронить воображаемый снежок.
И ... сломаем. Топнуть ногой.
ББК 74.102 Н71
Нищева Н.В.Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: До-Н71 машняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.— 40 с, ил.
18ВЫ 5-89814-236-3
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют планированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.
Художник М. Г. Пишванова
18ВК 5-89814-236-3
© Нищева Н.В., 2004
© «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Предисловие
В дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. Наша домашняя тетрадь позволяет привлечь к занятиям с детьми мам, пап, бабушек и дедушек, которые становятся активными участниками педагогического процесса.
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и соответствуют планированию и рекомендациям, данным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Но она может быть применима и для домашних занятий с трехлетними детьми с нормальным речевым развитием. В комплекте с домашней тетрадью также могут быть использованы рабочие тетради для средней логопедической группы.
Домашняя тетрадь позволяет заниматься с малышом в течение года и дает возможность добиться ощутимых результатов в развитии речи ребенка. Материалы тетради помогут родителям познакомить малыша с лексическими темами, изучаемыми в средней группе детского сада. Каждая лексическая тема предполагает занятия в течение недели. Ежедневно по 15—20 минут родители могут играть с малышом, разучивать подвижные игры и пальчиковую гимнастику, стихи и потешки, отгадывать загадки, придумывать рассказы, а значит, развивать память, речь, мышление малыша, стимулировать его развитие.
Хочется напомнить родителям, что ребенка никогда не следует заставлять заниматься. Необходимо правильно выбрать время для занятий — малыш должен быть спокойным и отдохнувшим. Постарайтесь заинтересовать его: «Давай-ка поиграем! Посмотри, что у меня есть. Ах, какие интересные картинки!» Если у малыша проблемы с речью и он с трудом справляется с заданиями, не стоит огорчаться, и ни в коем случае нельзя показывать свое состояние ребенку. Будьте настойчивыми и терпеливыми, и успехи обязательно придут.
Задания под номером 1 каждого занятия помогут родителям выяснить, каков словарный запас ребенка по данной теме, позволят уточнить и расширить его. Родителям необходимо помнить, что их речь должна быть образцом для малыша. Поэтому говорить следует неторопливо, четко произнося
звуки, неоднократно повторяя слова и словосочетания, которые вводятся в речь ребенка (эти словосочетания выделены в заданиях). Если малышу трудно их повторить, не нужно его заставлять. Лучше сказать ребенку: «Внимательно смотри на меня и слушай, как я говорю. Попробуем сказать вместе, хором. Я помогу тебе. Ты молодец! А завтра у тебя получится еще лучше». И действительно, если повторять новые слова и словосочетания каждый день, результат не заставит себя ждать.
Задания под номером 2 каждого занятия предполагают работу с иллюстративным материалом. Работа по картинкам доставляет детям особое удовольствие: малыши с интересом рассматривают их, слушают комментарии и объяснения взрослого, пытаются рассказывать сами. А все это позволяет быстрее ввести в активный словарь ребенка новую лексику, стимулирует развитие связной речи. Если вначале ребенок отвечает на вопросы односложно, то к занятию десятому — двенадцатому добивайтесь от него полных ответов. Сначала можете давать образец ответа, а потом предложите внимательно слушать ваши вопросы и объясните, что это поможет правильно отвечать. Этот пункт задания содержит элемент обучения глобальному чтению, когда изображение предмета соотносится с его буквенным обозначением, что развивает память и зрительное внимание малыша. Позже, когда вы начнете обучать ребенка грамоте, сможете использовать надписи под картинками и над картинками для того, чтобы малыш показывал и называл знакомые буквы, а потом и читал слова.
В пособии использованы в основном авторские стихи, игры, загадки, упражнения. Стихи и потешки позволят развить память ребенка, закрепят в речи новые слова по теме. Заучивая с малышом стихи, не огорчайтесь, если ребенок не запоминает их быстро. Сначала прочитайте ребенку все стихотворение. (Читайте неторопливо, четко, выразительно; ребенок лучше воспринимает рифмованную, хорошо интонированную речь.) Затем прочитайте ребенку две строчки, предупредив малыша, что он должен слушать очень внимательно. Предложите ребенку повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные слова. Таким образом разучивайте с ребенком все стихотворение.
Так же разучиваются тексты пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Конечно же, не следует заучивать стихотворение и текст игры в один день. Приступайте к заучиванию текста игры только после того, как малыш хорошо запомнит стихотворение. Освоив с ребенком текст игры, покажите ему, как можно сопровождать текст движениями. Движения не только показывайте, но и объясняйте ребенку, что и как он должен делать. Предложите малышу рассказывать текст игры и выполнять движения вместе с вами. Всем своим видом показывайте, что и