Назначение основных мероприятий по защите дороги от снежных заносов
Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор.
Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учёта при этом направления главных метелевых ветров.
По степени снегозависимости все участки дорог делят на снегонезаносимые и снегозаносимые.
К снегонезаносимым относят участки дорог, пересекающие лесные массивы, а также сады и кустарники, если их ширина составляет не менее 100-250 м с каждой стороны дороги; проходящие в выемках глубиной более 8,5 м при годовом снегоприносе до 100 м3/м; пересекающие крупные населённые пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; участки насыпей высотой не меньше требуемой по снегонезаносимости НН, нераскрытые выемки, подветренный откос которых способен разместить весь снег, приносимый метелями.
Высота незаносимой насыпи НН на участках дороги, проходящих по открытой местности, определяется расчётом по формуле [5]:
НН = НСН + Δh , м, (8)
где НСН– расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м. В расчётно-графической работе приводится в исходных данных. Допускается определение НСН по метеорологическим справочникам [4];
Δh– возвышение бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова, необходимое для её незаносимости, м [5]:
Категория дороги | I | II | III | IV | V |
Δh | 1,2 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 |
Глубину снегонезаносимой нераскрытой выемки, подветренный откос которой способен разместить весь снег, приносимый метелями с каждой стороны дороги, ориентировочно можно определить по формуле [6]:
, м, (9)
где γ – плотность снега, т/м3.
Снегозаносимые участки дорог делят на три категории (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Классификация снегозаносимых участков
Категории снегозаносимости | Характеристика участка | Вид снежных отложений, которые необходимо удалять |
Слабозаносимые | Насыпи от НСН и НН. Пересечения в одном уровне. Насыпи с барьером безопасности | Снегопадные отложения. Снежные заносы небольшого объёма. Небольшие снежные валы |
Среднезаносимые | Раскрытые выемки. Полувыемки-полунасыпи. Нулевые места и невысокие насыпи ниже НСН. Пересечения в разных уровнях. Дороги, проходящие через небольшие населённые пункты, в районах с интенсивными общими метелями | Снегопадные отложения. Снежные заносы толщиной до 1-1,5 м. Снежные валы |
Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах. Все выемки на кривых | Снегопадные отложения. Снежные заносы, толщина которых может достигать глубины выемки |
На основе анализа продольного профиля и ситуации студентами выделяются участки автомобильной дороги, относящиеся к той или иной категории снегозаносимости. Характеристика снегозаносимости заносится в одноимённую строку графика зимнего содержания (прил. 1) в соответствии со следующими обозначениями участков: I – незаносимые, II – слабозаносимые, III – среднезаносимые, IV – сильнозаносимые.
Для всех участков, относящихся к категории заносимых с учётом нижеприведённых рекомендации подбирается вид и тип снегозащиты.
Защита дорог от снежных заносов осуществляется с помощью постоянной или временной снегозащиты.
К постоянной снегозащите относят снегозащитные лесополосы и постоянные заборы.
К временной – снегозадерживающие щиты, снежные траншеи, валы и т.д.
Целесообразные условия применения различных снегозадерживающих устройств приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Целесообразные условия применения различных снегозадерживающих устройств
Вид защиты | Характеристика | Снегозадерживающая способность, м3/м |
Снегозащитные лесные полосы | По типовой схеме | 25-250 |
Снегозадерживающие заборы | Однорядные | 100-200 |
Двухрядные | 500-800 | |
Переносные щиты | Высота 2 м | 30-120 |
Сетка из полимерных материалов | Высота 2 м | 10-75 |
Снежные траншеи (валы) | Один ряд | до 10 |
Два ряда | 10-20 | |
Четыре ряда | 20-40 | |
Шесть рядов | 40-60 | |
Восемь рядов | 50-80 | |
Десять рядов | 70-100 |
Снегозащитные лесные полосы
Наиболее надежным, экологически оправданным видом защиты снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы.
Снегозащитная полоса должна иметь плотную (непродуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.
Конструкция снегозащитной полосы определяется типовой схемой, на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая [4].
Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе принимается: в благоприятных лесорастительных условиях – 2,5 м, а в тяжелых условиях – 3,0-3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5-1,0м.
Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м3/м определяются по табл. 4.3.
В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги снегозащитные лесные полосы устраивают длиннее защищаемого участка на 50-100 м.
Таблица 4.3