Расчет тяговой и динамической характеристик
При ускоренном движении часть энергии затрачивается на разгон вращающихся деталей автомобиля. Эта часть энергии учитывается коэффициентом d учета вращающихся масс ТС
(6.1)
где – момент инерции маховика и связанных с ним деталей двигателя и сцепления, кг·м2;
– момент инерции колеса, кг·м2;
– передаточное число трансмиссии;
– кпд трансмиссии;
– масса груженого автомобиля, кг.
Для первой передачи получим:
Проведем расчет коэффициент учета вращающихся масс (таблица 6.1) и построим зависимости от передачи (рисунок 6.1)
Таблица 6.1 – Результаты расчета коэффициент вращающихся масс
Передача | Передаточное число | Коэффициент вращающихся масс |
7,73 | 1,0325 | |
5,52 | 1,0246 | |
3,94 | 1,0205 | |
2,8 | 1,0185 | |
1,96 | 1,0174 | |
1,39 | 1,0169 | |
1,0166 | ||
0,71 | 1,0165 |
Рисунок 6.1 – Зависимость коэффициента учета вращающихся масс от скорости
Тяговая и динамическая характеристики рассчитываются с учетом данных внешней скоростной характеристики двигателя, эксплуатационных параметров ТС и дороги.
Тяговая характеристика
(6.2)
где:
(6.3)
где – скорость, м/с.
Проводим расчеты (таблица 6.2) и строим зависимость для каждой передачи (рис. 6.2).
При движении на первой передаче получаем при 1600 об/мин получаем:
Таблица 6.2 – Результаты расчета тяговой характеристики
Передача | , м/с | , кВт | , Н∙м | Рт, кН |
I | 1,01 | 73,54 | 878,22 | 61,56 |
1,27 | 98,04 | 936,72 | 65,66 | |
1,53 | 123,20 | 980,90 | 68,76 | |
1,78 | 148,11 | 1010,78 | 70,85 | |
2,04 | 171,88 | 1026,34 | 71,94 | |
2,29 | 193,60 | 1027,58 | 72,03 | |
2,55 | 212,38 | 1014,52 | 71,11 | |
2,80 | 227,31 | 987,14 | 69,19 | |
3,06 | 237,50 | 945,45 | 66,27 | |
II | 1,43 | 73,54 | 878,22 | 43,96 |
1,78 | 98,04 | 936,72 | 46,89 | |
2,14 | 123,20 | 980,90 | 49,10 | |
2,50 | 148,11 | 1010,78 | 50,59 | |
2,85 | 171,88 | 1026,34 | 51,37 | |
3,21 | 193,60 | 1027,58 | 51,43 | |
3,57 | 212,38 | 1014,52 | 50,78 | |
3,92 | 227,31 | 987,14 | 49,41 | |
4,28 | 237,50 | 945,45 | 47,32 | |
III | 2,00 | 73,54 | 878,22 | 31,38 |
2,50 | 98,04 | 936,72 | 33,47 | |
3,00 | 123,20 | 980,90 | 35,04 | |
3,50 | 148,11 | 1010,78 | 36,11 | |
4,00 | 171,88 | 1026,34 | 36,67 | |
4,50 | 193,60 | 1027,58 | 36,71 | |
5,00 | 212,38 | 1014,52 | 36,25 | |
5,50 | 227,31 | 987,14 | 35,27 | |
6,00 | 237,50 | 945,45 | 33,78 | |
IV | 2,81 | 73,54 | 878,22 | 22,30 |
3,52 | 98,04 | 936,72 | 23,78 | |
4,22 | 123,20 | 980,90 | 24,90 | |
4,92 | 148,11 | 1010,78 | 25,66 | |
5,62 | 171,88 | 1026,34 | 26,06 | |
6,33 | 193,60 | 1027,58 | 26,09 | |
7,03 | 212,38 | 1014,52 | 25,76 | |
7,73 | 227,31 | 987,14 | 25,06 | |
8,44 | 237,50 | 945,45 | 24,00 | |
V | 4,02 | 73,54 | 878,22 | 15,61 |
5,02 | 98,04 | 936,72 | 16,65 | |
6,03 | 123,20 | 980,90 | 17,43 | |
7,03 | 148,11 | 1010,78 | 17,96 | |
8,03 | 171,88 | 1026,34 | 18,24 | |
9,04 | 193,60 | 1027,58 | 18,26 | |
10,04 | 212,38 | 1014,52 | 18,03 | |
11,05 | 227,31 | 987,14 | 17,54 | |
12,05 | 237,50 | 945,45 | 16,80 | |
VI | 5,66 | 73,54 | 878,22 | 11,07 |
7,08 | 98,04 | 936,72 | 11,81 |
Окончание таблицы 6.2
8,50 | 123,20 | 980,90 | 12,36 | |
9,91 | 148,11 | 1010,78 | 12,74 | |
11,33 | 171,88 | 1026,34 | 12,94 | |
12,75 | 193,60 | 1027,58 | 12,95 | |
14,16 | 212,38 | 1014,52 | 12,79 | |
15,58 | 227,31 | 987,14 | 12,44 | |
16,99 | 237,50 | 945,45 | 11,92 | |
VII | 7,87 | 73,54 | 878,22 | 7,96 |
9,84 | 98,04 | 936,72 | 8,49 | |
11,81 | 123,20 | 980,90 | 8,89 | |
13,78 | 148,11 | 1010,78 | 9,17 | |
15,75 | 171,88 | 1026,34 | 9,31 | |
17,72 | 193,60 | 1027,58 | 9,32 | |
19,69 | 212,38 | 1014,52 | 9,20 | |
21,65 | 227,31 | 987,14 | 8,95 | |
23,62 | 237,50 | 945,45 | 8,57 | |
VIII | 11,09 | 73,54 | 878,22 | 5,65 |
13,86 | 98,04 | 936,72 | 6,03 | |
16,64 | 123,20 | 980,90 | 6,32 | |
19,41 | 148,11 | 1010,78 | 6,51 | |
22,18 | 171,88 | 1026,34 | 6,61 | |
24,95 | 193,60 | 1027,58 | 6,62 | |
27,73 | 212,38 | 1014,52 | 6,53 | |
30,50 | 227,31 | 987,14 | 6,36 | |
33,27 | 237,50 | 945,45 | 6,09 |
Рисунок 6.2 – Зависимость тяговой характеристики от скорости
Динамическая характеристика
(6.4)
где – вес автомобиля, Н.
Для определения максимальной скорости ТС на прямой передаче, на графике Д = ¦(V) строится кривая РСУ = ¦(V), где
(6.5)
где – сила суммарного дорожного сопротивления движению;
¦ - коэффициент сопротивления качению.
(6.6)
где = 0,014 – 0,018, V – скорость, м/с.
Рассчитываем коэффициент сопротивления качению (табл. 6.3) и строим зависимость ¦ = ¦(V) (рис. 6.3)
При скорости 10 м/с получаем:
Таблица 6.3 – Результаты расчета коэффициент сопротивления качению
Скорость, м/с | Коэффициент сопротивления качению | Скорость, м/с | Коэффициент сопротивления качению |
0,0140 | 0,0153 | ||
0,0140 | 0,0156 | ||
0,0141 | 0,0158 | ||
0,0141 | 0,0161 | ||
0,0142 | 0,0164 | ||
0,0143 | 0,0167 | ||
0,0145 | 0,0170 | ||
0,0146 | 0,0174 | ||
0,0148 | 0,0177 | ||
0,0149 | 0,0181 | ||
0,0151 | 0,0185 |
Рисунок 6.3 – Зависимость коэффициента сопротивлению качения от скорости
При скорости 10 м/с сила дорожного сопротивления будет равна:
Таблица 6.4 – Результаты расчета силы дорожного сопротивления
, м/с | Рв, кН | ||
0,0 | 0,0140 | 0,0060 | |
2,8 | 0,0140 | 0,0060 | |
11,2 | 0,0140 | 0,0061 | |
25,2 | 0,0141 | 0,0063 | |
44,8 | 0,0141 | 0,0066 | |
70,0 | 0,0142 | 0,0070 | |
100,8 | 0,0143 | 0,0075 | |
137,2 | 0,0145 | 0,0080 | |
179,2 | 0,0146 | 0,0086 | |
226,8 | 0,0148 | 0,0093 | |
280,0 | 0,0149 | 0,0101 | |
338,8 | 0,0151 | 0,0110 | |
403,2 | 0,0153 | 0,0119 | |
473,2 | 0,0156 | 0,0130 | |
548,8 | 0,0158 | 0,0141 | |
630,0 | 0,0161 | 0,0153 | |
716,8 | 0,0164 | 0,0166 | |
809,2 | 0,0167 | 0,0179 | |
907,2 | 0,0170 | 0,0194 | |
1010,8 | 0,0174 | 0,0209 | |
1120,0 | 0,0177 | 0,0225 | |
1234,8 | 0,0181 | 0,0242 | |
1355,2 | 0,0185 | 0,0260 |
При движении на первой передаче и 1800 об/мин коленчатого вала получаем:
Таблица 6.5 – Результаты расчета динамической характеристики
Передача | , м/с | Рт, кН | Рв, кН | |
I | 1,01 | 61,56 | 3,54 | 0,82 |
1,27 | 65,66 | 5,67 | 0,88 | |
1,53 | 68,76 | 8,17 | 0,92 | |
1,78 | 70,85 | 11,12 | 0,94 | |
2,04 | 71,94 | 14,53 | 0,96 | |
2,29 | 72,03 | 18,39 | 0,96 | |
2,55 | 71,11 | 22,70 | 0,95 | |
2,80 | 69,19 | 27,46 | 0,92 | |
3,06 | 66,27 | 32,68 | 0,88 | |
II | 1,43 | 43,96 | 7,12 | 0,59 |
1,78 | 46,89 | 11,13 | 0,63 | |
2,14 | 49,10 | 16,02 | 0,65 | |
2,50 | 50,59 | 21,81 | 0,67 | |
2,85 | 51,37 | 28,49 | 0,68 | |
3,21 | 51,43 | 36,05 | 0,69 | |
3,57 | 50,78 | 44,51 | 0,68 | |
3,92 | 49,41 | 53,86 | 0,66 | |
4,28 | 47,32 | 64,10 | 0,63 | |
III | 2,00 | 31,38 | 13,98 | 0,42 |
2,50 | 33,47 | 21,84 | 0,45 | |
3,00 | 35,04 | 31,45 | 0,47 | |
3,50 | 36,11 | 42,81 | 0,48 | |
4,00 | 36,67 | 55,92 | 0,49 | |
4,50 | 36,71 | 70,77 | 0,49 | |
5,00 | 36,25 | 87,37 | 0,48 | |
5,50 | 35,27 | 105,71 | 0,47 | |
6,00 | 33,78 | 125,81 | 0,45 | |
IV | 2,81 | 22,30 | 27,68 | 0,30 |
3,52 | 23,78 | 43,25 | 0,32 | |
4,22 | 24,90 | 62,28 | 0,33 | |
4,92 | 25,66 | 84,77 | 0,34 | |
5,62 | 26,06 | 110,71 | 0,35 | |
6,33 | 26,09 | 140,12 | 0,35 | |
7,03 | 25,76 | 172,99 | 0,34 | |
7,73 | 25,06 | 209,32 | 0,33 | |
8,44 | 24,00 | 249,11 | 0,32 | |
V | 4,02 | 15,61 | 56,49 | 0,21 |
5,02 | 16,65 | 88,26 | 0,22 | |
6,03 | 17,43 | 127,10 | 0,23 | |
7,03 | 17,96 | 172,99 | 0,24 | |
8,03 | 18,24 | 225,95 | 0,24 |
Окончание таблицы 6.5
9,04 | 18,26 | 285,97 | 0,24 | |
10,04 | 18,03 | 353,05 | 0,24 | |
11,05 | 17,54 | 427,18 | 0,23 | |
12,05 | 16,80 | 508,39 | 0,22 | |
VI | 5,66 | 11,07 | 112,31 | 0,15 |
7,08 | 11,81 | 175,49 | 0,16 | |
8,50 | 12,36 | 252,71 | 0,16 | |
9,91 | 12,74 | 343,96 | 0,17 | |
11,33 | 12,94 | 449,25 | 0,17 | |
12,75 | 12,95 | 568,59 | 0,17 | |
14,16 | 12,79 | 701,96 | 0,16 | |
15,58 | 12,44 | 849,37 | 0,15 | |
16,99 | 11,92 | 1010,82 | 0,15 | |
VII | 7,87 | 7,96 | 217,00 | 0,10 |
9,84 | 8,49 | 339,06 | 0,11 | |
11,81 | 8,89 | 488,25 | 0,11 | |
13,78 | 9,17 | 664,57 | 0,11 | |
15,75 | 9,31 | 868,01 | 0,11 | |
17,72 | 9,32 | 1098,57 | 0,11 | |
19,69 | 9,20 | 1356,26 | 0,10 | |
21,65 | 8,95 | 1641,07 | 0,10 | |
23,62 | 8,57 | 1953,01 | 0,09 | |
VIII | 11,09 | 5,65 | 430,47 | 0,07 |
13,86 | 6,03 | 672,61 | 0,07 | |
16,64 | 6,32 | 968,56 | 0,07 | |
19,41 | 6,51 | 1318,32 | 0,07 | |
22,18 | 6,61 | 1721,89 | 0,07 | |
24,95 | 6,62 | 2179,27 | 0,06 | |
27,73 | 6,53 | 2690,46 | 0,05 | |
30,50 | 6,36 | 3255,45 | 0,04 | |
33,27 | 6,09 | 3874,26 | 0,03 |
Рисунок 6.4 – Динамическая характеристика и Pсу
На основании данного графика определяем максимальную скорость для рассматриваемых дорожных условий Vmax=28 м/с.
Расчет ускорений
Ускорение ТС рассчитывают для каждой передачи в зависимости от скорости по формуле
(7.1)
По результатам расчета (табл. 7.1) строим зависимостью
(рис. 7.1).
При движении на первой передаче и 1800 об/мин коленчатого вала получаем:
Таблица 7.1 – Результаты расчета ускорений
Передача | , м/с | , м/с2 | ||
I | 1,01 | 0,82 | 0,01 | 7,66 |
1,27 | 0,88 | 0,01 | 8,18 | |
1,53 | 0,92 | 0,01 | 8,57 | |
1,78 | 0,94 | 0,01 | 8,83 | |
2,04 | 0,96 | 0,01 | 8,97 | |
2,29 | 0,96 | 0,01 | 8,98 | |
2,55 | 0,95 | 0,01 | 8,86 | |
2,80 | 0,92 | 0,01 | 8,62 | |
3,06 | 0,88 | 0,01 | 8,25 | |
II | 1,43 | 0,59 | 0,01 | 4,92 |
1,78 | 0,63 | 0,01 | 5,26 | |
2,14 | 0,65 | 0,01 | 5,51 | |
2,50 | 0,67 | 0,01 | 5,68 | |
2,85 | 0,68 | 0,01 | 5,77 | |
3,21 | 0,69 | 0,01 | 5,78 | |
3,57 | 0,68 | 0,01 | 5,70 | |
3,92 | 0,66 | 0,01 | 5,54 | |
4,28 | 0,63 | 0,01 | 5,30 | |
III | 2,00 | 0,42 | 0,01 | 3,10 |
2,50 | 0,45 | 0,01 | 3,32 | |
3,00 | 0,47 | 0,01 | 3,48 | |
3,50 | 0,48 | 0,01 | 3,59 | |
4,00 | 0,49 | 0,01 | 3,64 | |
4,50 | 0,49 | 0,01 | 3,64 | |
5,00 | 0,48 | 0,01 | 3,59 | |
5,50 | 0,47 | 0,01 | 3,49 | |
6,00 | 0,45 | 0,01 | 3,34 | |
IV | 2,81 | 0,30 | 0,01 | 2,18 |
3,52 | 0,32 | 0,01 | 2,33 | |
4,22 | 0,33 | 0,01 | 2,44 |
Окончание таблицы 7.1
4,92 | 0,34 | 0,01 | 2,52 | |
5,62 | 0,35 | 0,01 | 2,55 | |
6,33 | 0,35 | 0,01 | 2,55 | |
7,03 | 0,34 | 0,01 | 2,51 | |
7,73 | 0,33 | 0,01 | 2,44 | |
8,44 | 0,32 | 0,01 | 2,33 | |
V | 4,02 | 0,21 | 0,01 | 1,67 |
5,02 | 0,22 | 0,01 | 1,79 | |
6,03 | 0,23 | 0,01 | 1,88 | |
7,03 | 0,24 | 0,01 | 1,93 | |
8,03 | 0,24 | 0,01 | 1,96 | |
9,04 | 0,24 | 0,01 | 1,95 | |
10,04 | 0,24 | 0,01 | 1,91 | |
11,05 | 0,23 | 0,02 | 1,85 | |
12,05 | 0,22 | 0,02 | 1,75 | |
VI | 5,66 | 0,15 | 0,01 | 1,27 |
7,08 | 0,16 | 0,01 | 1,36 | |
8,50 | 0,16 | 0,01 | 1,41 | |
9,91 | 0,17 | 0,01 | 1,45 | |
11,33 | 0,17 | 0,02 | 1,46 | |
12,75 | 0,17 | 0,02 | 1,44 | |
14,16 | 0,16 | 0,02 | 1,40 | |
15,58 | 0,15 | 0,02 | 1,33 | |
16,99 | 0,15 | 0,02 | 1,24 | |
VII | 7,87 | 0,10 | 0,01 | 0,86 |
9,84 | 0,11 | 0,01 | 0,90 | |
11,81 | 0,11 | 0,02 | 0,93 | |
13,78 | 0,11 | 0,02 | 0,94 | |
15,75 | 0,11 | 0,02 | 0,93 | |
17,72 | 0,11 | 0,02 | 0,89 | |
19,69 | 0,10 | 0,02 | 0,84 | |
21,65 | 0,10 | 0,02 | 0,76 | |
23,62 | 0,09 | 0,02 | 0,67 | |
VIII | 11,09 | 0,07 | 0,02 | 0,53 |
13,86 | 0,07 | 0,02 | 0,54 | |
16,64 | 0,07 | 0,02 | 0,53 | |
19,41 | 0,07 | 0,02 | 0,50 | |
22,18 | 0,07 | 0,02 | 0,45 | |
24,95 | 0,06 | 0,02 | 0,38 | |
27,73 | 0,05 | 0,02 | 0,29 | |
30,50 | 0,04 | 0,02 | 0,18 | |
33,27 | 0,03 | 0,02 | 0,05 |
Рисунок 7.1 – График ускорений автомобиля