Средств языка и связной речи
Интеграция коррекционно-воспитательных воздействий в масштабе отдельного дошкольного образовательного учреждения является одним из основных условий успешности общего психического развития детей, имеющих речевые нарушения. Применительно к коррекционно-педагогическому процессу реализация принципа комплексного подхода невозможна без единого тематического плана и его методического обеспечения. Это та основа, которая дает возможность поддерживать устойчивые связи и отношения между учителем-логопедом и воспитателями. Деятельность воспитателей в большой мере подчинена задачам речевой коррекции, воспитателями прежде всего учитывается содержание логопедических занятий. Предлагаемые методические материалы, разработанные в соответствии с временными требованиями Государственного стандарта по дошкольному образованию, адресованные учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп, включают перспективный и учебно-тематический планы с рекомендациями родителям, а также примерные конспекты занятий воспитателя.
Тематические планы воспитателей соответствуют тематическим планам учителя-логопеда: воспитатель отрабатывает определенные лексические циклы, лексико-грамматические категории и навыки связной речи.
Работа воспитателей, таким образом, соотносится с содержанием и программой работы учителя-логопеда по развитию у детей основных компонентов речевой системы: лексико-грамматических категорий и связной речи. Материал для отработки, придавая ему форму конкретных упражнений, заданий, подбирает сам воспитатель.
Планирование приобретает конкретный характер и при соблюдении системности и преемственности обеспечивает в итоге единство и в то же время специфику действий всех педагогов, то, без чего невозможно успешное устранение общего недоразвития речи. В качестве примера приведем алгоритм планирования, заданный учителем-логопедом по темам «Школа» и «Птицы» (табл. на с. 15, 16). С его помощью учитель-логопед ориентирует педагогов: предлагаемый материал они продолжают отрабатывать на своих занятиях, наполняя соответствующим содержанием деятельность детей.
Целенаправленная помощь со стороны родителей — важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями. Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется логопедом и регулируется педагогами. Учитель-логопед определяет последовательность отработки речевых навыков при общении родителей с детьми. Заведенный на каждого ребенка дневник по типу карты индивидуального развития служит технологической опорой в выполнении заданий и рекомендаций. В предлагаемые ниже перспективные тематические планы учителя-логопеда и воспитателя включены рекомендации родителям.
Алгоритм тематического планирования, заданный учителем-логопедом по теме «Школа» | |||
Тема | 1 Цель | Лексика | Лексико-грамматические категории |
«Школа» | 1. Обогащать словарь детей по теме. 2. Воспитывать у детей интерес к школьному обучению, желании учиться прилежно | Слова-предметы: школа, класс, звонок, учитель, учительница, директор, ученик, ручка, карандаш, пенал, тетрадь, портфель, книга, резинка, кисточка, доска, шкаф, парта, стол, стул, библиотека, зал, расписание, учебные предметы: математика, чтение, письмо, физкультура, рисование, пение. Слова-действия: учить, учиться, стараться, слушать, готовить уроки, получать (отметки), писать, читать, считать, решать, рисовать, убирать (класс). Слова-признаки: учебное, школьное, светлое, высокое, цветные (карандаши), учительская, спортивный, многоэтажное, аккуратный, спокойный, чистый, вежливый, прилежный, усидчивый, заботливый, молодой, старый (учитель), младшие (школьники), внимательные (ребята), плохие, хорошие (отметки), подготовительный, первый (класс), прилежно, вежливо, чисто, красиво | 1. Образование существительных единственного и множественного числа. Упражнение «Назови правильно»: стол — столы, ученик — ученики. 2. Согласование глаголов с существительными (местоимениями) в лице, числе и роде: Я пишу, мы пишем, ты..., вы..., он (она)..., они... Лена писала, занималась. Дима писал, занимался. Коля учит уроки. Коля выучил уроки. Коля будет учить уроки. 3. Согласование притяжательных местоимений в числе и роде с существительными. Игра «Мой — моя— мои»: моя — книга, парта, тетрадь; мой — пенал, портфель; мои — карандаши, книги. 4. Согласование порядковых числительных с существительными. Словосочетания с количественными числительными. Игра «1-2-5-9»: У Тани 1..., 2..., 5..., 9... (книга, карандаш). Возьми первый (второй, пятый, девятый) карандаш |
Продолжение
Алгоритм тематического планирования, заданный учителем-логопедом по теме «Птицы»
Тема | Цель | Лексика | Лексико-грамматические категории |
«Птицы» | 1. Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарь детей. 2. Закреплять навыки образования лексико-грамматических категорий различных частей речи. 3. Прививать интерес и желание ухаживать за птицами | Слова-предметы: ласточка, соловей, грач, дрозд, скворец, жаворонок, журавль, цапля, кукушка, чиж, стриж, перепелка, щегол, лебедь, ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь, дятел, зимородок, клест, домашние птицы (названия), гнездо, яйца, скворечник, кормушка, птенцы, родина, юг, корм, голод, холод, перелет, зимовка. Слова-действия: летать, возвращаться, зимовать, кормить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, чирикать, щелкать, ворковать, гоготать, шипеть, крякать, кукарекать. Слова-признаки: домашние, дикие, быстрые, проворные, перелетные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие | 1. Изменение существительных по числам. Упражнения «Один — много», «Много —один». 2. Употребление предлогов (из-за, из-под, между, над). Упражнение «Кто где спрятался?». 3. Согласование числительных с существительными. Упражнение «1—2, 5 — 9». 4. Изменение существительных по падежам. Упражнения «Кому что нужно?», «Кто чем питается?». 5. Проговаривание слов сложной слоговой структуры. Упражнение «Повтори» |
Контрольные вопросы и задания
1.Как осуществляется преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя, как соотносятся тематические планы учителя-логопеда и воспитателя?
2.Каким образом осуществляется подбор содержательного материала для занятий?
3.Расскажите о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя с родителями в преодолении ОНРу детей.
4.Соотнесите предложенный в учебно-методическом пособии материал I года обучения с «Программой воспитания и обучения дошкольников в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой) для старшей группы и временными требованиями Государственного стандарта по дошкольному образованию.
5.Разработайте алгоритм планирования по темам «Зима», «Одежда» (I год обучения, II период).
6.Составьте конспекты занятий, используя предложенный алгоритм.
7.Дополните задания для родителей по теме «Профессии людей».
РАЗДЕЛ II
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№ п/п | Тема занятия | Часы | ||
всего | учителя -логопеда | воспитателя | ||
I период | ||||
И | «Помещение детского сада» «Овощи» «Фрукты» «Овощи и фрукты» «Осень» «Одежда» «Обувь» «Игрушки» «Посуда» «Продукты питания» «Слова-предметы» «Слова-действия» «Слова-признаки» Занятие по развитию речи «Предложение» | - | - - - - | |
II период | ||||
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | «Зима» «Новый год» «Части тела» Занятие по развитию речи «Домашние животные» «Дикие животные» «Птицы зимой» «Профессии людей» «Одежда» Занятие по развитию речи «Наша армия» | - - | - |
Продолжение табл.
№ п/п | Тема занятия | Часы | ||
всего | учителя-логопеда | воспитателя | ||
28 29 30 | «Февраль — последний месяц зимы» «8 Марта» «Весна» «Перелетные птицы» | |||
III период | ||||
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 | «Транспорт» «Мебель» «Сад и огород» «Слова-антонимы» Занятие по развитию речи «Праздник мира и труда» «Дружба народов России» «День Победы» «Насекомые» «Лето» | - | - |
II год обучения
№ п/п | Тема занятия | Часы | ||
всего | учителя -логопеда | воспитателя | ||
I период | ||||
«Школа» | ||||
«Осень» | ||||
«Овощи и фрукты» | ||||
«Сад и огород» | ||||
«Сезонная одежда, обувь» | ||||
«Посуда» | ||||
«Продукты питания» | ||||
«Птицы» | ||||
«Звери и детеныши» | ||||
«Слова-предметы» | — | |||
«Слона-действия» | — |
Окончание табл.
№ п/п | Тема занятия | Часы | ||
всего | учителя -логопеда | воспитателя | ||
«Слова-признаки» | — | |||
Занятие по развитию речи | — | |||
«Предложение» | — | |||
Занятие по развитию речи | — | |||
II период | ||||
«Зима» | ||||
«Мебель» | ||||
«Новый год» | ||||
«Семья» | ||||
«Профессии людей» | ||||
«Наш город» | ||||
«Наша улица» | ||||
«Глаголы-движения» | — | |||
«Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени» | — | |||
«Глаголы-антонимы» | — | |||
Заключительная беседа о зиме | — | |||
Занятие по развитию речи | — | |||
«Наша армия» | ||||
«Транспорт» | ||||
«Весна» | ||||
«Сад и огород» | ||||
III период | ||||
«Наш дом» | ||||
«Бытовая техника» | ||||
«Предлоги» | — | |||
Занятие по развитию речи | — | |||
«Наша Родина — Россия» | ||||
«День Победы» | ||||
«Школа» | ||||
«Лето» |
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ