Нагрузка от транспортных средств
5.1.1 Модели нагрузок, обусловленные дорожным движением, в котором участвуют автомобили, грузовики и специальные транспортные средства (например, для промышленных перевозок), приводят к возникновению вертикальных и горизонтальных, статических и динамических сил.
Модели нагрузки определенные в настоящем разделе, не описывают реальные нагрузки. Они выбраны и определены таким образом, чтобы их результаты (с динамическим усилением, включенным там, где это указано) отражали воздействие реального транспортного потока на дорогах соответствующих категорий.
В настоящем стандарте предусмотрены 2 модели нагрузок:
- АК – нагрузка, моделирующая воздействие на сооружение транспортного потока, состоящего из автомобилей разного типа;
- НК – нагрузка, моделирующая воздействие одиночного сверхтяжелого транспортного средства.
где: К – класс нагрузки.
Нагрузка типа АК состоит из 2х элементов:
- двухосна тележка с давлением на ось равным 10×К кН, с двумя колесами на оси, расстояние между осями колес равным 1,9м. Давление колеса на дорогу – 5×К кН;
- две полосы равномерно-распределенной нагрузки g=0,5×K на каждую полосу. Расстояние между осями полос 1,9 м.
Схема нагрузки АК приведена на рисунке 1.
Класс нагрузки «К» следует принимать:
- при капитальном ремонте или реконструкции моста с использованием существующих пролетных строений и опор К=11;
- При новом строительстве или при реконструкции с заменой пролетных строений на новые – К=14.
Нагрузка типа НК – тяжелое одиночное колесное транспортное средство.
Колесную нагрузку НК-80 следует принимать совместно с нагрузкой А11, нагрузку НК-100 и НК-120 - с нагрузкой А14.
Выбор типа нагрузки НК представляется заказчику проекта и устанавливается в задании на проектирование объекта.
Схемы нагрузок от транспортных средств для расчета автодорожных мостовых сооружений и водопропускных труб приведены на рисунке 1;
На автомобильных дорогах, соединяющих морских и речные порты с промышленными центрами по требованию заказчика следует при расчете на прочность использовать нагрузку НК-180 с коэффициентом надежности по нагрузке и динамическом коэффициенте ровном единице. При расчете на трещиностойкость нагрузка НК-180 не используется.
5.1.2 Порядок загружения транспортной нагрузкой
Для нагрузки АК должны быть соблюдены следующие условия: при наличии линий влияния, имеющих три или более участков разных дорожных знаков, тележкой загружается участок, дающий для рассматриваемого сечения полосы движения автомобильной дороги наибольшее значение усилия; равномерно распределенной нагрузкой допускается загружать участки автомобильной дороги только одного дорожного знака, вызывающее наибольшее усилие в рассматриваемом сечении;
- число полос нагрузки, размещаемой на мостовом сооружении должно быть не более установленного числа полос движения;
- расстояние между осями смежных полос нагрузки должно быть не менее 3 метров;
- при многополосном движении в каждом направлении и отсутствии разделительной полосы на мостовом сооружении ось крайней левой (внутренней) полосы нагрузки каждого направления должна быть расположена не ближе чем 1,5 м от осевой линии, разделяющей направления движения.
При расчетах конструкций мостовых сооружений на прочность и устойчивость положения следует рассматривать два случая размещения нагрузки АК:
|
а) Р=9,8К АК
=0,98К
б) Р=196 кН (245 кН) НК-80 (НК-100)
в) Р = 196 кН НК-120
г) Р = 294 кН НК-180
а) - автомобильная нагрузка АК в виде полосы равномерно распределенной
нагрузки интенсивностью и одиночной тележки с давлением на ось Р;
б), в), г) - тяжелые одиночные нагрузки НК-80, НК-100, НК-120 и НК-180.
В скобках даны величины давления на ось от нагрузки НК-100.
Рисунок 1 - Схемы нагрузок от транспортных средств для расчета
автодорожных мостовых сооружений и водопропускных труб
|
- первый – предусматривающий при загруженных тротуарах невыгодное размещение на проезжей части (в которую не входят полосы безопасноcти) количества полос нагрузки, не превышающего количества полос движения;
- второй – предусматривающий при незагруженных тротуарах невыгодное размещение на всей ширине ездового полотна (в которое входят полосы безопасности) двух полос нагрузки (на однополосных мостах – одной полосы нагрузки).
При этом оси крайних полос нагрузки АК должны быть расположены не ближе чем на 1,5 м от кромки проезжей части - в первом случае и от ограждения ездового полотна – во втором случае.
Одиночные нагрузки НК-80 и НК-120 размещаются в пределах проезжей части. Нагрузка НК-180 размещается по оси проезжей части мостового сооружения.
Во всех расчетах для элементов или отдельных конструкций мостовых сооружений, воспринимающих временную нагрузку АК с нескольких полос движения, ее воздействие с одной полосы движения (где нагрузка приводит к самым неблагоприятным результатам) следует принимать с коэффициентом s1 =1,0 с остальных полос загружаемых нагрузкой АК коэффициент s1 принимают равным:
- для двухосных тележек – 1,0;
- для равномерно распределенной нагрузки – 0,6.