Расчетные нагрузки и воздействия
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на новые и существующие постоянные мостовые сооружения (мосты, путепроводы, эстакады) и водопропускные трубы на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает требования к расчету нагрузок и воздействий при проектировании их строительства и реконструкции.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 нормативные нагрузки и воздействия:Нагрузки и воздействия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию мостовых сооружений и водопропускных труб.
2.2расчетные нагрузки и воздействия:Используемые в расчетах нагрузки и воздействия, величины которых принимают равными нормативным скорректированным коэффициентам, учитывающим возможные отклонения от нормативных значений в невыгодную (большую или меньшую) сторону.
Нагрузки и воздействия
Виды нагрузок и воздействий
3.1.1 Конструктивные элементы мостовых сооружений и водопропускных труб следует рассчитывать на нагрузки и воздействия и их сочетания, в соответствии с таблицей 1.
Т
а б л и ц а 1
Номер нагрузки и воздействия | Наименование нагрузки и воздействия | Номер нагрузки, не учитываемой в сочетании с данной нагрузкой (воздействием) | Коэффициенты надежности по нагрузке, f | |
А. Постоянные | ||||
Собственный вес конструкции, в том числе: | - | - | ||
1а | Вес несущих конструкций | - | 1,1 (0,9) | |
1б | Вес выравнивающего, изоляционного, защитного слоев, ограждений перил, коммуникаций | - | 1,3 (0,9) | |
Воздействие усадки и ползучести бетона и предварительного напряжения конструкции и регулирование усилий | - | 1,1 (0,9) | ||
Давление грунта от веса насыпи: | ||||
3а | на опоры мостовых сооружений | - | 1,4 (0,7) | |
3б | на звенья труб | - | 1,3 (0,8) | |
Гидростатическое давление | - | 1,1 (0,9) | ||
Воздействие усадки и ползучести бетона | - | 1,1 (0,6) | ||
Воздействие осадки грунта в осно-вании опор мостовых сооружений | - | 1,5 (0,5) | ||
Б. Временные от транспортных средств и пешеходов | ||||
Вертикальные нагрузки: | 16, 17 | |||
7а | типа «АК»: от двухосной тележки | 1,5 | ||
от равномерной распределенной нагрузки | 1,2 | |||
7б | типа «НК» от тяжелых одиночных нагрузок | 1,0 | ||
7в | нагрузка на тротуары от пешеходов | 1,4 | ||
Давление грунта от транспортных средств | 16, 17 | 1,0 | ||
Горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы | 10, 16, 17 | 1,0 | ||
Горизонтальные поперечные удары от транспортных средств | 9, 11, 12, 14, 16, 17, 18 | 1,0 | ||
Горизонтальная продольная нагрузка от торможения или силы тяги | 10, 13, 14, 16, 17 | 1,0 | ||
Окончание таблицы 1
Номер нагрузки и воздействия | Наименование нагрузки и воздействия | Номер нагрузки, не учитываемой в сочетании с данной нагрузкой (воздействием) | Коэффициенты надежности по нагрузке f |
В. Прочие временные нагрузки | |||
Ветровая нагрузка | 10, 14, 18, 20 | по 7.10, таблице 2 | |
Ледовая нагрузка | 11, 14, 15-18, 20 | то же | |
Нагрузка от навала судов | 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 | -“- | |
Температурные климатические воздействия | 14,18, 20 | -“- | |
Воздействие морозного пучения грунта | 7-11, 13, 14, 18, 20 | -“- | |
Строительные нагрузки | 7-11, 14, 18, 20 | -“- | |
Сейсмические нагрузки | 10, 12-17, 19, 20 | ||
Сопротивление трению и сдвигу в опорных частях | 11, 14, 18 | по таблице 2 | |
Нагрузка, создаваемая транспорт-ным средством при столкновении с опорами и пролетными строениями путепровода | 8-19 | -“- | |
П р и м е ч а н и я 1 Значения f , указанные в скобках, принимают в случаях, когда указанная нагрузка уменьшает суммарное воздействие на элементы конструкции. 2 Приведенные значения коэффициентов надежности по нагрузкам f следует применять при расчетах I группы предельного состоянии, кроме расчетов на выносливость. При расчете на выносливость для I группы предельного состояния и при всех расчетах II группы предельного состояния значение f=1. |
3.1.2 Коэффициенты надежности по нагрузке, , к прочим временным нагрузкам и воздействиям, предусмотренным в 6.1-6.9, следует устанавливать в соответствии с таблицей 2.
Т а б л и ц а 2
Прочие временные нагрузки и воздействия | Коэффициент надежности по нагрузке |
Ветровые нагрузки при: эксплуатации моста строительстве и монтаже | 1,4 1,0 |
Ледовая нагрузка | 1,2 |
Нагрузка от навала судов | 1,2 |
Температурные климатические деформации и воздействия | 1,2 |
Воздействие морозного пучения грунта | 1,3 |
Воздействие сопротивления трению в подвижных опорных частях | по подразделу 7.8 |
Строительные нагрузки: | |
- собственный вес вспомогательных обустройств | 1,1, (0,9) |
- вес складируемых строительных материалов и воздействия искусственного регулирования во вспомогательных сооружениях | 1,3 (0,8) |
- вес работающих людей, инструментов, мелкого оборудования | 1,3 (0,7) |
- вес кранов, копров и транспортных средств | 1,1 (1,0) |
- усилия от гидравлических домкратов и электрических лебедок при подъеме и передвижке | 1,3 (1,0) |
- усилия от трения при перемещении пролетных строений и других грузов: | |
а) на салазках и по фторопласту | 1,3 (1,0) |
б) катках | 1,1 (1,0) |
в) тележках | 1,2 (1,0) |
Нагрузка от столкновения транспортных средств с опорами и пролетными строениями путепровода | 1,0 |
П р и м е ч а н и е - Значения указанные в скобках, принимают в случаях, когда при невыгодном сочетании нагрузок увеличивается их суммарное воздействие на элементы конструкции. |
И ползучести бетона
Нормативное воздействие предварительного напряжения следует устанавливать по контролируемому усилию с учетом нормативных величин потерь, соответствующих рассматриваемой технологической стадии проектирования по изготовлению изделия.
В железобетонных и сталежелезобетонных конструкциях кроме усилий, связанных с технологией выполнения работ по предварительному напряжению и регулированию усилий, следует учитывать усилия, вызываемые усадкой и ползучестью бетона.
Нормативное воздействие усадки и ползучести бетона следует принимать в виде относительных деформаций и учитывать при определении перемещений и усилий в конструкциях статически неопределимых систем и предварительно напряженных конструкциях. Ползучесть бетона следует определять только от действия постоянных нагрузок.
Потери от предварительного напряжения арматуры определяются согласно [1].
Сооружений и звенья труб
Нормативное давление грунта от веса насыпи на опоры мостов и звенья труб, кПа (тс/м2), следует определять по формулам:
а) вертикальное давление
- для опор мостов , | (5.1) |
- для звеньев труб , | (5.2) |
б) горизонтальное (боковое) давление
, | (5.3) |
где h, hx – высота засыпки, м, определяемая для устоев мостов согласно [1], для звеньев труб - согласно [1];
n- нормативный удельный вес грунта, кН/м3 (тс/м3);
Сν - коэффициент вертикального давления, определяемый для звеньев труб согласно [1];
τn - коэффициент нормативного бокового давления грунта засыпки береговых опор мостов или звеньев труб, определяемый по формуле:
(5.4) |
где φn - нормативный угол внутреннего трения грунта, в градусах.
Значения γn и φn следует, как правило, принимать по данным лабораторных исследований образцов грунтов, предназначенных для засыпки сооружения, а при их отсутствии б = 17,7 кН/м3, α = 35° для дренирующих и α = 30° - для связных и сыпучих.
При типовом проектировании для определения нормативного давления грунта допускается принимать удельный вес грунта засыпки gn = 17,7 кН/м3 (1,80 тс/м3), нормативные углы внутреннего трения jn - равными:
- для устоев при засыпке песчаным (дренирующим) грунтом - 35°;
- для звеньев труб, находящихся в насыпи - 30°;
- для оголовков труб - 25°.
Методика определения равнодействующей нормативного горизонтального (бокового) давления на опоры мостов от собственного веса грунта приведена в приложении Г.
Гидростатическое давление
Нормативное гидростатическое давление (взвешивающее действие воды) на грунты и части сооружения, расположенные ниже уровня поверхностных или подземных вод, необходимо учитывать в расчетах по несущей способности оснований и по устойчивости положения фундаментов, если фундаменты заложены в песках, супесях и илах. При заложении фундаментов в суглинках и глинах взвешивающее действие воды требуется учитывать в случаях, когда оно создает наиболее неблагоприятные расчетные условия. Уровень воды принимается наиболее невыгодный - самый низкий или самый высокий.
Транспортных средств
Нормативную горизонтальную поперечную нагрузку от ударов транспортных средств независимо от числа полос движения на мостовом сооружении следует принимать: от автомобильной нагрузки АК - в виде равномерно распределенной нагрузки равной 0,39 К, кН/м, или сосредоточенной силы равной 5,9 К, кН, приложенных в уровне верха покрытия проезжей части, где К – класс нагрузки АК.
При расчете элементов ограждений проезжей части, а также их прикреплений горизонтальные нагрузки следует принимать:
а) для сплошных жестких железобетонных парапетных ограждений - в виде поперечной нагрузки 11,8 К, кН, распределенной по длине 1 м и приложенной к ограждению на уровне 2/3 высоты ограждения (от поверхности проезда);
б) для бордюров – в виде поперечной нагрузки 5,9 К, кН, распределенной по длине 0,5 м и приложенной в уровне верха бордюра;
в) для консольных стоек полужестких металлических барьерных ограждений (при расстоянии между стойками от 2,5 до 3 м) – в виде сосредоточенных сил, действующих одновременно в уровне направляющих планок и равных:
- поперек проезда – 4,41 К, кН;
- вдоль проезда – 2,45 К, кН, где К – класс нагрузки АК;
г) для металлических барьерных ограждений при непрерывных направляющих планках нагрузку, действующую вдоль моста, допускается распределять на четыре расположенные рядом стойки. Поперечные нагрузки от ударов машин НК-80, НК-120, НК-180 не учитывают.
Или силы тяги
Нормативную горизонтальную продольную нагрузку от торможения или силы тяги следует принимать равной:
а) при расчете элементов пролетных строений и опор мостовых сооружений, процент к весу нормативной равномерно распределенной части нагрузки АК (вес тележек в нагрузках не учитывается) – 50, но не менее 7,8 К, кН и не более 24,5 К, кН;
б) при расчете элементов деформационных швов мостовых сооружений на дорогах:
- I-III категории – 6,86 К, кН;
- IV и V категорий – 4,9 К, кН, где К – класс нагрузки АК.
При расчетах в случае «а» высоту приложения горизонтальных продольных нагрузок (от верха покрытия проезжей части) принимают равной 1,5 м.
Горизонтальную продольную нагрузку при расчете деформационных швов следует прикладывать в уровне проезда и принимать в виде двух равных сил, удаленных одна от другой на 1,9 м
Продольную нагрузку следует принимать со всех полос одного направления движения, а если в перспективе предусматривается перевод движения на одностороннее – со всех полос движения.
Во всех случаях необходимо учитывать коэффициент s1 согласно требованиям по 5.1.2.
От транспортных средств, находящихся на призме обрушения грунта у устоев, продольная нагрузка не учитывается.
В мостовых сооружениях с балочными пролетными строениями продольную нагрузку от торможения допускается прикладывать в уровне верха проезжей части – при расчете устоев, и уровне центров опорных частей – при расчете промежуточных опор. Влияние момента от переноса нагрузки допускается не учитывать.
Продольное усилие от торможения и силы тяги, передаваемые на неподвижные опорные части следует принимать в размере 100 % полного продольного усилия, действующего на пролетное строение. При этом не следует учитывать продольное усилие от установленных на той же опоре подвижных опорных частей соседнего пролета, кроме случая расположения в разрезных пролетных строениях неподвижных опорных частей со стороны меньшего из примыкающих к опоре пролета. Усилие на опору в указанном случае надлежит принимать равным сумме продольных усилий, передаваемых через опорные части обоих пролетов, но не более усилия, передаваемого со стороны большего пролета при неподвижном его опирании.
Усилие, передающееся на опору с неподвижных опорных частей неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строений, допускается принимать равным полной продольной нагрузке с пролетного строения за вычетом сил трения в подвижных опорных частях при минимальных коэффициентах трения, но не менее величины, приходящейся на опору при распределении полного продольного усилия между всеми промежуточными опорами пропорционально их жесткости.
Ветровая нагрузка
Нормативную величину ветровой нагрузки wn следует определять как сумму нормативных значений средней статической составляющей горизонтальной ветровой нагрузки wm, кПа, и пульсационной wр, кПа, вычисляемых по формуле:
wn = wm + wр | (6.1) |
6.1.1 Нормативное значение средней составляющей горизонтальной ветровой нагрузки wm, кПа, на высоте z над поверхностью воды или земли определяют по формуле:
(6.2) |
где qо – скоростной напор ветра на высоте 10 м от поверхности земли, устанавливают по таблице 4 в зависимости от района ветровой нагрузки в соответствии с приложением А, в зоне которого возводится сооружение;
Т а б л и ц а 4
Ветровые районы (принимаются по карте приложения А) | Iа | I | II | III | IV | V | VI | VII |
w0, кПа | 0,17 | 0,23 | 0,30 | 0,38 | 0,48 | 0,60 | 0,73 | 0,85 |
k – коэффициент, учитывающий изменение скоростного напора ветра на высоте z принимают по таблице 5 в зависимости от типа местности:
Т а б л и ц а 5
Высота z, м | Значение коэффициента k для типов местности* | ||
В | С | D | |
< 5 | 0,75 | 0,5 | 0,4 |
1,0 | 0,65 | 0,4 | |
1,25 | 0,85 | 0,55 | |
1,5 | 1,1 | 0,8 | |
1,7 | 1,3 | 1,0 | |
1,85 | 1,45 | 1,15 | |
2,0 | 1,6 | 1,25 | |
2,25 | 1,9 | 1,55 | |
2,45 | 2,1 | 1,8 | |
________ В – открытые побережья морей, озер и водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи; С – лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препятствиями высотой более 10 м; D – районы с застройкой зданиями высотой более 25 м. Сооружение считается расположенным на местности данного типа, если эта местность сохраняется с наветренной стороны сооружения на расстоянии 30 h при высоте h до 60 м и 2 км при большей высоте, где h - высота препятствий. |
сw – аэродинамические коэффициенты лобового сопротивления конструкции мостов, которые зависят от конфигурации сооружения, устанавливают в соответствии с таблицей 6.
Т а б л и ц а 6
Части или элементы пролетных строений и опор мостовых сооружений | Значение аэродинамическо-го коэффициента сw | |
1 Главные фермы сквозных пролетных строений балочной и арочной систем | 2,8 | |
2 Балочная клетка и мостовое полотно пролетных строений | 1,6 | |
3 Пролетные строения со сплошными балками (число балок более 1) | 1,7 | |
4 То же, с одной коробчатой балкой | 1,5 | |
5 То же, с двумя коробчатыми балками | 1,75 | |
6 Бетонные и железобетонные опоры: | ||
а) поперек моста: при прямоугольном сечении | 2,1 | |
то же, но с закруглениями | 1,75 | |
то же, круглое сечение | 1,4 | |
то же, два круглых столба | 1,8 | |
б) вдоль моста при прямоугольном сечении | 2,1 | |
7 Свайные опоры однорядные и двухрядные | ||
а) поперек моста | 2,5 | |
б) вдоль моста | 1,5 | |
8 Стальные опоры: а) однорядные: | ||
поперек моста | 2,5 | |
вдоль моста | 1,8 | |
б) башенные сквозные при числе плоскостей (поперек направления ветра) 2-4 | 2,1-3,0 | |
9 Перильные ограждения: | ||
а) в мостах с ездой поверху для плоскостей: | ||
не защищенных от ветра | 1,4 | |
закрытых от ветра подвижным составом | 0,8 | |
б) в мостах с ездой понизу: | ||
с наветренной стороны, не закрытой элементами сквозных ферм | 1,4 | |
то же, закрытой элементами сквозных ферм | 1,1 | |
то же, закрытой элементами сквозных ферм и подвижным составом | 0,4 | |
Для горных и малоизученных районов нормативную интенсивность статической составляющей горизонтальной ветровой нагрузки wm, кПа, допускается определять по данным метеостанций по формуле:
, | (6.3) |
где vо – скорость ветра, м/сек, на уровне 10 м над поверхностью земли для местности типа В, соответствующая 10-минутному среднему интервалу времени и превышаемая в среднем один раз в 5 лет.
6.1.2 Нормативное значение пульсационной составляющей ветровой нагрузки wр, кПа, следует определять по формуле:
, | (6.4) |
где - коэффициент динамичности принимают равным 1,2,
L – коэффициент пульсации давления ветра,
- коэффициент пространственной корреляции.
Произведение параметров L следует принимать по формуле:
, но не менее 0,3, | (6.5) |
где - длина пролета или высоты опоры.
6.1.3 Нормативную горизонтальную поперечную ветровую нагрузку рв, кН, действующую на элементы мостовых сооружений следует принимать равной произведению соответствующей нормативной интенсивности ветровой нагрузки, wn, на рабочую ветровую поверхность элементов мостовых сооружений Fв, м2
, | (6.6) |
Рабочую ветровую поверхность Fв для элементов мостовых сооружений следует принимать равной:
- для главных ферм сквозных пролетных строений и сквозных опор – площади проекции всех элементов наветренной фермы на плоскость, перпендикулярную направлению ветра, при этом для стальных ферм с треугольной или раскосной решеткой ее допускается принимать в размере 20 % площади, ограниченной контурами фермы;
- для проезжей части сквозных пролетных строений – боковой поверхности ее балочной клетки, не закрытой поясом главной фермы;
- для пролетных строений со сплошными балками – боковой поверхности наветренной главной балки;
- для сплошных опор – площади проекции тела опоры от уровня грунта или водной поверхности на плоскость, перпендикулярную направлению ветра.
Нормативную горизонтальную продольную ветровую нагрузку для сквозных пролетных строений следует принимать в размере 60 %, для пролетных строений со сплошными балками – 20 % соответствующей полной нормативной поперечной ветровой нагрузки.
Ветровую нагрузку на транспортные средства, находящиеся на мостовом сооружении не учитывают.
Горизонтальное давление от продольной ветровой нагрузки, действующей на пролетное строение, следует принимать передающимся на опоры в уровне центра опорных частей – для мостовых сооружений с балочными пролетными строениями и в уровне оси ригеля рамы – для мостовых сооружений рамной конструкции. Распределение усилий между опорами следует принимать таким же, как и горизонтального усилия от торможения, в соответствии с 5.6.
При расчете гибких мостовых конструкций консольного вида (например, стальных пролетных строений во время сборки внавес или при продольной надвижке, пилонов висячих и вантовых мостовых сооружений в процессе строительства и монтажа, башен подъемных пролетных строений разводных мостов и др.) следует учитывать, влияние динамической составляющей ветровой нагрузки, вызываемой пульсациями скоростного напора, а также выполнять проверку на резонанс колебаний в направлении, перпендикулярном ветровому потоку, руководствуясь [2].
При проверке аэродинамической устойчивости висячих и вантовых мостовых сооружений следует определять критическую скорость ветра. Критическая скорость, найденная по результатам аэродинамических испытаний моделей или определенная расчетом, должна быть больше максимальной скорости ветра, возможного в районе расположения мостовых сооружений, не менее чем в 1,5 раза.
Ледовые нагрузки
6.2.1 Нормативную ледовую нагрузку от давления льда на опоры мостовых сооружений следует определять на основе исходных данных по ледовой обстановке в районе расположения сооружения для периода с наибольшими ледовыми воздействиями, период натурных наблюдений должен быть не менее 5 лет. Пределы прочности льда следует определять по опытным данным. При отсутствии опытных данных допускается принимать для 1 района:
а) предел прочности льда на раздробление (с учетом местного смятия) в начальной стадии ледохода (при первой подвижке) – Rz,1 = 735 кПа при наивысшем уровне ледохода – Rz,1 = 441 кПа;
б) предел прочности льда на изгиб Rm,1, кПа – 70 % соответствующих значений прочности льда на раздробление по «а»;
для остальных районов – по формулам:
, | (6.7) |
, | (6.8) |
где n – номер района;
Rz,n – предел прочности льда на раздробление, кПа;
Rm,n – предел прочности льда на изгиб, кПа;
Кn – климатический коэффициент для данного района страны.
Границы районов следует устанавливать в соответствии с таблицей 7 или приложением Б.
Т а б л и ц а 7
Номер района | Граница района | Климатический коэффициент Kn |
I II III IV | Южные линии Выборг – Смоленск – Камышин – Актюбинск – Балхаш Южнее линии Архангельск – Киров – Уфа – Кустанай – Караганда – Усть-Каменогорск Южнее линии Воркута – Ханты-Мансийск – Красноярск – Улан-Удэ – Николаевск-на-Амуре Cевернее линии Воркута – Ханты-Минсийск – Красноярск-Улан-Удэ-Николаевск-на Амуре | 1,25 1,75 |
6.2.2 Равнодействующую ледовой нагрузки необходимо прикладывать в точке, расположенной ниже расчетного уровня воды на , где t – расчетная толщина льда, м, равная 0,8 максимальной толщины льда за зимний период обеспеченностью 1 %.
6.2.3 Нагрузку от движущихся ледяных полей F1 и F2, кН, на опоры мостовых сооружений с вертикальной передней гранью необходимо принимать по наименьшему значению из определяемых по формулам:
при прорезании льда опорой
, | (6.9) |
при остановке ледяного поля опорой
, | (6.10) |
где и - коэффициенты формы, определяемые по таблице 8;
b – ширина опоры на уровне действия льда, м;
t – толщина льда, м;
v – скорость движения ледяного поля, м/с, определяемая по данным натурных наблюдений, а при их отсутствии принимаемая равной скорости течения воды;
А – площадь ледяного поля, устанавливаемая по натурным наблюдениям в месте перехода или вблизи от него, м2.
Т а б л и ц а 8
Коэф-фици-ент | Коэффициент формы для опор с носовой частью, имеющей в плане форму | |||||||
много-уголь-ника, круга | прямо-уголь-ника | треугольника с углом заострения в плане, град. | ||||||
0,9 | 1,0 | 0,54 | 0,59 | 0,64 | 0,69 | 0,77 | 1,00 | |
2,4 | 2,7 | 0,2 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 1,3 | 2,7 |
При отсутствии натурных данных площадь ледяного поля допускается принимать , где - величина пролета, м, а при уклонах участков водной поверхности i > 7 ‰
, | (6.11) |
6.2.4 При движении ледяного поля под углом меньшим или равным 80° к оси моста, нагрузку от льда на вертикальную грань опоры необходимо уменьшать, путем умножения ее на sin .
6.2.5 Давление льда на опору, имеющую в зоне действия льда наклонную поверхность, следует определять по формулам:
а) горизонтальную составляющую Fх, кН, - по наименьшей из величин, полученных по формуле 6.9 и 6.12
, | (6.12) |
б) вертикальную составляющую Fz, кН
, | (6.13) |
где - коэффициент, принимаемый равным: , но не менее 1;
0 - угол наклона к горизонту режущего ребра опоры.
Rm,n, b, t принимают по 6.2.1 и 6.2.3.
6.2.6 При сложной ледовой обстановке в районе проектируемого мостового перехода в необходимых случаях следует учитывать нагрузки от:
- остановившегося при навале на опору ледяного поля, когда кроме течения воды происходит воздействие на ледяное поле ветра;
- давления зажорных масс;
- примерзшего к опоре или сваям льда при колебаниях уровня воды;
- ледяного покрова при его температурном расширении и наличии с одной стороны поддерживаемой майны.
Указанные нагрузки следует определять по [3].
6.2.7 При расположении в одном створе вдоль течения реки опор круглого или близкого к нему очертания, давление от прорезания льда при его первой подвижке на низовую (вторую) по течению реки опору допускается принимать в размере b F1, где b – коэффициент уменьшения давления на низовую (вторую) опору, зависящий от отношения ао/d (ао – расстояние между центрами тяжести площади сечений опор, d – диаметр опор). Значение коэффициента b следует принимать по таблице 9.
Т а б л и ц а 9
ао/d | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
B | 0,200 | 0,204 | 0,212 | 0,230 | 0,280 | 0,398 | 0,472 | 0,542 | 0,608 |
ао/d | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 и более | |
B | 0,671 | 0,730 | 0,785 | 0,836 | 0,884 | 0,928 | 0,968 | 1,0 |
6.2.8 При направлении движения ледяного поля под углом к оси мостового сооружения менее 60° давление льда на каждый столб двухстолбчатой опоры определяется отдельно с учетом указаний 6.2.3, а для случая 60° < < 80° давление льда на второй низовой столб определяется с учетом указаний 6.2.3 и 6.2.7.
Нагрузка от навала судов
Нормативную нагрузку от навала судов на опоры мостовых сооружений следует принимать в виде сосредоточенной продольной или поперечной силы и ограничивать в зависимости от класса внутреннего водного пути значениями, указанными в таблице 10.
Т а б л и ц а 10
Класс внутренних водных путей | Нагрузка от навала судов, кН | |||
вдоль оси моста со стороны пролета | поперек оси моста со стороны | |||
судоходного | несудоходного | верховой | низовой, при отсутствии течения, и верховой | |
I | ||||
II | ||||
III | ||||
IV | ||||
V | ||||
VI | ||||
VII |
Нагрузка от навала судов должна прикладываться к опоре на высоте 2 м от расчетного судоходного уровня, за исключением случаев, когда опора имеет выступы, фиксирующие уровень действия этой нагрузки и когда при менее высоком уровне нагрузка вызывает более значительные воздействия.
Для опор, защищенных от навала судов, на внутренних водных путях VI и VII классов нагрузку от навала судов допускается не учитывать.
Для однорядных железобетонных свайных опор автодорожных мостовых сооружений на водных путях VI и VII классов нагрузку вдоль оси моста допускается учитывать в размере 50 %.
Температурные воздействия
Нормативное температурное климатическое воздействие следует учитывать при расчете перемещений в мостовых сооружениях всех систем, при определении усилий во внешне статически неопределимых системах, а также при расчете элементов сталежелезобетонных пролетных строений.
Среднюю по сечению элементов нормативную температуру или их частей допускается принимать равной:
- для бетонных и железобетонных элементов в холодное время года, а также металлических конструкций в любое время года – нормативной температуре окружающего воздуха;
- для бетонных и железобетонных элементов в теплое время года – нормативной температуре наружного воздуха за вычетом величины численно равной , но не более 10 °С, где а - толщина элемента или его части, в см, включая одежду ездового полотна автодорожных мостов.
Нормативные температуры воздуха в теплое время tnT и холодное tnX время года следует принимать равными при разработке типовых проектов, а также проектов повторного применения на территории страны:
- для конструкций, предназначенных для районов с расчетной минимальной температурой воздуха ниже минус 40 °С:
tnT = 40 °С; tnX = -50 °С;
- для остальных районов
tnT = 40 °С; tnX = -40 °С;
б) в других случаях
tnT = tVII + Т,
где tVII – средняя температура воздуха самого жаркого месяца, принимаемая по [4];
Т – средняя суточная амплитуда воздуха температуры воздуха наиболее теплого месяца, принимается по [4].
Нормативная температура tnX принимается равной расчетной минимальной температуре воздуха в районе строительства по [4].
За расчетную минимальную температуру следует принимать среднюю температуру наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства с обеспеченностью:
0,92 – для бетонных и железобетонных конструкций;
0,98 – для стальных конструкций.
Влияние солнечной радиации на температуру элементов следует учитывать в виде дополнительного нагрева на 10 °С освещенного солнцем поверхностного слоя толщиной 15 см (включая одежду ездового полотна).
Температуры замыкания конструкции, если они в проекте не оговорены, следует принимать равными:
tзT = tnT -15 °С;
tзХ = tnХ +15 °С.
Температуру конструкции в момент замыкания tЗ допускается определять по формуле :
tз = 0,4 t1 +0,6 t2, (6.14)
где t1 – средняя температура воздуха за предшествующий замыканию период, равный То;
t2 – средняя температура воздуха за предшествующий замыканию период, равный 0,25То;
То – период, ч, численно равный приведенной толщине элементов конструкции, см, которую следует определять делением удвоенной площади поперечного сечения элемента (с учетом дорожной одежды) на его периметр, граничащий с наружным воздухом.
При расчете сталежелезобетонных пролетных строений следует учитывать влияние неравномерного распределения температуры по сечению элементов, вызываемое изменением температуры воздуха и солнечной радиацией. При расчете перемещений коэффициент линейного расширения следует принимать для стальных и сталеж