Транспортировка раненых и пленных

Раненые разведчики почти всегда превращаются в тяжкую обузу для группы. Бросать их нельзя ни под каким предлогом. Однако, имея на руках даже одного бойца, неспособного к самостоятельному передвижению (а тем более нескольких) становится трудно отрываться от преследования противника.

Осложняется и выполнение основных задач, стоящих перед группой.

Поэтому обычно стремятся разведчиков, получивших тяжелые или средней тяжести ранения, как можно быстрее доставить в базовый лагерь, а оттуда — при первой возможности — в расположение своих войск (например, по воздуху). Если это невозможно, то раненых оставляют на попечение местных жителей, дружественно настроенных по отношению к нашим войскам и готовых пойти на риск в связи с пособничеством.

Третий вариант — оставление раненых одних в хорошо замаскированном укрытии, окруженном минами и ловушками. Этот вариант приемлем лишь в том случае, если низка вероятность того, что раненый будет находиться в бессознательном состоянии. С учетом возможных осложнений после ранения (гангрена, коматозное состояние, лихорадка и т.д.) более чем на двое суток оставлять раненых одних нельзя. Наконец в особо тяжелых случаях своих раненых приходится добивать. Это жестоко, но как показал опыт боевых действий в Афганистане и в Чечне, еще более жестоко оставлять беспомощных разведчиков на те страшные муки и издевательства, которым подвергают их враги.

Так или иначе, если кто-то из разведчиков ранен и не в состоянии самостоятельно двигаться, надо его транспортировать на большее или меньшее расстояние, иногда на десятки километров. Представленные здесь рисунки показывают различные способы такой транспортировки.

Способ транспортировки раненого зависит от характера и места ранения, общего состояния. В зависимости от конкретных условий можно переносить раненых на шесте, на импровизированных носилках, на руках.

Переноска на шесте. Требуются: шест длиной не менее 3 м, транспортировочный мешок или носилки из веревок, палка длиной 60-70 см.

Мешок или носилки привязывают к шесту так, чтобы оставалась ручка: у идущего впереди — длиной 45-50 см, у идущего сзади — не менее 65-70 см.

Для удобства транспортировки и во избежание раскачивания пострадавшего мешок привязывают к шесту как можно ближе. На уровне груди пострадавшего на шесте прикрепляют поперечину — распорку, с помощью которой края мешка или носилок удерживаются в раздвинутом положении. В области середины туловища вокруг транспортировочного мешка прикрепляют к шесту обвязку.

Переноска на носилках из шестов. Требуются: два шеста длиной 2,5-2,5 м, шесть палок длиной 50-60 см и шнур. Шесты кладут параллельно на расстоянии 55-60 см друг от друга и соединяют в головной части двумя поперечинами — одна сверху и ближе к краю, другая снизу, в 10-15 см от первой.

В нижней части шесты скрепляют одной поперечиной. Из оставшихся двух палок делают изголовье: вставляют их сверху между перекладинами головной части и привязывают к ним таким образом, чтобы образовался треугольник.

Все веревочные крепления на носилках делают узлами с прочной затяжкой.

Поверхность носилок заплетают шнуром, причем сетка должна быть густой и туго натянутой, за исключением изголовья, где некоторый провис создает более удобное положение для головы пострадавшего. Если транспортировка осуществляется одним человеком, пострадавшего кладут на носилки ногами по ходу движения, если двумя, то головой к движению.

В лесной зоне можно соорудить носилки-волокуши из длинных жердей. Для этого потребуются: три жерди 5-6 метровой длины, на тонких концах которых оставляют ветки, две-три поперечины, достаточное количество гибких веток и шнур. Связывают их из трех продольных жердей. При отсутствии веревки для сетки плетут мат из тонких веток.

«Беседка» для спуска раненого с высоты: на концах основной веревки с тремя петлями. Требуются: основная веревка и палка (можно использовать ледоруб).

Конец основной веревки складывают четырьмя петлями по 1,5м. Немного выше середины сложенных петель «узлом проводника» связывают все четыре конца, образуя три петли — две большие для сиденья и одну поменьше, которая надевается пострадавшему через плечо и грудь. Для удобства сиденья в петлю продевается палка.

Транспортировка пленного с места его захвата во многом аналогична эвакуации раненых. Сходство в том, что оглушенный либо полузадушенный «язык» какое-то время, иной раз до получаса, не в состоянии самостоятельно передвигаться. Между тем у разведчиков почти всегда очень мало времени для незаметного отхода. Поэтому нет иного способа кроме как тащить пленного силой своих мышц.

Отличие же этой ситуации от доставки раненых заключается в том, что можно не беспокоиться насчет того, удобно ли пленному во время транспортировки. Лишь бы не задохнулся. Поэтому затыкать рот ему тряпкой или вставлять деревянный кляп следует не глубоко. Что же касается тряски, ушибов, ссадин, онемения связанных конечностей, все это не имеет значения. Ведь в большинстве случаев пленный подлежит ликвидации сразу же после форсированного допроса.

И только в случае необходимости доставки его в базовый лагерь или в штаб за линией фронта ему придется идти собственными ногами. Вот тогда состояние здоровья пленника становится предметом особых забот разведчиков.

Переход линии фронта

Такой переход в любом случае является сложной задачей. Если невозможно определить расположение своих войск, то следует оставаться на месте и вести наблюдение за направлением движения войск противника или его путей подвоза, за звуками и вспышками, характерными для боя, а также за направлением стволов артиллерии противника. По прибытии в район боевых действий выбрать замаскированное укрытие, откуда можно будет видеть полосу фронта на большую глубину.

Кроме того, необходимо определить маршрут и выбрать наиболее четко выраженные местные предметы для ориентирования в ночное время при переходе линии фронта в расположение своих войск. Следует наметить несколько вариантов маршрута, при этом стараться избегать «легких» подходов к своим позициям, так как там большая вероятность попасть под обстрел своих или наткнуться на дозоры противника.

Скрытность и маскировка всех действий играет главную роль в обеспечении успешного перехода. С одной стороны, для этого надо широко использовать всевозможные укрытия: кустарник и лес, овраги и канавы, темноту и туман, воронки и разрушенные инженерные сооружения (траншеи, блиндажи), подбитую бронетехнику, полевые кладбища и т.д. С другой — нужны специальные ухищрения: маскировочные костюмы и раскраска, отвлекающие взрывы, пожары, дымовые завесы, обстрелы.

Еще нужно много терпения. Не всегда в прифронтовой полосе самый короткий путь является самым быстрым. Вполне вероятно, что в некоторых укрытиях на маршруте перехода придется отсиживаться часами и даже сутками.

Чаще всего при этом нельзя будет ни обогреться, ни закурить, ни поесть, ни хотя бы нормально выспаться. Понятно, что скрываться придется именно в тех местах, куда ни один нормальный человек не полезет. Все другие места (относительно целые постройки, стога, сараи, пещеры) регулярно проверяются контрразведкой противника. По той же причине нельзя надеяться на преодоление водных преград по мосту, дамбе или на местных плавсредствах.

Обычно линию фронта пытаются преодолеть на стыках между подразделениями, в любом случае избегая выхода на опорные пункты, позиции снайперов и наблюдателей, на батареи, полевые заставы. Реально такие места легче всего найти на болотах, в зонах радиоактивного или химического заражения. Однако и двигаться там очень трудно. Кроме того, всегда следует помнить о таких вещах, как мины, проволочные заграждения, осветительные ракеты, патрули, «секреты», приборы ночного видения, обстрел вражеских позиций со стороны своих войск.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому разведчики должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.

Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.

Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).

Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

— вброд;

— вплавь;

— с использованием подручных средств;

— на плотах;

— на лодках;

— по льду.

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

— дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

— места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

— места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.

Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.

Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскировку следов.

Переправа вплавь

Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.

При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.

Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.

в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.

Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним — при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быстрым — при скорости 1-2 м/с, очень быстрым — при скорости более 2 м/с.

При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200м.

Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды).

Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время переправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками.

Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:

— удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела — от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.);

— для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

— для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.

Наши рекомендации