Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович

Рецензент: д.т.н., профф. Мамити Герас Ильич

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экспертиза ДТП» и дипломному проектированию по главе «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий» для студентов направления подготовки: 23.03.01 – Технология транспортных процессов, направленности подготовки «Организация и безопасность дорожного движения», уровню высшего образования- бакалавриат.

Подготовлено кафедрой «Технология транспортных процессов».

Редактор

Компьютерная верстка

Издательства ФГБОУ ВО «Горский госагроуниверситет», 2017

Подписано в печать Формат

Тираж ______ Объем усл. п. л. Заказ №.

Типография издательства ФГБОУ ВО «Горский госагроуниверситет» 362040, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГЛАВЫ

2. ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА………………………………………………5

1.1. Объем главы дипломного проекта………………..…………….……....5

1.2. Оформление главы дипломного проекта……………….……………...5

1.3. Содержание главы дипломного проекта………………………………..6

1.4. Содержание графической части…………………………………………6

2. СОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП………………7

3. ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ……………………………………………………………………...17

3.1. Расчет движения автомобиля…….………………………….................27

3.2. Заключение эксперта – автотехника……………….………………….32

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………...47

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………...48

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………...52

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………...53

ВВЕДЕНИЕ

Согласно статистическим данным государственной автомобильной инспекции МВД Российской Федерации за период с 1990 по 2015 годы произошло 4955977 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 810212 и получили ранения 5879173 человек. За 2015 год в РФ произошло 184000 ДТП, в результате которых погибли 23144 и ранены 231197 человек.

В ходе расследования и экспертизы ДТП, воссоздается механизм происшествия, выявляется степень виновности его участников, всесторонне и критически квалифицируются его об­стоятельства. Необходимо, при этом, привести конкретные доказательства, для установления истины, чтобы дать правильную юридическую оценку участникам ДТП. Изучение всех причин ДТП возможно, только, когда расследование произошло с учетом всех его нюансов, что помогает соответствующим службам, в дальнейшем, вырабатывать конкретные направления по повышению безопасности движения.

В учебный план подготовки бакалавров направления 23.03.01-Технология транспортных процессов, направленности подготовки «Организация и безопасность движения» входит дисциплина «Экспертиза ДТП». Форма контроля знаний по дисциплине являются экзамен и защита курсовой работы. Кроме того глава «Расследование и экспертиза ДТП» входит в выпускную квалификационную работу, выполняемую студентами выпускных курсов очного и заочного отделений, целью которого является приобретение навыков:

- по составлению документации в ходе оформления и расследования ДТП соответствующими службами (исходные материалы для проведения автотехнической экспертизы (АТЭ);

- по проведению АТЭ, в том числе по выполнению практических расчетов, которыми пользуются при определении скорости движения транспортных средств, тормозного пути и других параметров.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГЛАВЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Объем главы дипломного проекта

Глава дипломного проекта «Расследование и экспертиза ДТП» состоит из пояснительной записки объемом 15 – 25 печатных страниц формата А4 и графического материала объемом в один чертежный лист формата А1.

Оформление главы дипломного проекта

Пояснительная записка дипломного проекта выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 – 95 ЕСКД, ГОСТ 2.106-96 ЕСКД, ГОСТ 3.1116-79 ЕСТД, ГОСТ 3.1127-93 ЕСТД на листах писчей бумаги формата А4. На титульном листе дипломного проекта указываются фамилия и инициалы консультанта по главе «Расследование и экспертиза ДТП». Каждый студент должен иметь индивидуальное задание по главе «Расследование и экспертиза ДТП», в котором указываются необходимые исходные данные для его выполнения.

В конце пояснительной записки могут содержаться приложения (бланки протоколов, фотографии места происшествия, технические характеристики транспортных средств и т.д.) по главе «Расследование и экспертиза ДТП» на усмотрение студента.

Графическая часть по главе «Расследование и экспертиза ДТП» выполняется на плотной чертежной бумаге формата А1 в соответствии требованиям ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Рекомендуется выполнение чертежа с использованием компьютерной графической программы «Авто КАД».

Каждому студенту в индивидуальном задании даются исходные данные о дорожно-транспортном происшествии.

Содержание главы дипломного проекта

Основная часть главы дипломного проекта состоит из двух частей:

1. Составление документов оформления ДТП (протокол осмотра места ДТП (Приложение 1); схема к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия (Приложение 2); протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства (Приложение 3); сведения о водителях (Приложение 4); справка по ДТП (Приложение 5); объяснения участников происшествия и свидетелей; акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения и др.).

2. Судебная автотехническая экспертиза (определение возможности водителем предотвращения ДТП; исследование технического состояния транспортных средств, участвующих в ДТП; определение скорости и траектории движения транспортных средств и других участников ДТП; заключение эксперта – автотехника).

Содержание графической части

В графическую часть главы дипломного проекта входит:

1. Схема ДТП в масштабе (место ДТП, категория дороги, геометрические параметры дороги, количество полос движения, технические средства организации дорожного движения, следы торможения и волочения транспортного средства, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, направление движения участников ДТП);

2. Фотоснимки (места ДТП, транспортных средств, поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза и других предметов, относящихся к расследуемому происшествию).

СОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП

На месте ДТП производится первичное расследование происшествия и составляется первичная документация, которая в дальнейшем может быть использована в качестве исходных материалов для проведения автотехнической экспертизы.

В случае, если ДТП без тяжелых последствий (нет погибших и раненных), но причинен материальный ущерб, инспектором ГИБДД составляется:

- Схема ДТП;

- Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП;

- Объяснения участников ДТП и свидетелей;

- Рапорт должностного лица (излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу);

- Протокол об административной ответственности.

Водителям, участвовавшим в ДТП, выдаются справки об участии в дорожно - транспортном происшествии по форме № 31, указанной в Приложении к Методическим рекомендациям (наличие справки обязательно для урегулирования материальных проблем с участием страховых компаний).

При ДТП, повлекшем тяжкие последствия (причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибели людей либо крупного материального ущерба) составляются следующие документы (по мимо вышеуказанных):

- Протокол осмотра места ДТП. В протоколе осмотра места ДТП указывается: место дорожно-транспортного происшествия; время; вид ДТП; должность, звание, фамилия, имя, отчество лица, составившего данный документ; точное расположение в момент совершения ДТП его участников (транспортных средств, пешеходов и т.д.); характеристика участка улично-дорожной сети (УДС) на которой произошло ДТП (ширина проезжей части, количество полос движения, наличие дорожных знаков и дорожной разметки, технические средства регулирования дорожным движением и т.д.); Сведения о водителях и транспортных средствах (Прил. 1), участвующих в ДТП (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты транспортного средства).

- Схема ДТП повлекшем тяжкие последствия, составляется инспектором ГИБДД основательнее с использованием измерительных инструментов, согласно данным осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути; Схема ДТП (Рис. 1-6, Прил. 2) должна отражать: место ДТП (участок автомобильной дороги, населенного пункта и т.д.); категория дороги, ширина проезжей части, количество полос движения для каждого направления, наличие дорожных знаков и дорожной разметки; технические средства регулирования дорожным движением (если они есть); ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленные насаждения, строения (при их наличии); положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных, груза и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам (каждое транспортное средство должно иметь как минимум три привязки); направление движения участников ДТП до момента его наступления. На схеме ДТП, также, должно быть указано: название дороги, улицы, где произошло ДТП с указанием пикетажа; время ДТП; фамилия, инициалы участников ДТП и свидетелей, с указанием контактных данных; условные обозначения. К схеме ДТП прилагаются фотографии с места происшествия: фотографии участка УДС; фотографии осколков стекол автомобиля и других вещественных доказательств.

- Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства фиксирует выявленные технические неисправности и повреждения. Он составляется инспектором ГИБДД, при этом фиксируются места повреждения автомобиля, степень деформации или разрушения автомобиля;

- Справка о ДТП составляется инспектором ГИБДД, осматривавшим место происшествия, на основании данных, полученных в процессе осмотра, опроса очевидцев, участников и пострадавших;

- Акт медицинского освидетельствования на предмет наличия наркотического или алкогольного опьянения. Освидетельствование может проводится работниками ГИБДД и участковыми инспекторами сельской местности с помощью индикаторных трубок "контроль трезвости", а также в лечебном учреждении. Освидетельствование водителя обязательно проводится в присутствии двух свидетелей. Освидетельствование оформляется протоколом на бланках строгой отчетности;

- Объяснение водителей, причастных к ДТП и очевидцев.

Все перечисленные выше документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) оформляются в присутствии водителя, при его непосредственном участии. Водитель вправе делать свои замечания, указывать на важные, с его точки зрения, обстоятельства и требовать занесения того и другого в документы. Все графы и разделы в первичных документах должны быть заполнены.

Оформление ДТП осуществляется сотрудниками ГИБДД или следственно-оперативной группы (если при ДТП были ранены или погибли люди).

Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович - student2.ru

Рисунок 1 - Образец схемы столкновения ТС на +образном перекрестке

Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович - student2.ru

Рисунок 2 - Образец схемы столкновения ТС на Тобразном перекрестке

Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович - student2.ru

Рисунок 3 - Образец схемы столкновения ТС

Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович - student2.ru

Рисунок 4 - Образец схемы столкновения ТС

Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович - student2.ru

Рисунок 5 - Образец схемы наезда на пешехода на Т-образном перекрестке

Ст. пр. Гасанов Сергей Эдуардович - student2.ru

Рисунок 6 - Образец схемы ДТП с участием поезда и легкового автомобиля

При составлении схемы ДТП важно обозначить транспортные средства в момент удара и после. Для этого можно наносить схематическое изображение транспортных средств разных цветов. Например, в момент удара обозначить транспортное средство красным цветом, а после, синим. Можно использовать и другие варианты отличия. Главное, чтобы в условных обозначениях на схеме ДТП были соответствующие пояснения.

Схема ДТП должна быть согласована с участниками происшествия и понятыми. От правильности составления схемы ДТП зависит достоверность расследования ДТП. Участники ДТП и понятые обязаны внимательно рассмотреть схему происшествия, прежде чем подписать его.

После составления протокола осмотра места ДТП и схемы ДТП, транспортные средства располагаются на обочине дороги для освобождения проезжей части. Далее составляется протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства, участвующего в ДТП, который должен указывать: место и время проведения осмотра; должность, звание, фамилия, имя, отчество лица, составившего данный документ; реквизиты осматриваемого транспортного средства (марка, модель, государственный номерной знак, принадлежность, номера узлов и агрегатов, идентификационный номер автомобиля и т.д.); описание механических повреждений транспортных средств, полученных в ходе ДТП.

При этом делается только поверхностный осмотр поврежденного транспорта и описываются только видимые повреждения, а для более тщательного осмотра при необходимости проводят автотехническую экспертизу.

Наши рекомендации