Международный опыт повышения качества работы грузовых железнодорожных компаний
В конце 1996 г. Европейская комиссия выступила с инициативой создания сети трансъевропейских грузовых железнодорожных магистралей (TERFF), приведённой на рисунке 2. Эта инициатива совпала с рассчитанными на долгосрочную перспективу планами МСЖД по оживлению грузовых железнодорожных перевозок [9]. В октябре 1997 г. опубликован проект развития грузовых железнодорожных перевозок в Европе. Основной целью создания сети является привлечение на железные дороги дополнительных грузопотоков.
К пользованию грузовыми железнодорожными магистралями допускаются перевозчики на основе свободной конкуренции.
которая позволит повысить качество обслуживания грузовладельцев, в частности путём сокращения сроков доставки грузов.
В США нерегулируемое развитие операторского бизнеса привело к тому, что количество подвижного состава выросло в два раза, притом, что объёмы перевозок увеличивались довольно низкими темпами.
Из частных владельцев, не имеющих отношения к железным дорогам, наиболее крупными вагонными парками обладают компании, главным образом, производящие подвижной состав [1].
Развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами дало толчок к росту лизингового рынка. Эффективное развитие лизингового рынка не связано с эффектом масштаба (доля рынка может составлять от 0,1 % до 15 %) или специализации, но обусловлено рядом специфических компетенций и преимуществ лизинговых компаний - прежде всего, портфельный и финансовый менеджмент.
Эффективный рынок в России может быть обеспечен при одновременном конкурентном сосуществовании не более 2-3 крупных операторов, при этом высокий уровень рентабельности и отсутствие эффекта масштаба в маршрутных и специализированных перевозках создают возможность конкуренции множества крупных и мелких железнодорожных компаний в этом сегменте [4].
В данном документе особый интерес представляет раздел V!l «Вагоны совместного пользования», параграфы 16-19. Условия пользования такими вагонами детально прописаны в документе [7]. Финансовая сторона заключается в том, что железнодорожная компания-пользовательница оплачивает железнодорожной компании-владельцу вагона плату за пользование вагоном за время нахождения вагона с момента его приёма до передачи другой железнодорожной компании. После выгрузки вагоны совместного пользования возвращаются железнодорожной компании-владельцу, причём возврат может быть произведён в ряде случаях и в гружёном состоянии. Гружёный вагон может быть передан также железнодорожной компании, не являющейся стороной договора
без согласования с железнодорожной компанией-владельцем вагона в ряде специально оговорённых случаев.
Логистический аутсорсинг и основные направления развития комплексного
Логистического бизнеса
Аутсорсинг (от англ. outsourcing) - использование внешних источников или средств - это передача стороннему подрядчику (аутсорсинговой компании) некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процессов.
В зависимости от уровня интеграции и координации логистической деятельности можно выделить 3 основных класса/ уровня логистических компаний:
1. Узкофункциональные логистические посредники (транспортные
компании, экспедиторы, складские
операторы (склады общего пользования, грузовые терминалы),
таможенные брокеры, агенты,
стивидорные компании, страховые
компании, фирмы по оказанию
информационно-консалтинговых
услуг в области логистики и т.п.).
2. 3PL провайдеры - фирмы,
оказывающие комплексный логистический сервис для клиента
(промышленной, торговой или
сервисной компании).
3. 4PL провайдеры - системные
логистические интеграторы.
На рис. 1 показано принятое в Германии позиционирование сегментов рынка логистического аутсорсинга в соответствии с вышеизложенными соображениями [1 1].
Американская модель деятельности основных участников рынка логистического аутсорсинга представлена на рис. 1 и 2, опубликованных в [13].
В России комплексный логистический бизнес, который предоставляют сейчас ЗР1-провайдеры, находится в начале пути. Сегодня у большинства российских компаний ещё имеется потенциал снижения издержек, непосредственно связанных с производством или сбытом. Многие российские предприятия имеют своё «натуральное» логистическое хозяйство в виде складской сети, транспортных подразделений и не собираются с ними расставаться. Поэтому до передачи большей части логистики посредникам у них ещё пока «не доходят руки».
Ключевой проблемой отрасли был значительный дефицит инвестиционных ресурсов, повлёкший за собой существенное сокращение возможностей для развития инфраструктурных мощностей железных дорог, обеспечивающих всевозрастающие объёмы перевозок. Именно на его преодоление, прежде всего, направлена реализация структурной реформы на железнодорожном транспорте. 18 мая 2001 года Постановлением № 384 Правительства Российской Федерации [14] была принята Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте [16].
В рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте в ОАО «РЖД» 2011 г. было создано 9 дочерних и зависимых обществ. В их числе: организация пассажирских перевозок, промышленное производство, контрактная логистика, научно-технической деятельность, терминально-складские услуги, а также ремонта грузовых вагонов.
Стратегический потенциал ОАО «ФГК» как логистической компании
ФГК имеет представительства в Казахстане и Украине; перспективно было бы также открытие представительства в Белоруссии;
в связи с этим важно обсудить одну из проблем железнодорожных компаний - транзит.
Вместе с тем, до настоящего времени транзитный потенциал железнодорожного транспорта в направлении Восток-Запад практически не используется. Причинами этого являются как относительно высокая стоимость транзита для большинства товаров, не требовательных к срокам доставки, так и отсутствие стабильного качества предоставляемых услуг, в первую очередь в отношении соблюдения сроков доставки. Это связано, прежде всего, со следующим [17]:
Недостаточно эффективная организация перевозочного процесса: продолжительные сроки таможенного оформления грузов, дефицит транспортных и складских активов на территории Казахстана и Беларуси.
Отсутствие предложения комплексных услуг по транзитной перевозке «от двери до двери» в фиксированный срок по сквозным тарифам, недоступность комплексного страхования груза, гарантий качества, единых стандартов оказания услуги и пр.
Международный опыт показывает, что одним из самых эффективных способов разрешения организационных проблем, связанных с транзитом через территорию нескольких стран, является интеграция в рамках единой структуры железнодорожной перевозочной деятельности, терминально-складской сети и логистических компетенций.
Принятие решений о направлениях стратегического развития, как рекомендуется в [21], должно основываться на следующих четырёх «китах»:
рыночное позиционирование
- предоставление качественных
и безопасных услуг, направленных на достижение баланса
интересов.
смешанная стратегия развития
- обеспечение постепенного соответствия активов фирмы росту
объёмов перевозок.
функциональная стратегия -осуществление инновационного технического перевооружения в целях обеспечения качественного роста объёмов перевозок.
прогнозирование потребностей клиентов, сегментация потенциальных рынков, совершенствование
собственных услуг, сохранение и развитие конкурентных преимуществ организации на основе рекомендованного классификатора конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта. Организационная схема управления компании, построенная на
основе действующей линейно-функциональной модели, приведена на рисунке 3.
Компания входит в тройку лидеров российского рынка железнодорожных перевозок. По состоянию на 31.12.2013 парк в оперировании компании составил
более 162 тыс. ед. подвижного состава, или 23,4 % общего парка российских собственников универсального подвижного состава (рис. 4).
В собственности компании находится крупнейший в России парк универсального подвижного состава полувагонов, крытых вагонов и универсальных платформ. Наибольшую долю в структуре вагонного парка компании занимают полувагоны - 122,7 тыс. ед., доля крытых вагонов составляет 23,2 тыс. ед., доля универсальных платформ - 11,7 тыс. ед. Кроме того, в собственности компании находится 4,4 тыс. цистерн (рис. 5).
Одним из направлений деятельности компании является предоставление вагонов в аренду. В 2013 г. средний парк вагонов компании, переданных в аренду, составил 20,5 тыс. ед. Арендаторами компании являлись ОАО «РЖД», ООО «РТ Оператор», ОАО «НЛМК»,000 «Три-транс», АО «Улан-Баторская железная дорога» и другие компании.
По итогам 2013 г. доля компании в российском парке полувагонов составляет 22,3 % ,в парке крытых вагонов - 31,4 % , в парке универсальных платформ - 23,5 % (рис. 6).
В рамках транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов компания заключила в 2013 г. 168 договоров. Объем перевозок через экспедиторов составил 298,8 тыс. ед. подвижного состава.
В частности, заключён договор с ООО «ТБЦ-Клиент» с целью осуществления процедуры таможенного оформления вагонов компании, направляемых в Монголию для передачи в аренду АО «Улан-Баторская железная дорога».
Положено начало новому направлению деятельности компании - экспедированию вагонов, принадлежащих другим собственникам.
Компания активно развивает научно-технические инновации. В рамках мероприятий по внедрению регулярных контрейлерных перевозок в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении разработана техническая документация, изготовлены два опытных образца специализиро-
ванной вагона-платформы для контрейлерно-контейнерных перевозок, проведён комплекс испытаний вагона-платформы, получен патент на полезную модель «Железнодорожная платформа для контрейлерных и контейнерных перевозок».
Этапу разработки стратегии предшествовал стратегический анализ на основе сегментирования рынка транспортных услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом (таблица 1).
Сегментация заключалась в разделении рынка на отдельные части - сегменты - по опреде-
ленным признакам: виду услуг, группе клиентов, территориальному расположению, коду груза.. Анализ сегментов рынка позволил установить закономерности потребления транспортных услуг, динамику спроса, выявить структурные сдвиги, спрогнозировать предложение услуг и определить стратегию развития компании в конкурентной среде.
Далее был проведён анализ привлекательности различных сегментов рынка в соответствии с получаемой прибылью и возможностями роста и выбрать те из них, которые представляют
наибольший интерес для фирмы. Таким образом, мы определили наиболее привлекательную стратегическую бизнес-единицу (СБЕ). В нашем примере такой наиболее привлекательной СБЕ является «Организация грузоперевозок», поскольку оно обеспечивает большую рентабельность продаж и содержит высокий потенциал роста объёма оказываемых услуг (таблица 2).
Далее СБЕ были проанализированы по модели МакКинси
- анализу «Привлекательность
- Конкурентоспособность», где каждый бизнес оценивается по двум критериям: рыночной привлекательности и эффективности бизнеса (рисунок 7). Анализ существующих направлений деятельности - СБЕ позволил оценить, насколько целесообразно развитие тех или иных направлений деятельности компании, определить объекты инвестирования для реализации стратегии роста.
В полученной матрице две СБЕ расположены в верхнем
левом сегменте. Это означает «защищенную позицию» для них обеих, то есть целесообразны максимальные инвестиции в развитие и концентрация усилий на поддержании эффективности.
Для дальнейшего анализа была выбрано СБЕ «Организация грузоперевозок» как наиболее перспективная. Компания обладает высоким качеством транспортно-экспедиционных услуг - надёжность подрядчиков, собственные региональные представительства в крупнейших транспортно-логистических узлах как в России, так и за рубежом, сотрудничество с национальными владельцами железнодорожной инфраструктуры ряда стран (представительства в Казахстане и на Украине), круглосуточная диспетчеризация подвижного состава, возможность предложения клиентам пакетных решений. Поэтому для этой СБЕ, в итоге, был выбран вид стратегии - концентрированный рост.
Динамику конкурентной борьбы для СБЕ «Организация грузопере-
возок» характеризует модель «5 сил Портера» (рисунок 8).
Эти пять сил определяют границы цен, издержек, инвестиционных требований, которые являются основными факторами роста компании в долгосрочном периоде и определяют границы рисков.
В целом компания планирует обеспечить ежегодный прирост объёмов перевозок более высокими темпами по сравнению с основными конкурентами; добиться лучших показателей эффективности управления вагонным парком в данном секторе транспортной отрасли; обеспечить ежегодный прирост стоимости бизнеса; повысить инвестиционную привлекательность компании.
Выводы
Несмотря на тщательную теоретическую проработку структурной реформы железнодорожного транспорта и её достижения в сегменте оперирования вагонами, появились и остаются нерешён-
ными ряд серьёзных проблем, что снизило привлекательность данного сегмента рынке.
В настоящее время но российских железных дорогах созданы все необходимые предпосылки
для внедрения логистических принципов организации перевозок: информационная среда и транспортная инфраструктура. Для обеспечения быстрого повышения эффективности бизнеса
доставки грузов необходимо повышение комплексности логистических услуг и использование средств логического аутсорсинга.
Даны предложения по концептуальным основам формирования логистической среды для эффективного взаимодействия железнодорожных грузовых компаний; в частности, определены модели логистического аутсорсинга в системе комплексного логистического бизнеса.
Проведённый анализ взаимодействия транспортного холдинга (ОАО «РЖД») с дочерними и зависимыми обществами показал, что имеется высокий стратегический потенциал компании ОАО «ФГК»,в частности, в связи с транзитными перевозками, но для его реализации необходимы новые, инновационные решения.
Список используемой литературы
1.Железнодорожный транспорт за рубежом // Экспресс-информация. Вып. 2. - М: ЦНИИ-ТЭИ МПС, 1999. - 34 с.
2. Железнодорожный транспорт за рубежом // Экспресс-информация. Вып. 1. - М: ЦНИИ-ТЭИ МПС, 1999. - 32 с.
3. Куренков П. В., Бельницкий Д.С. Опыт работы компаний-собственников подвижного состава [Текст] // Железнодорожный транспорт. - 2007. - N 2, - С. 73-76.