Анализ современного оборудования для мойки легковых автомобилей
Количество автомобилей, которые находятся в пользовании наших граждан, растет с каждым годом стремительными темпами. Многие из потребителей стараются обеспечить уход своему автомобилю собственными силами и не тратиться на услуги автомойки. Но, несмотря на указанный факт, все больше людей готовы экономить свое время и пользоваться специализированными сервисами для мойки автомобилей.
На данный момент мойка может быть ручной, портальной или туннельной, и отдельно можно выделить мойки самообслуживания и мобильные мойки. По типу воздействия на машину можно поделить способы мойки на контактные, бесконтактные и комбинированные.
Ручная мойка – самая актуальная и распространённая на сегодняшний день, так как подавляющее большинство клиентов – это водители легкового транспорта, на мойку которого требуется минимум времени и ресурсных затрат (рисунок 2).
Рисунок 2– Ручная мойка
Такие мойки могут отличаться пропускной способностью в зависимости от работы оборудования, усердия персонала и количества постов. В них мойка осуществляется рабочими с системами, подающими воду под давлением. Ручные мойки относительно дешевы, и к такому типу моек, как ни странно, больше доверия у населения.
Ручная контактная мойка– это когда машину обливают водой из аппарата высокого давления (АВД), наносят автошампунь и губкой это все растирают, чтобы убрать грязь. Это самые распространенные мойки, потому что требуют меньше всего расходов для старта. Вдвоем за час на одном посту можно помыть 3–4 машины.
Ручная бесконтактная мойка – здесь тоже используется АВД, только грязь убирается не оттиранием, а специальной активной химией, которую наносят на машину. Полежав на кузове пару минут, химия сама отколупывает частицы грязи, и поэтому тереть автомобиль не нужно. Потому мойка и называется бесконтактной. После этого машины обмывают АВД и сушат.
Портальные мойки – менее развитое направление в связи с тем, что более актуальным на настоящее время это направление является для крупногабаритного транспорта, так как имеют очень высокую производительность и пропускную способность (рисунок 2).
В этой мойке машина чистится автоматически.
Мойка портального типа может быть двух видов: контактной и бесконтактной.
Портальные мойки контактного типа представляют собой бокс, в котором установлен моечный автомат – щетки, системы подачи чистящего средства и т. д. Портальные мойки значительно дороже, но позволяют обслужить гораздо больше машин за тот же промежуток времени. Стоит автоматическая мойка машин около 2-3 млн. рублей, в зависимости от торговой марки и производительности (рисунок 3).
Рисунок 3– Портальная мойка контактного типа
Клиентами таких установок зачастую являются автобусные парки, большегрузные машины строительных организаций, большегрузные автомобили с полуприцепом. Для легкового автопарка это направление тоже развито, но так сложилось, что не каждый доверит свою машину автоматике, предпочитая человеческий фактор. Многие владельцы дорогих автомобилей считают, что в портальной автомойке большая опасность повреждения кузова, например в виде царапин. Надо сказать, что эти опасения не безосновательны: из соображений экономии многие владельцы портальных автомоек действительно ставят дешевые щетки, способные поцарапать краску.
Бесконтактные конструкции вместо вращающихся щеток используют аппараты высокого давления. Бесконтактный портал по очистке машин оборудуется вертикальными боковыми форсунками, которые также за счет высокого давления обмывают поверхность автомобиля. Во время подачи воды головки совершают вращательные движения. За счет этого вода попадает в самые недоступные места, которые нельзя вымыть щетками и ручным способом. Это оборудование можно применять для мойки грузовых автомобилей и фургонов. Стоимость комплекта для одного портала начинается с 5 млн. рублей.
Можно с уверенностью сказать, что это активно развивающееся направление в России.
Мойка самообслуживания – самая менее развитая в России система чистки транспорта (рисунок 4). По принципу очень схожа с ручной мойкой, но отличие её заключается в том, что хозяин транспортного средства сам моет свой автомобиль. Да, это в теории должно быть дешевле и экономичней, ведь не каждому нужна комплексная мойка и не обязательно ждать, когда машина совсем испачкается, или допустим нужно лишь сбить грязь с колёс, а стоять ради этого в очереди тех, кто на комплексную мойку не каждый хочет. Как и с портальными мойками, данное направление имеет свою специфику и нюансы, а так же с уверенностью можно сказать, что бизнес такого типа тоже только набирает обороты.
Рисунок 4 – Мойка самообслуживания
Несомненно, данный прогрессивный вид автомойки заинтересует клиентов автотехцентра «Drive» и многих автовладельцев в Рыбинске.
В приложении А представлены преимущества мойки самообслуживания для владельцев и клиентов мойки.
При существующем дефиците услуг, что было продемонстрировано выше, и в условиях кризиса преимущественным спросом будут пользоваться автомойки с возможностью самообслуживания (из-за цены услуги – ниже в 3-4 раза, качества и быстроты получения услуги), поэтому рациональнее было бы уделить внимание именно этому виду бизнеса.
Что касается скорости обслуживания на автомобильных мойках, то данные наглядно представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Средняя производительность различных типов автомоек
Средняя производительность, авто/день | Ручные мойки | Портальные мойки | Мойки самообслуживания |
20-60 | 400-900 |
Исходя из этого, становится очевидным, что в кризис самой востребованной услугой, способной покрыть растущую потребность в данном виде сервиса из-за увеличения числа автомобилей, будет именно автомойка самообслуживания. Преимущества автомойки самообслуживания по сравнению с обычной автомойкой визуализированы на рисунке 5.
Рисунок 5 – Преимущества автомоек самообслуживания (по данным инвесткомпании РОСТА)
По-настоящему эффективная работа поста мойки автомобилей требует профессионального оборудования, высокой надежности.
Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.
К общему относят площадки и различного типа канавы (боковые и межколейные узкого типа, широкие с колейным мостиком), эстакады и подъемники. Посты разделяются водонепроницаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.
Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть ручной (шланговой), механизированной, автоматизированной и комбинированной.
В приложении Б представлена классификация оборудования для мойки автомобилей.
Выбор оборудования для мойки осуществляют на основе таких технических характеристик, как максимальное давление воды на выходе (в атмосферах или барах), максимальный поток воды или ее потребление в единицу времени (л/ч или л/мин), максимальная температура воды на входе, максимальная температура воды на выходе (для моек с автономным подогревом), потребляемая мощность, габаритные размеры и масса.
Для мойки легковых автомобилей в большинстве случаев достаточно давления 100-150 бар при потоке воды 450-900 л/ч. Большее давление может привести к повреждению лакокрасочного покрытия автомобиля и внешних деталей, а также узлов и частей двигателя. Поэтому на предприятии автосервиса нет смысла использовать мойки, имеющие давление 200 бар и выше. Применение аксессуаров для ручных моек высокого давления значительно сокращает время мойки автомобиля, что немаловажно с коммерческой точки зрения.
Бесконтактная мойка (при помывке не используются всякого рода тряпки, губки) все шире распространяется в последнее время. На первом этапе производят очистку поверхностей автомобиля от крупных загрязнений струей воды высокого давления; на втором этапе с помощью специального аппарата низкого давления – пеногенератора – наносят химический состав на поверхности кузова, который за 3-5 мин растворяет химические отложения и грязь.
Сушка – завершающий этап мойки автомобиля. На поверхность машины наносится специальный воск, вакса, образующие тонкую водоотталкивающую пленку. Это позволяет собирать воду в крупные капли. Мощный поток воздуха из вентиляторов сдувает капли воды с поверхности автомобиля.
Для всех трёх типов автомоек требуется специальная система очистки и рециркуляции воды. Установка очистки и рециркуляции воды является агрегатом, работающим в автоматическом режиме, и предназначена для очистки сточных вод от автомобильных моек и моечных аппаратов высокого давления.
Основные задачи, выполняемые данным агрегатом:
- Применение данной системы позволяет экономить до 85% воды за счет её очистки и повторного применения.
- Система, помимо очистки воды, позволяет удалять неприятные запахи, вызванные наличием бактерий в воде.
- Очищенную воду рекомендуется использовать при предварительном и основном циклах мойки с последующим споласкиванием автомобиля чистой водой.
- На базе этой системы возможно конструирование многопостовых моющих систем.
Таким образом, для проекта выбираем мойку самообслуживания. Это обусловлено отсутствием в Рыбинске конкуренции на данный вид автомойки и отсутствием сложных проектных работ и крупных затрат на строительство автомойки.
Пользование мойкой самообслуживания сэкономит время и деньги хозяина авто (особенно, если пользоваться мойкой можно будет круглосуточно). Владельцы автомобилей получат возможность самостоятельно ухаживать за машиной. На мойке самообслуживания будет все необходимое для качественной помывки авто, включая спецодежду и моющий инвентарь.