Алгоритм обработки результатов измерений
Обработку результатов измерений следует выполнять в следующей последовательности.
Рассчитать среднее арифметическое значение диаметра песчаного пятна Dср с точностью до 0,01 см.
Рассчитать среднюю глубину впадин hсрi по каждому измерению с точностью до 0,01 мм по формуле
, (6)
где V – объем песка, распределенного по поверхности дорожного покрытия, cм3;
Dср – средний диаметр песчаного пятна, см.
Рассчитать среднее арифметическое значение средней глубины впадин hср в каждой точке.
2.14 Порядок оформления результатов измерений
По результатам выполненных измерений следует оформлять протокол.
Требования, предъявляемые к оформлению протокола, изложены в СТБ ИСО/МЭК 17025.
6, ТУ
6.4. Сцепные качества дорожных покрытий
Сцепные качества дорожных покрытий являются важным показа-
телем, влияющим на безопасность движения автомобилей. В Респуб-
лике Беларусь сцепные качества оценивают по вели чиБне коэНффициен-
та сцепления. Под коэффициентом сцепления понимается отноше-
ние максимального касательного усилия, дейстйвующего вдоль дороги
на площади контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием,
к нормальной реакции в площади контактаи колеса с покрытием.
Коэффициент сцепления зависит от многих факторов. На его ве-
личину влияют:
шероховатость покрытия;
скорость движения измерительного прибора;
полная или частичная блокировка колеса;
конечные боковые силы, т. е. катится ли измерительное колесо
под углом 0 к направлению движения;
размеры испытательной машины, резиновая смесь, рисунок про-
тектора, давление в шине, нагрузка и пр.;
толщина слооя возды;и тор
загрязнпенность покрытия (например, маслом, мусором и т. п.);
температура воздуха, шины, воды.
Таек, на мокром асфальте сцепление примерно в два раза меньше,
а при гололеде – в 10 раз меньше, чем на сухом асфальте. Соответ-
Рственно уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной
путь. При полном истирании рисунка протектора шины коэффици-
ент сцепления снижается на 35–45 %.
На сухих и чистых дорожных покрытиях, практически независи-
мо от модели шин и степени их износа, коэффициент сцепления до-
115 вольно высок: приблизительно от 0,6 до 1,4, что при необходимости
обеспечивает быстрое торможение автомобиля и его высокую боко-
вую устойчивость. Для сравнения: на заснеженных и обледенелых
покрытиях он колеблется в значительно более низких пределах –
от 0,05 до 0,3, но водителя при этом выручает верная психологиче-
ская установка на опасность, которую в подавляющем большинстве
случаев бывает легко определить.
Наиболее коварными, как показывает практика, являются мок-
рые дорожные покрытия. Дело в том, что на них особенно резко
меняются значения коэффициента сцепления – от 0,00 до 0,75Т. Во У
время дождя на поверхности дорожного покрытия всегда образует-
ся пленка воды. Когда колесо катится, пленка из-под него выжима-
ется выступами протектора в дренирующие канавки и прорези, а
частично – и за пределы зоны контакта шины с дорогой. Понятно,
что для этого процесса всегда необходимо известное, хотя бы со-
всем малое, время. Поэтому при движении по мокрому покрытию в
какой-то части пятна контакта покрышка всегда бывает оторвана от
дороги водяной пленкой. Естественно, чем толще слой воды, тем
больше времени требуется для его вытеснения выступами протек-
тора и тем обширнее площадь пятнар конитактйа, от орвБаннаНя от доро-
ги, а значит, и ниже коэффициент сцепления.
На коэффициент сцепления существенное влияние оказывает ха-
рактер дорожного покрытия. На шероховатых поверхностях зона кон-
такта осушается в основномт блаогодаря выступающим каменным час-
тицам, между которымии образуются дополнительные каналы, обес-
печивающие быстрое удаление воды. При этом даже в дождь на по-
добных дорогах созхраняется довольно высокий коэффициент сцеп-
ления – от 0,4о до 0,75. С уменьшением шероховатости покрытия,
естественно, возрастает роль дренажных канавок протектора, а на
гладких пповерхностях влага отводится только через них. Наимень-
ший коэффициент сцепления характерен для заснеженных и обле-
денелеых дорожных покрытий.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ПРИБОРОМ УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ ТИПА ППК
Метод основан на имитации процесса скольжения сблокированного колеса автомобиля по дорожному покрытию.