Основные задачи пассажирских автотранспортных предприятий.
А).Основными задачами пассажирских АТП являются: •разработка и реализация мероприятий, программ и экономических механизмов, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей населения в автотранспортных услугах в условиях рыночной экономики; •разработка и реализация мероприятий по экономии топлива, запасных частей и других ресурсов, необходимых для содержания ПС;•разработка программ развития пассажирских перевозок, создание системы контроля и управления ими;• разработка и реализация программ по обеспечению безопасности транспортного процесса; •разработка и реализация по выполнению экологических требований; • разработка и реализация систем обеспечения пассажирских перевозок в координации со всеми видами наземного транспорта;• управление транспортным процессом с применением современной вычислительной техники и средств связи. Б).Транспортный процесс включает в себя организацию перевозки, планирование и контроль перевозочного процесса. Перевозочный процесс включает в себя: посадку и высадку пассажиров, перемещение пассажиров между остановками, выполнение экологических и эксплуатационных требований( соблюдение скорости, сбор доходов, регулярность движения).
14. Изложите суть хронометражного метода нормирования скоростей движения.Нормирование скоростей движения на автобусных маршрутах должно обеспечить установление оптимальной нормы времени рейса и пробега между контрольными пунктами с учетом соблюдения безопасности движения. Проводится методом хронометражных наблюдений. Нормирование скоростей движения, как правило, проводится в летних условиях для каждого периода суток характерных дней недели при «сухом пути» и при полном выпуске планового подвижного состава на маршрут. На осенне-зимний период производится корректировка принятых норм. Нормированию скоростей движения должны предшествовать: •натурное изучение маршрута •определение расположения остановочных пунктов •выбор типа подвижного состава, для которого проводится нормирование скоростей движения. Методика нормирования скоростей движения предусматривает: •подготовку к проведению замеров, сбор и обработку необходимых исходных данных •определение характерных периодов суток •расчет времени рейса.
15.Виды скоростей движения на автобусном транспорте, их определение. Задачи нормирования скоростей движения.Среднетехническая скорость определяется отношением длины маршрута Lм к суммарному времени, затраченному на движение tдв, и задержки по условиям уличного движения tз, Vт= , км/ч. Скорость сообщения характеризует затрату времени пассажиров на поездку в автобусе и определяется отношением длины маршрута Lм к суммарному времени, затраченному на движение tдв, задержки по условиям уличного движения tз и стоянки на промежуточных остановочных пунктах tn , Vc= , км/ч. Эксплуатационная скорость определяется отношением длины маршрута Lм к суммарному времени, затраченному на движение tдв, задержки по условиям уличного движения tз, стоянки на промежуточных остановочных пунктах tn и стоянки на конечном остановочном пункте tк , Vэ= , км/ч. Для маршрута, имеющего в обоих направлениях разные величины длины и времени рейса эксплуатационную скорость можно определить по формуле: Vэ= ,км/ч где 2Lм- длина маршрута за оборот, км; Тоб-время оборота, ч. Эксплуатационная скорость является одним из основных показателей использования автобусного транспорта и характеризует состояние и уровень организации перевозок.
16.Назоовите виды расписания. Опишите методику составления расписания движения автобусов на городском автобусном маршруте.Виды расписаний: сводное, маршрутное, станционное, рабочее расписание для водителей, информационное расписание для пассажиров. В течение года на каждом маршруте городского пассажирского транспорта расписание меняется несколько раз: два расписания для лета и зимы с сезонными изменениями эксплуатационной скорости; для каждого сезонов составляют расписание на рабочие дни, субботы и воскресенья.
Расписание составляется по следующей примерной методике: выпуск автобусов из парков происходит на оба конечных пункта, для удобства записи одному пункту присваивается буква «А», другому «Б». К установленному времени отправления первого автобус от конечного пункта «А» прибавляется время рейса в одном направлении. Определив время прибытия автобуса в пункт «Б» , тут же назначают время его отправления с учетом минимального простоя на конечном пункте. Такие же действия производят с временем первого отправления автобуса с другого конечного пункта «Б». Используя данные о рациональных интервалах движения в различные периоды дня, ранее выявленные по материалам обследования пассажиропотоков, определяют в вертикальной колонке все отправления очередных автобусов от пункта «Б» до того момента, пока первый автобус из пункта «А» не прибыл в пункт «Б». Затем, пользуясь заданными интервалами, назначают и заносят в таблицу время отправления всех автобусов из пункта «А». Новые отправления назначают до того момента, пока первый автобус из пункта «Б» не прибудет в пункт «А». Одновременно устанавливают время прибытия и отправления каждого автобуса с другого конечного пункта.
17.Понятие маршрута регулярных перевозок пассажиров. Классификация автобусных маршрутов. –Классификация городских автобусных маршрутов: •по времени действия(постоянные, временные); •по назначению(основные и подвозящие); •по характеру движения(обычные, скорые, экспрессные); •по характеру расположения на территории города( диаметральные, радиальные, хордовые, кольцевые). Маршрут-это путь следования от начального до конечного пункта на постоянной основе.
18. Задачи организации перевозок. Преимущество пассажирского автомобильного транспорта. Основными задачами организации перевозок пассажиров-удовлетворить потребности населения в передвижении, обеспечив при этом безопасность граждан и предоставив высококачественное обслуживание людей. Преимущество пассажирского транспорта: •относительно высокая скорость передвижения, •возможность устанавливать транспортную связь на всей территории города, •высокие эксплуатационные и экономические качества, возможность работать самостоятельно и круглосуточно, хорошая маневренность. Возможность укороченных, скорых и экспрессных маршрутов.
19. Оборудование и экипировка подвижного состава.Согласно ПДД каждое транспортное средство должно иметь на борту следующий комплект обязательного оборудования, обеспечивая безопасность дорожного движения: •медицинская аптечка, огнетушитель (2- в кабине водителя и в салоне), знак аварийной остановки, противооткатные упоры. Экипировка: звукоусилительная установка для информации пассажиров в пути следования, автобусное расписание движения у водителя, схема маршрута, информационные таблички, правила обслуживания пассажиров, информация о тарифах. Указатели маршрута устанавливают спереди, сбоку и сзади на кузове автобуса. Передний указатель содержит информацию о номере маршрута и его конечные пункты.
20. Классификация остановочных пунктов. Принципы размещения и оборудования остановочных пунктов.Остановки автобусов по своему назначению подразделяются на начальные, конечные и промежуточные, а по характеру использования на постоянные, временные и по требованию. Остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов. Остановочный пункт должен быть оснащен: •остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименование данного пункта, конечных пунктах, интервалах движения по периодам суток, •посадочной площадкой, ограниченной со стороны проезжей части,• павильоном для ожидающих транспорт пассажиров.
21.Классиикация подвижного состава автобусного транспорта. Эксплуатационные качества подвижного состава.Классификация автобусов:•по назначению(городские, пригородные, междугородние); •по габаритной длине(особомалые (Газель)), средние, малые, большие(Лиаз)), особобольшие(сочлененные));• по количеству сидящих мест;• по типу двигателя. Эксплуатационные свойства: маневренность, топливная экономичность, проходимость, скоростные свойства, безопасность подвижного состава.
22. Как выбирается подвижной состав для организации перевозочного процесса .Выбор подвижного состава основывается на изучении пассажиропотока и маршрута. –мощностью пассажиропотока в одном направлении по наиболее загруженному участку; -неравномерностью распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута; -целесообразным интервалом движения автобусов; -условиями движения и пропускной способностью улицы(дороги); провозной способностью автобусов и себестоимостью перевозок.