Как уберечься от угрозы взрыва
· Не принимать от неизвестных лиц подарки, посылки, букеты цветов и другие предметы, позволяющие укрыть взрывное устройство.
· Обращать внимание на "забытые" предметы: чемоданы, свертки, книги.
· Такие "забытые" вещи не перемещать и не осматривать самостоятельно, обязательно вызвать специалистов.
· Взрывные устройства типа "бомба в письме" обычно имеют толщину 5-10 мм, письма такого рода довольно тяжелые. При получении подозрительного письма следует вызвать специалистов.
· При обнаружении взрывного устройства отойти от опасного места, не курить, не пытаться самостоятельно обезвредить, сообщить о находке правоохранительным органам.
Если взрыв произошел
· Упасть на пол, закрыв голову руками и поджав под себя ноги;
· Как можно скорее покинуть это здание и помещение;
· Ни в коем случае не пользоваться лифтом;
· При пожаре пригнуться как можно ниже, при необходимости ползти, обмотав лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них;
· При завале не старайтесь самостоятельно выбраться, укрепите "потолок" находящимися рядом обломками мебели и здания, закройте нос и рот носовым платком и одеждой; стучите с целью привлечения внимания спасателей, кричите только тогда, когда услышите голоса спасателей v иначе рискуете задохнуться от пыли.
Если вас завалило
В случае завала, образовавшегося после взрыва:
· не старайтесь самостоятельно выбраться;
· постарайтесь укрепить "потолок" находящимися рядом обломками мебели и здания;
· отодвиньте от себя острые предметы;
· если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону "112";
· закройте нос и рот носовым платком и одеждой, по возможности влажными;
· стучать с целью привлечения внимания спасателей лучше по трубам;
· кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей – иначе есть риск задохнуться от пыли;
· ни в коем случае не разжигайте огонь.
При пожаре
Нередко при взрыве может возникнуть пожар, тогда следует:
· пригнуться как можно ниже, стараясь выбраться из здания как можно быстрее;
· обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них;
· если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, предварительно потрогайте ручку тыльной стороной ладони. Если она не горячая, откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого проходите. Если ручка двери или сама дверь горячая, никогда не открывайте ее;
· если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, т.к. вы можете задохнуться от дыма. Лучше всего размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой.
Стихийные бедствия
В случае каких-либо стихийных бедствий, прежде всего, следуйте инструкциям штаба гражданской обороны.
· При наводнении необходимо отключить электричество, газ, воду, закрыть все двери и окна, забраться на верхние этажи, имея все необходимое: одеяла сапоги, еду, воду, документы и деньги. Если есть опасность оказаться в воде, снять обувь и тяжелые вещи, наполните рубашку и брюки легкими плавучими предметами (мячиками, пластиковыми бутылками), используйте шины, мебель, чтобы удержаться на поверхности.
· Если есть угроза землетрясения надо осмотреть и укрепить дом, проверить средства спасения, набор предметов первой необходимости. При землетрясении укрыться под крепкими столами, вблизи главных стен или колонн или в метро, постоянно слушать информацию по радио, не выходить на балконы и не пользоваться лифтом.
· При снежном заносе или буране ограничить передвижение по улицам, запастись продовольствием, водой, топливом; загерметизировать помещения, беречь топливо. Если вас завалило снегопадом или лавиной, подождите, пока прекратится движение снега, после чего раздвигайте телом снег вокруг себя, передвигаясь вверх на воздух.
· При буре или урагане надо закрыть двери и окна, избегать находиться на последнем этаже, выключить воду, газ и электроэнергию, укрыться в подвале; если буря застигла вне укрытия, стараться попасть в низину, не укрываться под деревьями, держаться подальше от металлоконструкций, труб, вышек.
· При цунами постарайтесь оказаться как можно дальше от моря (2-3 км) и на возвышенности (30-50 метров над уровнем моря), избегать находиться в долинах рек.
Гроза
Несколько полезных наблюдений для тех, кто попал в грозу:
· ветер не дает правильного представления о направлении движения грозы, грозы часто идут против ветра;
· расстояние до грозы можно определить по времени между вспышкой молнии и раскатом грома (1с - расстояние 300-400 м, 2с - 600-800 м, 3с - 1000 м);
· непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление;
· мокрая одежда и тело повышает опасность поражения молнией;
· предпочтительно в лесу укрываться среди невысоких деревьев, в горах в 3-8 метрах от высокого "пальца" 10-15 метров, на открытой местности - в сухой ямке, канаве;
· песчаная и каменистая почва безопаснее глинистой;
· признаками повышенной опасности являются: шевеление волос, жужжание металлических предметов, разряды на острых концах снаряжения.
В грозу запрещено:
· укрываться возле одиноких деревьев;
· не рекомендуется при движении прислоняться к скалам и отвесным стенам;
· останавливаться на опушке леса;
· идти и останавливаться возле водоемов;
· прятаться под скальным навесом;
· передвигаться плотной группой;
· хранить металлические предметы в палатке.
Землетрясения
Это природное явление, не всегда поддающееся предсказаниям, может нанести огромный ущерб. Необходимо получить информацию о сейсмической классификации зоны проживания, для того чтобы повысить сопротивляемость зданий.
Для усиления конструкции дома нужно:
· убрать выдающуюся часть крыши, усилить перекрытия деревянными или стальными балками, соединить между собой лестничные марши, укрепить главные стены;
· сделать ревизию систем водоснабжения, электроэнергии, отопления и газоснабжения.
Перед землетрясением надо:
· осмотреть свой дом с точки зрения сейсмической устойчивости;
· ознакомить с планом эвакуации всех членов семьи и взять на заметку места, откуда может возникнуть пожар и держать от них подальше горючие вещества;
· участвовать в учениях, организуемых органами гражданской обороны;
· проверить годность огнетушителей, научиться ими пользоваться;
· держать наготове запасы еды и питьевой воды и иметь медицинские препараты, подготовить рюкзак с набором предметов первой необходимости.
Во время землетрясения надо:
· не поддаваться панике, сохранять спокойствие;
· укрыться под крепкими столами, вблизи главных стен или колонн;
· постоянно слушать информацию по радио;
· не выходить на балконы и не пользоваться лифтом;
· не укрываться вблизи плотин, речных долин, на морских пляжах и берегах озер - вас может накрыть волна от подводных толчков;
· следовать инструкциям местных властей;
· в общественных местах главную опасность представляет толпа, которая, поддавшись панике, бежит не разбирая дороги - в этом случае постараться выбрать безопасный выход, еще не замеченный толпой.
· подземные станции в случае землетрясения являются безопасным местом: металлоконструкции позволяют им хорошо противостоять толчкам.
По возвращении домой необходимо:
· посмотреть, не получило ли здание серьезных повреждений;
· не пользоваться ни спичками, ни электровыключателем, так как может существовать опасность утечек газа.
Преподавателям
Обеспечение безопасности детей имеет очень важное значение.
Главное правило: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, даже самые маленькие, по вашему мнению, проблемы. Еще одно важнейшее правило: вы если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
· самым лучшим способом обучения является собственный пример;
· обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать;
· у каждой школы должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами.
· в школе необходимо ввести должность замдиректора по безопасности, с которым необходимо постоянно контактировать для обеспечения безопасности в учебном заведении.
В экстремальных ситуациях преподавателям необходимо:
· ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию объекта, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
· ежедневно обходить территории;
· периодически проводить инспекции складских помещений;
· тщательно подбирать и проверять кадры;
· организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
· в случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России;
· не стараться самостоятельно обезвредить взрывное устройство;
Безопасность школы
В последнее время озабоченность по поводу безопасности школы серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. В школе и прилегающих к ней территориях есть множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение детей. Опыт Екатеринбурга, где в качестве эксперимента в ряде школ была введена должность "заместителя директора по внутренней безопасности" можно оценить только положительно. И это сразу дало положительный эффект - количество правонарушений резко сократилось.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации 'О безопасности' от 8 октября 1992 года 'Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность'.
Статья 2 того же закона определяет субъектов обеспечения безопасности: ,,граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере,, Такими нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание школ, участников эксперимента, должности заместителя директора школы по безопасности, могут являться: распоряжение главы Территориального Управления Выборгского административного района, приказ начальника Отдела образования ТУ и приказ директора школы.
Необходимость рассматривать подход к решению проблемы безопасности школы как системы адекватного реагирования на комплекс угроз, четко определена в статье 3 Закона: 'Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности'.
Ответы на вопросы о том, как должна обеспечиваться комплексная безопасность школ, находятся, прежде всего, в статьях 4 и 9, где говорится, что:
во-первых "...безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства...";
во-вторых, основными функциями системы безопасности, создаваемой в школе, а именно:
Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности.
Осуществление комплекса мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз.
Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности.
Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации..."
Исходя из методологии подхода законодателя к вопросу решения проблем безопасности личности, общества и государства, становится очевидным, что для достижения этих определенных законом целей функционирования комплексной системы безопасности в школе, заместитель директора школы по безопасности должен (с учетом фактического технического состояния школы, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей), решить пять главных задач: