Освещение и световая сигнализация автомобиля ВАЗ 2109
Особенности конструкции
Фары.
Рисунок 2.2.1 Фара автомобиля ВАЗ 2109
1 - Рефлектор; 2 - Нижняя опора рефлектора; 3 - Ограничитель щетки очистителя; 4 - Нижний держатель рефлектора; 5 - Рассеиватель фары; 6 - фланец лампы; 7 - Нить дальнего света; 8 - Экран нити ближнего света; 9 - Нить ближнего света; 10 - Рассеиватель указателя поворота; 11 - Лампа AЛ2-21-3; 12 - Заглушка устанавливаемая вместо рабочего цилиндра гидрокорректора ; 13 - Верхний держатель рефлектора; 14 - Стяжная пружина; 15 - Рычаг; 16 - Возвратная пружина рычага; 17 - Винт вертикальной регулировки света фары; 18 - Чехол; 19 - Втулка; 20 - Шток рабочего цилиндра; 21 - Манжета; 22 - Корпус рабочего цилиндра; 23 - Кожух фары; 24 - Лампа АКГ12-60+55; 25 - Экран; 26 - Лампа А12-4; 27 - Винт горизонтальной регулировки света фары; 28 - Шпилька крепления блок-фары ; 29 - Корпус фары; 30 - Корпус главною цилиндра гидрокорректора ; 31 - Трубки, соединяющие главный цилиндр с рабочими; 32 - Двойной поршень; 33 - Приводной винт; 34 - Рукоятка; 35 - Насадка; 36 - Крышка; 37 - Блок-фара; 38 - Монтажный блок; 39 - Реле включения ближнего света фар; 40 - Выключатель зажигания; 41 - Выключатель наружного освещения; 42 - Контрольная лампа дальнего света фар; 43 - Переключатель света фар; 44 - Реле включения дальнего света фар; 45 - Схема действия гидрокорректора фар: 46 - А - автомобиль с одним водителем: 47 - В - с водителем и грузом в багажнике; 48 - И - Схема включения фар; 49 - III - Вид на штекерный разъем блок-фары: а - штекер ближнего света; в - штекер дальнею света: с штекер габаритного света: d - штекер массы.
Для освещения дороги в темное время суток устанавливаются две блок-фары (правая и левая) (рисунок 2.2.1).
Они состоят из прямоугольных фар с лампами головного и габаритного света, сблокированных с секцией бокового указателя поворота. Блок-фары крепятся к передку автомобиля четырьмя шпильками 28 и гайками с зубчатой кромкой, которые предохраняют их от самоотворачивания .
Ближний и дальний свет фар переключается левым рычагом подрулевого переключателя 43, если включен выключатель наружного освещения.
Кроме того, в электрической схеме предусмотрена возможность световой сигнализации, т.е. кратковременного включения дальнего света фар при любом положении выключателя наружного освещения. В этом случае дальний свет фар включается оттягиванием на себя левого рычага подрулевого переключателя, а питание на контакты световой сигнализации в переключателе 43 фар подается непосредственно от штекера "INT" выключателя зажигания 40, минуя выключатель наружного освещения.
Нити двух ламп головного света фар потребляют довольно значительный ток 8-10 А. Поэтому, чтобы разгрузить контакты переключателя 43 фар и увеличить его долговечность, фары включаются не напрямую переключателем 43, а через дополнительные реле 39 и 44. Они обладают мощными контактами и установлены в монтажном блоке 38. Реле 39 включает ближний свет в обеих фарах, а реле 44 - дальний свет. В результате через контакты переключателя фар протекает только ток питания обмоток реле, не превышающий 0, 2 А.
Рефлектор 1 фары изготовлен из стали и имеет форму параболоида, ограниченного сверху и снизу горизонтальными плоскостями. Для создания зеркальной отражающей поверхности рефлектор внутри покрывается специальным термостойким лаком, а затем на него в вакууме наносится тонкий слой алюминия. Такое покрытие отражает от 90% падающего на него света.
Рассеиватель 5 фары выполнен из бесцветного силикатного стекла с высокой степенью прозрачности. На его внутренней поверхности отпрессована сложная система линз и призм, рассеивающих свет в горизонтальной плоскости и концентрирующих световой поток в необходимых направлениях согласно международным нормам.
Лампа 24 головного света фары галогенная. Колба лампы изготовлена из кварцевого стекла и заполнена парами йода (галогена) и каким-либо инертным газом. Галогенные лампы обладают повышенной световой отдачей, что обеспечивается более высокой температурой нагрева нити и повышенным сроком службы из-за химического процесса, происходящего в лампе.
Этот процесс заключается в следующем. При горении с нити накала испаряются частички вольфрама и осаждаются на стенках лампы. Пары йода соприкасаются с ними, и при температуре около 600C образуется йодистый вольфрам. Это соединение неустойчиво при высоких температурах и, попадая в зону раскаленной нити, разлагается на йод и вольфрам, который осаждается на нить, а йод перемещается к стенкам колбы. Таким образом, у включенной лампы происходит постоянный перенос вольфрама со стенок на нить. Поэтому стенки колбы остаются чистыми, нить медленнее утоньшается, и долговечность лампы увеличивается.
При замене галогенных ламп необходимо соблюдать осторожность и брать лампу перчатками или платком, чтобы не оставить жировых следов от пальцев на стекле лампы. Если же такие следы на лампе имеются, то удалить их спиртом. Жировые загрязнения приводят к потемнению стекла лампы, поскольку оно нагревается до высоких температур. В результате она перегревается и быстро выходит из строя. В лампе находятся две вольфрамовые нити: одна (55 Вт) для ближнего света и другая (60 Вт) для дальнего. Нить 7 дальнего света находится в фокусе рефлектора, и поэтому лучи дальнего света собираются в узкий пучок, направленный почти параллельно дороге и хорошо освещающий ее на максимальном расстоянии от автомобиля. Нить 9 ближнего света выведена вперед из фокуса рефлектора и закрыта снизу специальным металлическим экраном 8. Это сделано с целью ограничить распространение ближнего света вверх.
Если направить пучок ближнего света на стенку, то пятно света будет иметь форму эллипса со срезанной верхней половиной. В левой части пятна верхняя граница освещенного участка будет проходить точно по горизонтальной оси эллипса, а в правой части по линии, исходящей вверх из центра эллипса под углом 15 к его горизонтальной оси.
Такая форма пучка света обеспечивает хорошее освещение дороги перед автомобилем (особенно ее правой стороны и обочины) и уменьшает возможность ослепления водителей встречного транспорта. Направление пучка света фары в горизонтальной плоскости можно регулировать винтом 27, а в вертикальной плоскости винтом 17.
При вращении винта 27 перемещается вперед или назад левый край рефлектора, и он поворачивается относительно нижней опоры 2 и шаровой головки верхнего держателя 13.
При вращении винта 17 рефлектор через рычаг 15 поворачивается относительно нижней опоры 2 и шаровой головки винта 27.
В зависимости от загрузки автомобиля изменяется угол наклона осей фар относительно дороги и, соответственно, отклоняется направление пучков света фар.
Для корректировки направления пучка света в зависимости от нагрузки на часть автомобилей устанавливается ручной гидрокорректор фар, которым можно с места водителя в небольших пределах корректировать направление пучка света фар в вертикальной плоскости.
Если гидрокорректора на автомобиле нет, то вместо него в корпус фары вставляется заглушка 12. Гидрокорректор фар состоит из передаточного механизма (или главного цилиндра), закрепленного гайкой на панели приборов, двух рабочих цилиндров, установленных на корпусах блок-фар, и соединительных трубок.
Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах. Конструкция гидрокорректора неразборная, и в случае повреждения он должен заменяться целиком, в сборе с цилиндрами и трубками. При нагрузке автомобиля только одним водителем поршень 32 приводного механизма до конца вдвинут в цилиндры корпуса, а штоки 20 рабочих цилиндров максимально выдвинуты из корпусов.
Если положить груз в багажник, то задняя часть автомобиля опустится, и пучок света фар приподнимается вверх. Чтобы вернуть его в прежнее положение, поворачивают рукоятку 34 гидрокорректора до упора против часовой стрелки. При этом поршень 32 выдвигается назад из цилиндров и отсасывает жидкость из трубок и рабочих цилиндров. Возвратными пружинами штоки рабочих цилиндров вдвигаются в корпуса, и рычаги 15 фар поворачиваются пружинами 16 против часовой стрелки. Верхняя часть рефлектора фар перемещается вперед, и пучок света фар опускается.
Противотуманные фары.
В вариантном исполнении на автомобиле могут быть установлены противотуманные фары. Для их включения на панели приборов предусмотрена соответствующая клавиша.
Напряжение к фарам подается через реле, установленное в монтажном блоке. Противотуманные фары можно включить, только если включено наружное освещение. Схема включения фар и противотуманного света изображена на рисунке 2.2.2.
Схемы включения освещения.
Рисунок 2.2.2 Схема включения фар и противотуманного света на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - блок-фары; 2 - монтажный блок; 3 - замок зажигания; 4 - переключатель наружного освещения; 5 - задние фонари; 6 - переключатель света фар; 7 - предохранитель цепи заднего противотуманного света; 8 - выключатель заднего противотуманного света; 9 - комбинация приборов с контрольными лампами дальнего света фар (справа) и заднего противотуманного света (слева); К5 - реле включения дальнего света фар; К11 - реле включения ближнего света фар. А - вид на штекерный разъем блок-фары: а - штекер ближнего света; б - штекер дальнего света; в - штекер габаритного света; г - штекер массы. Б - к выводу «30» генератора .
Наружное освещение, лампы стоп-сигнала, заднего хода, освещение салона и багажника.
Габаритный свет включен, если нажат переключатель наружного освещения. Лампы габаритного света и стоп-сигнала запитаны через реле контроля исправности ламп в монтажном блоке.
Если какая-либо из ламп перегорит или нарушится контакт в патроне загорается соответствующий индикатор. Если реле контроля ламп нет, вместо него должны стоять перемычки. Схема включения наружного освещения изображена на рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3 Схема включения наружного освещения с фрагментом (а) схемы соединений системы стояночного света.
1 - выключатель подкапотной лампы; 2 - блок-фары с лампами габаритного света; 3 - подкапотная лампа; 4 - монтажный блок; 5 - переключатель наружного освещения; 6 - переключатель стояночного света в подрулевом переключателе; 7 - комбинация приборов с контрольной лампой наружного освещения; 8 - задние фонари с лампами габаритного света; 9 - фонари освещения номерного знака; 10 - выключатель освещения приборов; 11 - выключатель зажигания; 12 - контактные перемычки на месте установки реле контроля исправности ламп; А - к клемме «INT» выключателя зажигания; Б - к клемме «Р» выключателя зажигания; В - к штекеру «6» колодки Ш1 монтажного блока; Г - к лампам освещения приборов и к лампам подсветки табло и выключателей.
Лампы фонарей освещения номерного знака и багажника включаются одновременно с наружным освещением, но подключены в обход реле контроля ламп, поэтому их исправность не диагностируется.
Лампа подсветки вещевого ящика включается при включенном зажигании выключателем под крышкой ящика.
Напряжение к выключателям ламп плафона освещения салона и индивидуального плафона водителя подается также при включении зажигания. Кроме того, лампа освещения салона загорается, если открыта одна из дверей и переключатель плафона находится в соответствующем положении.
Подсветка приборов включается одновременно с включением наружного освещения. Яркость ламп подсветки регулируется реостатом на панели приборов.
Лампы света заднего хода загораются, если включено зажигание и замкнут выключатель заднего хода, расположенный на коробке передач.
До 1988 г. применялась система включения стояночного света отдельно по левому или по правому бортам автомобиля в зависимости от положения соответствующего переключателя, если ключ зажигания находился в положении “Стоянка".
Указатели поворота.
Указатели поворота (левые или правые) включаются подрулевым переключателем 9. Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворота) включается при нажатии на соответствующую кнопку 8. Мигание ламп в этом режиме обеспечивается реле-прерывателем К2 в монтажном блоке 3. При перегорании одной из ламп указателя поворота частота мигания оставшихся ламп и контрольной лампы удваивается. В нормальном режиме частота мигания должна составлять 90±30 циклов в минуту при температуре окружающего воздуха от -40 до +65°С и напряжении от 10,8 до 15 В. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации изображена на рисунке 2.2.4.
Рисунок 2.2.4 Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 - блок-фары с передними указателями поворота; 2 - боковые указатели поворота; 3 - монтажный блок; 4 - реле зажигания; 5 - выключатель зажигания; 6 - комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота (вверху) и аварийной сигнализации (внизу); 7 - задние фонари; 8 - выключатель аварийной сигнализации; 9 - переключатель указателей поворота в подрулевом переключателе; К2 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; А - к клемме «30» генератора; Б - выводы печатной платы заднего фонаря: а - к лампе габаритного света; б - к лампе противотуманного света; в - к лампе указателя поворота; г - к лампе света заднего хода; д - на массу; е - к лампе стоп-сигнала.
Подрулевой переключатель.
Подрулевой переключатель состоит из соединителя, закрепленного хомутом на кронштейне вала рулевого механизма, и двух переключателей. Левый переключатель включает указатели поворота и свет фар, а правый управляет омывателем и очистителями стекол (см. рис. 2.2.5).
Рисунок 2.2.5 Положения подрулевого переключателя
Замыкаемые контакты подрулевого переключателя:
1 - рычаг переключателя указателей поворота и света фар.
Если при включенном зажигании рычаг находится в положении:
I - указатели поворота выключены; включен ближний свет фар, если переключателем наружного освещения включены под напряжение фары;
II - включены указатели левого поворота (не фиксированное положение);
III - включены указатели левого поворота (фиксированное положение);
IV - включены указатели правого поворота (не фиксированное положение);
V - включены указатели правого поворота (фиксированное положение);
VI - (на себя) включен дальний свет фар независимо от положения переключателя наружного освещения (не фиксированное положение);
VII - (от себя) включен дальний свет фар, если переключателем наружного освещения поставлены под напряжение фары (фиксированное положение).
2 - рычаг переключателя очистителей и омывателей стекол. Если рычаг находится в положении:
I - очиститель ветрового стекла выключен;
II - включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла (не фиксированное положение);
III -включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла (фиксированное положение);
IV - включена первая скорость очистителя ветрового стекла;
V - включена вторая скорость очистителя ветрового стекла;
VI - (на себя, независимо от положения рычага) включены омыватель и очиститель ветрового стекла и фар, если они включены (не фиксированное положение); VII"-(от себя) включен очиститель заднего стекла (фиксированное положение); Vlir - (от себя) включены очиститель и омыватель заднего стекла (не фиксированное положение).