Замена датчиков скорости вращения колес
Работу удобнее выполнять на смотровой канаве. Отключаем аккумуляторную батарею. Для замены датчика скорости вращения переднего колеса шлицевой отверткой освобождаем фиксатор, как показано на рисунке 44.
Разъединяем колодки жгута проводов датчика, как показано на рисунке 45.
Вынимаем из отверстия лонжерона пистон крепления колодки датчика, как показано на рисунке 46.
Рисунок 44 – Разъединение фиксатора
Рисунок 45 – Снятие фиксатора
Рисунок 46 – Снятие пистона крепления датчика
Снимаем с кронштейна верхний и нижний резиновые держатели жгута проводов датчика и снимаем резиновый держатель проводов с кронштейна поворотного кулака., как показано на рисунках 47-49.
Рисунок 47 – Снятие верхнего держателя датчика
Рисунок 48 – Снятие нижнего держателя датчика
Рисунок 49 – Демонтаж резинового держателя
Шестигранником «на 5» отворачиваем винт крепления датчика и вынимаем датчик из отверстия поворотного кулака, как показано на рисунках 50-51 и вынимаем датчик из отверстия поворотного кулака.
Рисунок 50 – Снятие датчика АБС
Рисунок 51 – Датчик АБС отдельно от ступицы
Устанавливаем датчик скорости вращения переднего колеса в обратной последовательности. Для замены датчика скорости вращения заднего колеса шлицевой отверткой освобождаем фиксатор, как показано на рисунке 52.
Рисунок 52 – Снятие фиксатора
Разъединяем колодки жгута проводов датчика, как показано на рисунке 53.
Рисунок 59 – Разъединение колодки жгута
Вынимаем из отверстия лонжерона пистон крепления колодки датчика. Снимаем резиновый держатель жгута проводов датчика с кронштейна лонжерона, как изображено на рисунках 60-61.
Рисунок 60 – Снятие пистона крепления
Рисунок 61 – Снятие резинового держателя
Снимаем два резиновых держателя жгута проводов с кронштейна, установленного на аммортизаторной стойке, как показано на рисунке 62.
Рисунок 62 – Снятие второго резинового держателя
Рисунок 63 – Снятие резинового держателя с тормозного щита
Снимаем резиновый держатель жгута проводов датчика с кронштейна тормозного щита, как показано на рисунке 63. Шестигранником «на 5» отворачиваем винт крепления датчика и вынимаем датчик из отверстия фланца задней балки, как показано на рисунках 64-65.
Рисунок 64 – Демонтаж датчика АБС
Рисунок 65 – Снятый датчик АБС
Устанавливаем датчик скорости вращения заднего колеса в обратной последовательности. Включаем зажигание, пускаем двигатель, нажимаем несколько раз педаль тормоза. Лампа сигнализатора неисправности АБС должна погаснуть.
Замена гидроблока АБС
Отключаем аккумуляторную батарею. Снимаем расширительный бачок системы охлаждения двигателя и, не отсоединяя от него шлангов, отводим в сторону. Отсоединяем колодку проводов от датчика сигнализатора ава-рийного падения уровня тормозной жидкости, как показано на рисунке 66.
Рисунок 66 – Колодка проводов расширительного бочка
Отворачиваем крышку бачка главного тормозного цилиндра и вынимаем датчик. Шприцем или резиновой грушей отбираем тормозную жидкость из бачка. Выдвигаем фиксатор колодки жгута проводов, как показано на рисунке 67.
Рисунок 67 – Фиксатор колодки жгута проводов
Отсоединяем колодку от электронного блока управления АБС, как показано на рисунке 68.
Рисунок 68 – Колодка ЭБУ АБС
Ключом для тормозных трубок «на 10» отворачиваем штуцеры тормозных трубок переднего левого и задних колес, как показано на рисунке 69.
Рисунок 69 – Штуцера тормозных трубок левых колес
Ключом для тормозных трубок «на 12» отворачиваем штуцеры трубок, идущих от главного тормозного цилиндра, как показано на рисунке 70.
Рисунок 70 – Штуцер главного тормозного цилиндра
Ключом для тормозных трубок «на 10» отворачиваем штуцер трубки переднего правого колеса, как показано на рисунке 71.
Рисунок 71 – Штуцер переднего правого колеса
Гидроблок крепится к кронштейну двумя гайками на шпильках. Со стороны двигателя головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем гайку крепления гидроблока АБС, как изображено на рисунке 72. Под гайкой установлен кронштейн крепления колодок жгутов проводов.
Рисунок 72 – Гайка крепления гидроблока АБС
Снимаем со шпильки кронштейн крепления колодок и отводим его в сторону. Данная операция отражена на рисунке 73.
Рисунок 73 – Снятие кронштейна
Со стороны левого крыла головкой «на 13» ослабляем затяжку второй гайки крепления гидроблока АБС. Вынимаем гидроблок из кронштейна, как показано на рисунке 74.
Рисунок 74 – Снятие гидроблока
При необходимости шпильки крепления можно вынуть из резиновых подушек гидроблока, как показано на рисунке 75. На шпильках есть лыски.
Рисунок 75 – Снятие шпилек из подушек гидроблока
Рисунок 76 – Лыски на шпильках гидроблока
Устанавливаем гидроблок АБС в обратной последовательности. При этом штырь кронштейна должен войти в отверстие нижней подушки гидроблока, как показано на рисунке 77.
Рисунок 77 – Установка гидроблока
Лыски шпилек должны войти в прорези кронштейна, как показано на рисунке 78.
Рисунок 78 – Прорези кронштейна для лысок шпилек гидроблока
Подсоединяем колодку проводов к гидроблоку, чтобы избежать по-падания грязи в разъем. Подсоединяем тормозные трубки к гидроблоку согласно схеме, на рисунке 79.
Рисунок 79 – Схема подключения гидроблока
Схема подсоединения тормозных трубок к блоку АБС: 1 – трубка, соединяющая гидроблок АБС с передней камерой главного тормозного цилиндра; 2 – тормозная трубка левого переднего колеса; 3 – тормозная трубка контура задних колес; 4 – трубка, соединяющая гидроблок АБС с задней камерой главного тормозного цилиндра; 5 – тормозная трубка правого переднего колеса. Заполняем тормозную систему жидкостью, удаляем из нее воздух.
Проверка датчиков АБС
Если горит лампочка ABS, либо при нажатии на педаль тормоза, в конце торможения, перед полной остановкой, срабатывает система ABS, то причиной чаще всего является неисправность одного или нескольких колесных датчиков.
Для того, чтобы найти, какой именно датчик неисправен, понадобится обычный тестер.
Ставим переключатель тестера в положение измерения сопротивлений (20КОм) и приступаем к поиску неисправного датчика.
Поиск начинаем с проверки задних датчиков, разъемы показаны на рисунке 80.
Рисунок 80 – Разъемы задних датчиков АБС
Подсоединяем тестер поочередно к каждому из двух разъемов. При исправном датчике показания тестера должны быть примерно как на рисунке 90.
Рисунок 91 – Проверка сопротивления датчика
Показания сопротивления датчиков должны быть одинаковы для всех колес. Если они разнятся, то это указывает на неисправный датчик.
Более тщательная проверка датчика возможна с использованием осциллографа. Схематично это изображено на рисунке 92.
Рисунок 92 – Сигнал исправного датчика скорости колеса
Индуктивный датчик АБС устроен следующим образом. Катушка вокруг магнитного сердечника. Постоянный магнит создает магнитное поле, которое проходит через катушку и зубчатое колесо, а затем назад. Вращение зубчатого колеса приводит к изменению поля, что в свою очередь возбуждает электрический ток (т. н. синусоида) в зависимости от наличия зуба. Данный датчик изображен на рисунке 93.
Рисунок 93 – Устройство датчика АБС
1 - Постоянный магнит; 2 – Корпус; 3 - Железный сердечник; 4 - Катушка; 5 – Зазор; 6 - Зубчатое колесо с опорным зазором - зуба нет;
Кроме того, в случае слабого сигнала (амплитуда синусоиды меньше, чем у остальных датчиков), то требуется очистить от грязи зубчатый венец на ступице и обезжирить его.