Активный ассистент рулевого управления для улучшения курсовой устойчивости автомобиля (DSR)
Активный ассистент рулевого управления для улучшения курсовой устойчивости автомобиля, называемый также Drive-Steering Recommandation DSR, представляет собой дополнительную функцию обеспечения безопасности системы ESC (курсовой устойчивости). Эта система помогает водителю стабилизировать движение автомобиля в критической ситуации:
• при торможении на дорожном покрытии с разным коэффициентом сцепления на разных сторонах автомобиля;
• при избыточной поворачиваемости;
• при стабилизации прицепа.
Системным условием реализации функции является усилитель рулевого управления, поддерживающий функцию DSR.
Описание принципа действия. К примеру, при торможении автомобиля на дорожном покрытии с разным коэффициентом сцепления для разных сторон автомобиля вследствие различной степени сцепления шин с дорогой возникают поперечные силы и моменты рыскания, которые система регулирования торможения должна минимизировать.
Для повышения эффективности стабилизации автомобиля в таком случае востребована помощь ассистента рулевого управления, создающего корректирующий импульс. На основе данных системы ESC, из разницы между значениями пробуксовки и угловой скоростью рыскания рассчитывается необходимый корректирующий импульс ассистента рулевого управления, который должен поддержать действия водителя при повороте рулевого колеса для компенсации заноса. Поддержка действий водителя осуществляется до тех пор, пока она востребована системой ESC, чтобы стабилизировать движение автомобиля и за счёт этого получить возможность сократить тормозной путь. Благодаря этому эффективность стабилизации курсовой устойчивости автомобиля при срабатывании системы ESC повышается. Активный ассистент рулевого управления для улучшения курсовой устойчивости автомобиля в системе ESC поддерживает действия водителя только в критических ситуациях. Тем не менее, и при включении этой функции автомобиль не управляет своим движением самостоятельно! Поведение автомобиля с системой DSR и без нее показано на рисунке 34.
Рисунок 34 – Поведение автомобиля без системы DSR и без нее
Ассистент трогания на подъёме (HHC).
Облегчает трогание стоящего на подъёме автомобиля. Когда автомобиль останавливается на подъёме, сила земного притяжения автомобиля действует на наклонную поверхность. Согласно параллелограмму сложения сил, в результате сложения силы земного притяжения и силы реакции опоры возникает сила, действующая под уклон, которая при отпускании тормоза приводит к тому, что автомобиль начинает скатываться назад. Таким образом, когда автомобилю необходимо тронуться на подъёме, вначале он должен преодолеть эту силу, двигающую его назад. Если водитель недостаточно сильно нажмёт педаль акселератора или слишком рано отпустит педаль тормоза, или стояночный тормоз, силы тяги автомобиля будет недостаточно, чтобы преодолеть эту силу.
При трогании автомобиль откатывается назад. Для того чтобы облегчить действия водителя в этой ситуации, имеется ассистент трогания на подъёме. Работа ассистента трогания на подъёме основана на системе ESC. Модуль ESC должен быть оборудован датчиком продольного ускорения, который передаёт данные о положении автомобиля системе. Ассистент демонстрирует статический компонент ускорения силы тяжести датчику продольного ускорения и определяет движение автомобиля.
Ассистент трогания на подъёме активируется при следующих условиях:
- автомобиль неподвижен (информация от датчиков частоты вращения колёс);
- дверь водителя закрыта (информация от блока управления систем комфорта);
- двигатель работает (информация от блока управления двигателя).
Ассистент HHC облегчает и трогание на подъём задним ходом. Ассистент трогания на подъёме всегда работает в сторону подъёма. Функция HCC поддерживает и трогание на подъёме при движении на подъём задним ходом, что распознаётся по включению передачи заднего хода. Этапы работы системы показаны на рисунке 35.
Рисунок 35 – Этапы работы системы HHC
Этап 1. Нагнетание давления. Водитель останавливает автомобиль или удерживает автомобиль в неподвижном положении нажатием педали тормоза.
Этап 2. Поддержание давления на постоянном уровне. Автомобиль неподвижен. Водитель убирает ногу с педали тормоза, чтобы нажать педаль акселератора. Ассистент трогания на подъёме примерно в течение 1,5 с поддерживает давление в тормозных цилиндрах, для того чтобы автомобиль не откатился назад.
Этап 3. Снижение давления. Автомобиль продолжает оставаться неподвижным. Водитель нажимает педаль акселератора. В то время, когда водитель увеличивает момент привода, ассистент трогания на подъёме HHC уменьшает давление в тормозной системе таким образом, что автомобиль не откатывается назад, но при этом не создаётся препятствий для последующего трогания автомобиля.
Этап 4. Сброс давления. Автомобиль трогается с места. Момент привода достаточно велик для того, чтобы двигать автомобиль вперёд. Ассистент трогания на подъёме сбрасывает давление в тормозной системе до нуля. Автомобиль трогается с места.