Проверка и замена регулятора напряжения с конденсатором и щеткодержателем
На генераторе 9402.3701-06 установлен регулятор напряжения типа 7930.3702В5.
Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Для проверки и замены регулятора напряжения с конденсатором и щеткодержателем на автомобиле Лада Калина ВАЗ 1118 потребуется: отвертки с плоским и крестообразным лезвием, ключ «на 12» (два), вольтметр постоянного тока, мегомметр.
1) Отвести резиновый чехол и подсоединить провод «+» вольтметра к выводу «В+» генератора, а провод «-» подключите к корпусу генератора (рисунок 2.30).
Рисунок 2.30
2) Завести двигатель и включить фары автомобиля.
3) Через 15 мин работы двигателя на средних оборотах замерить напряжение, оно должно быть в пределах 14,4-15,1 В. Если наблюдается недозаряд или перезаряд (напряжение не укладывается в заданные пределы), заменить регулятор напряжения.
Исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (по шкале 1-10 МОм). Подсоединить щупы тестера к контактам конденсатора. Перед подключением прибор показывает бесконечность. В случае подключения к исправному конденсатору он начинает заряжаться, при этом на его пластинах скапливается электрический заряд - протекает ток и соответственно сопротивление на приборе падает. После его зарядки (насыщения пластин конденсатора) сопротивление вновь становиться бесконечным. В этом случае конденсатор исправен. Неисправный конденсатор следует заменить.
4) Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
5) Отсоединить разъем с проводами от выводов генератора.
6) Отвернуть гайку и отсоединить провода от контактной шпильки (рисунок 2.31).
Рисунок 2.31
7) Отжав три защелки, снять пластмассовый кожух с генератора (рисунок 2.32).
Рисунок 2.32
8) Отсоединить разъем с проводом от вывода диодного моста генератора (рисунок 2.33).
Рисунок 2.33
9) Удерживая одним ключом гайку, другим отвернуть втулку от болта вывода «В+» (рисунок 2.34).
Рисунок 2.34
10) Снять втулку, пружинную и плоскую шайбы (рисунок 2.35).
Рисунок 2.35
11) Вывернуть два винта крепления регулятора напряжения к генератору (рисунок 2.36).
Рисунок 2.36
12) Снять регулятор напряжения с автомобиля (рисунок 2.37).
Рисунок 2.37
13) Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, заменить регулятор напряжения со щеткодержателем.
14) Установить на автомобиль регулятор напряжения в порядке, обратном снятию.
2.3.3.5 Ремонт (проверка, разборка) генератора 9402.3701-06
Для ремонта генератора 9402.3701-06 на автомобиле Лада Калина ВАЗ 1118 потребуется: омметр, отвертки с плоским и крестообразным лезвием, ключи «на 8» и «на 12», торцовые ключи «на 8» и «на 24», молоток.
1) Снять генератор с автомобиля.
2) Снять регулятор напряжения.
3) Поддеть отверткой контакты диодного моста и извлечь из них выводы обмоток статора генератора (рисунок 2.38).
Рисунок 2.38
4) Проверить, нет ли обрыва в обмотках статора генератора. Для этого подсоединить поочередно к выводам одной из обмоток омметр (тестер). Если он покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и статор генератора нужно заменить (рисунок 2.39).
Рисунок 2.39
5) Проверить замыкание обмоток статора генератора на «массу». Для этого подсоединить один провод омметра к выводу обмотки статора, а второй - к корпусу генератора. Если омметр покажет бесконечность, значит, замыкания нет (рисунок 2.40).
Рисунок 2.40
6) Проверить замыкание обмоток статора генератора между собой. Для этого подсоединить один провод омметра к выводу одной из обмоток, а второй - к другой обмотке. Если омметр покажет бесконечность, значит, замыкания нет (рисунок 2.41).
Рисунок 2.41
7) Проверить омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора генератора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и ротор нужно заменить (Рисунок 2.42).
Рисунок 2.42
8) Проверить исправность регулятора напряжения и конденсатора.
9) Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и без снятия генератора с автомобиля. Подсоедините один провод омметра к выводу «В+» генератора, а второй - к корпусу генератора. Если омметр покажет бесконечность, значит, обрыва нет и все диоды исправны (рисунок 2.43).
Рисунок 2.43
10) Если обрыв есть, то проверить диоды в отдельности. Подсоединить один провод к «массе» выпрямительного блока, а второй - к выводу диода, затем поменять провода местами. Диод должен пропускать ток только в одну сторону; если диод пропускает ток в обе стороны, значит, он неисправен (рисунок 2.44).
Рисунок 2.44
11) Отвернуть гайку крепления вывода «В+» и снять ее вместе с шайбами (рисунок 2.45).
Рисунок 2.45
12) Вывернуть три болта крепления выпрямительного блока к корпусу генератора и снять выпрямительный блок с автомобиля (рисунок 2.46).
Рисунок 2.46
13) Промаркировать взаимное расположение крышек генератора.
14) Вывернуть четыре стяжных болта, снять шайбы (рисунок 2.47).
Рисунок 2.47
15) Поддев отверткой, снять крышку генератора со стороны контактных колец (рисунок 2.48).
Рисунок 2.48
16) Зажать шкив генератора в тиски, предварительно подложив под него прокладки, придерживая от падения ротор генератора, а затем отвернуть гайку крепления шкива (рисунок 2.49).
Рисунок 2.49
17) Извлечь из шкива пружинную шайбу и снять шкив с вала ротора генератора (рисунок 2.50).
Рисунок 2.50
18) Навинтить на вал ротора гайку крепления шкива и через деревянную проставку легкими ударами молотка выпрессовать вал ротора из подшипника крышки генератора со стороны привода (рисунок 2.51).
Рисунок 2.51
19) Осмотреть крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником.
20) Если при вращении подшипника крышки генератора чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть потеки смазки, обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку генератора в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован).
21) Проверить легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть потеки смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессовать подшипник с вала ротора генератора и напрессовать новый подшипник с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника (рисунок 2.52).
Рисунок 2.52
22) Осмотреть крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку генератора необходимо заменить. Осмотреть пластмассовую втулку подшипника, если обнаружены повреждения втулки или трещины, заменить ее.
23) Собрать и установить на автомобиль генератор в порядке, обратном снятию.
Регуляторы напряжения