Водные маршруты СССР. Европейская часть.
По реке Плюссе (25)
Протяженность - 205 км. Число ходовых дней - 8. Сезонность - июнь-август. Категория сложности - I (схема 17).
Маршрут проходит по югу Ленинградской и (северу) Псковской областей. Плюсса (длина 295 км), правый приток Нарвы, берет начало в озере Заплюсье и впадает в Нарвское водохранилище. Русло песчаное, вода чистая. Берега в верхнем и среднем течении почти всюду высокие, сухие, покрытые сосновыми и смешанными лесами. К устью берега более низкие, местами болотистые, поросшие ольхой и березой.
Начало маршрута - на станции Плюсса железнодорожной линии Ленинград - Псков. Наиболее короткий путь к реке - вдоль насыпи, до моста через Плюссу. Хорошее место для сборки байдарок и лагеря - ниже железнодорожного моста, на правом высоком берегу, в сосновой роще. Если к началу маршрута добираться автотранспортом из Ленинграда, то выгрузиться следует у шоссейного моста. В этом случае необходим обнос железнодорожного моста через довольно высокую насыпь.
У деревни Кошелевичи плотина старой мельницы. Разгруженные суда можно провести у левого берега, а в низкую воду обнести. Через 5-6 км, за деревней Лышницы, начинаются высокие берега с хвойным и дубовым лесом, по берегам много кустов красной смородины. Перед деревней Вир на правом берегу отличный сосновый лес, богатый грибами. В деревне наплавной мостик. Такие мосты могут встретиться и у других населенных пунктов. В отдельных местах высокие берега круто обрываются к воде, обнажая живописные откосы красноватого песчаника.
У деревни Игомель, на левом берегу, недалеко от воды, магазин. На участке от Орехово до Ляды Плюсса менее извилиста; ширина ее 20-30 м. Левый берег более низкий, с зарослями кустарника, а правый значительно выше и на всем протяжении порос сосновым лесом.
После деревни Ляды Плюсса петляет в широкой долине. Лес отходит от реки и вновь появляется за 2 км до впадения левого притока - Люты. Здесь много земляники, черники, грибов. Дальше берега опять понижаются, преобладает лиственный лес. В районе деревни Сербино реку пересекает понтонный мост, а ниже остатки свай старого моста, попадаются отдельные камни и топляки. Местами по берегам пляжи с хорошим мелким песком. Стоит подняться 5 км по правому притоку - Яне выше деревень Дуброво и Гостичево; в этом месте по берегам - хороший сосновый бор, богатый грибами.
После поворота на северо-запад Плюсса течет в широкой пойменной долине. В селе Чернёво у реки лесопильный завод, а само село - в 1 км по шоссе на Гдов; в нем два магазина, около завода - столовая. Когда-то здесь было имение Салтыковых, от которого сохранились остатки парка. Начиная от Чернёво, на Плюссе установлены знаки речной обстановки, но судоходство проводится только весной, в высокую воду.
Ниже к реке ненадолго подходит сосновый лес, затем его сменяют луга, и до деревни Озерово берега низкие, безлесные. На этом участке река более глубокая, хорошо берут на блесну щука и окунь. После Озерово слева опять появляется лес, долина расширяется. Плюсса начинает петлять в пойме среди лугов. Очередной поворот - и вдали на возвышенности правого берега у деревни Крапивно видна церковь. От деревни Островня берега становятся ниже, попадаются болотистые участки, заросли кустарника чередуются с ольхово-березовым лесом. Ширина реки увеличивается до 50-60 м.
По мере приближения к городу Сланцы Плюсса менее извилиста, более полноводна, чаще встречаются населенные пункты. Закончить маршрут удобно на правом берегу, не доходя 200 м до железнодорожного моста у Сланцев. Отсюда до вокзала около 1,5 км вдоль путей; есть подъезд и для автомашины, которую можно достать в городе. Другой вариант - закончить поход ниже, у шоссейного моста, но для этого придется проводить суда через мелкую каменистую шиверу, которая начинается перед железнодорожным мостом.
Сланцы - молодой город, возникший в 1930 году. Вся промышленность представляет собой комплекс предприятий, связанных с добычей и переработкой сланцев.
Маршрут можно сократить до 180 км, закончив его в районе станции Добручи железнодорожной линии Гдов - Веймарн; от берега до вокзала около 500 м. Необходимо помнить, что Плюсса наиболее интересна в среднем течении, от Лышниц до Чернёво, и на этом участке делать дневки.
Литература: 80, 84, 95.
http://old.nii-ecos.ru/birukov/future/mai_2010/mai_2012.htm
Варианты путешествия по речкам, которые рассматриваются на май 2012 года
Имеем два варианта выходных:
1. 29, 30, 1 мая (берем 2-е) - 4 дня "в лесу" (3 дня на воде);
2. 6, 7, 8, 9 мая (берем 10-е) - аж целых 5 дней (4 дня на воде) - ЭТОТ ВАРИАНТ ВСЕМ ОТВЕТИВШИМ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ.
2. Состав участников.
Пока окончательно не определен, определились: Бирюков Д., + Слава???? вероятно; Бирюков Андрей Сергеевич, Норкина Татьяна Дмитриевна и мальчик; Калинин Всеволод Иванович+Сергей Мария Добровидова с папой и мальчиком. Алексей Шелогаев с супругой и юнгой Андрей Савин + 1 А. Кононенко с сыном и приятелем сына (вероятно) список уже почти не пополняется!
Итого 18 человек
3. Куда едем. Мне, пожалуй, нравится вот эта речка. ЕЁ И ВЫБИРАЕМ!
Вариант 1
Река Ловать (из расчета 3 или 4 дня "плавания")
СХЕМА
СОБРАННАЯ КАРТА (1 клетка - 4 км.) Нормальные карты можно взять тут
Имеем следующий расклад по расстояниям (см. карту-схему): Мост р. Еменка - Ловать (15 км) - Великие Луки (45 км) - Подберезье (90 км) - Холм (70 км) - Перегино (45 км).
Кратенькое описание реки:
Ловать в прошлом была одним из звеньев пути "из варяг в греки". Привлекает эта река и современных путешественников.
Плавание можно начать в Великих Луках (подъехав от вокзала городским автобусом к берегам Ловати), однако при этом придется пожертвовать интересным участком реки выше города. Поэтому рекомендуется плыть от моста шоссе В. Луки - Невель через Еменку, приток Ловати. У моста - поворот на Опухлики (Голубые озера), где останавливаются и маршрутные автобусы, следующие на Невель, Витебск и др. от великолукской автостанции.
В начале пути Еменка узкая (8-10 м), довольно глубокая и быстрая речка, текущая в невысоких, поросших ольхой берегах. В каменисто-глинистом русле быстрины, коряги, упавшие деревья. Затем Еменка выходит на луга, замедляет бег и впадает в неширокое, но довольно длинное (5 км) озеро Комша, заканчивающееся мостом и короткой протокой в Ловать. До моста шоссе В. Луки - Невель (по которому вы проезжали, если начинали путь с Еменки) Ловать имеет ширину 30-40 м и спокойно течет в невысоких, преимущественно луговых берегах. После моста берега реки повышаются и одеваются смешанным лесом, появляются перекаты и несложные пороги. Этот участок реки, длиной около 20 км, очень живописен.
Примерно за 10 км до Великих Лук высокие, как и раньше, берега становятся безлесными, а река разбивается на рукава и превращается в сплошную цепь порожков и шивер, где, возможно, потребуются проводки. Перед городом и за ним - обнос двух плотин, а далее довольно скучный более чем 20-километровый участок, на котором Ловать петляет в низких луговых берегах.
Вблизи впадения Насвы берега Ловати вновь становятся высокими и лесистыми. На пути до Холма, перед которым в Ловать впадает крупный правый приток Кунья, придется преодолеть более 20 несложных порогов. Типичные для Ловати пороги - это узкие поперечные каменистые гряды, которые река обходит слева или справа, а иногда прорывается в центре. Живописные высокие, лесистые берега сопровождают реку до Перегино, где кончаются и пороги. Последние десятки километров пути река медленно течет от порога до порога спокойными широкими плесами шириной 70-80 м. На лесистых участках реки мест для стоянок достаточно, но песчаных пляжей мало.
Ниже Перегино река становится малопривлекательной, - течение медленное, берега невысокие, леса вытесняются лугами. Поэтому путешествие следует закончить в Перегино или несколько выше, в Селеево, откуда (через Перегино и Поддорье) ходят автобусы до Ст. Руссы и Новгорода.
Т.о. имеем два варианта:
I. Подберезье - Перегино (115 км., я насчитал ок.130км гугломапом старт - 56°55'30.84"С, 30°38'20.67"В, финиш - 57°24'0.11"С, 31°24'18.53"В )
Можно почитать тут (1-3 день) или обзорное и еще обзорное
II. Мост - Подберезье (150 км.)
В первом варианте заброску предлагаю так: поезд Москва - Старая Русса "010А МОСКВА ОКТ - ПСКОВ ПАСС - отправленеие 18:30 (5 мая) прибытие 03:42" или поезд Москва - Великие Луки "661А МОСКВА РИЖ - ВЕЛИК ЛУКИ - С-ПЕТ-ВИТ - СЕБЕЖ отправление 20:08 (5 мая), прибытие 06:50" - этот поезд мне кажется удобней, далее заказанный автобус до пос. Подберезье. Выброска из Перегино до Москвы автобусом.
Во втором варианте: заброска: поезд Москва - Великие Луки "661А МОСКВА РИЖ - ВЕЛИК ЛУКИ - С-ПЕТ-ВИТ - СЕБЕЖ отправление 20:08 (5 мая), прибытие 06:50", далее автобус до речки Еменки. Обратно - автобус в Москву.
Думаю, что первый вариант на 4 неполных дня самое ТО, если же едем на 3 дня, т.е. на "первые" праздники, то финишировать можно в пос. Холм, что тоже вполне нормально.
Мне вообще то оч давно хотелось сюда вот съездить, но врятли это в настоящее время осуществимо. По этой реке довольно много информации и отрезок подобрать так же можно на 4 дня.
Нереализованые варианты прежних лет:
Вариант 2.
Река Пра (65 км).