Фото тур от турбазы Алоль до моста между Глухарево и Яковлево
Река после турбазы и автомобильного моста уходит в сосновые леса
На упавшем в русло дереве компьютерная инсталяция
Так это выглядит вблизи
Берега очень красивы
Стоянка в чистом сосновом лесу
Сосны на холмах, черничники, брусничники, мхи и никаких кустов
Выход из озера Езерище в озеро Мутцы
Озеро Мутцы
Выход в реку из озера Мутцы
Камерная стоянка в нескольких минутах хода от озера Мутцы
Вид со стоянки на реку
Сосновые берега продолжаются
Великая перед деревней Усохи
Нагромождение бань по правому берегу
Элитная баня с беседкой для чаепития над рекой
Железный мост вскоре после деревни Усохи
После устья Алоли течение ускоряется
Начинается каньонный участок
В русле много камней различных размеров
Высокий обрыв справа, на нем автостоянка
Лес возле стоянки
Вид с обрыва вверх по течению Великой
Вид с обрыва вниз по течению Великой
После обрыва самый спортивный участок в каньоне
Каньон заканчивается возле деревни Ходыки
В красивом доме на берегу живут дальние родственники А.С. Пушкина
Напротив дома благоустроенный родник с чистой питьевой водой
Река успокаивается
На правом берегу могила и предупреждение об отсутствии стоянок
Выход к хорошей стоянке
Стоянка оборудована мебелью, есть автоподьезд
Вид со стоянки на реку
Странная табличка
Мест для стоянок больше нет
Глухарево по правому берегу
Виден мост в Яковлево
Левый берег под мостом- удобное место для антистапеля
Река Великая после Яковлево
http://www.nareku.ru/2013/07/velikaya1.html
Река Великая представляет несомненный интерес для походов на байдарках.
Прогонные речные участки чередуются на ней с бурными перекатами и обширными озерами.
При сплаве на каркасной байдаркетипа Салют или Таймень, шкуродера на мелких перекатах избежать вряд ли удастся, зато преимущества каркасных байдарок будут ощутимы при преодолении протяженных пространств озер.
Надувные байдарки Щука уверенно пройдут все препятствия на реке, но отстанут от каркасных на озерах.
Оптимальным представляется сплав по реке Великая на комбинированных каркасно - надувных байдарках.
Река и озера очень красивы, к местам стапеля и антистапеля существуют удобные подъезды для автотранспорта, но коммерческие туры по Великой не очень распространены. Большая протяженность подходящего для водных походов участка и наличие достаточного числа точек, удобных для стапеля и завершения сплава, позволяет варьировать длительность байдарочных походов по Великой от непродолжительных до продолжающихся более десяти дней.
http://www.nareku.ru/2013/07/velikaya-marshrut-pohoda.html
Река Великая Псковская.
Маршруты водных походов
Река Великая- главная водная артерия Псковской области пригодна для водных походов на протяжении около 250 километров, однако ниже райцентра Опочка в окрестностях реки практически отсутствуют леса и места для стоянок, зато активно присутствует местное население. В верховьях ширина реки не превышает пяти метров, много завалов.
Относительно комфортный сплав можно начать от моста через Великую между населенными пунктами Торхи и Юшково. Первые километры пути река протекает по не очень симпатичной местности, редко расширяясь до 10 метров. Более интереснымсплав становится после того, как Великая впадает в Хвойновец, первое из цепочки озер - Хвойновец, Хвойно, Чёное, Лукос. Хвойновец это небольшое озеро в виде подковы без стоянок на берегах. Чтобы без проблем найти выход из него, следует идти вдоль правого берега. Через протоку можно быстро попасть в озеро Хвойно, на правом берегу которого есть несколько неплохих стоянок с отличным автоподьездом. Популярное для автопикников место находится и в начале протоки из озера Хвойно в озеро Чёное. Озеро Чёное меньше, чем Хвойно и стоянок на нем тоже меньше. Протока из Чёного в Лукос более протяжена, чем предыдущие, здесь раньше располагалась ихтиостанция. На озере Лукос, которое на карте похоже на восьмерку, можно найти место для экстренной стоянки. Исток Великой из этого озера справа, сразу после горловины- самой узкой части «восьмерки». После озера Лукос начинается продолжительный речной участок Великой. Река здесь иногда расширяется до 15 метров. Препятствия на этом участке- остатки плотин и мостов, поваленные деревья. Леса по берегам смешанные, выходы и стоянки случаются, но не часто.
Отличные стоянки на высоких берегах в сосновом лесу присутствуют на озере Верято, в которое Великая впадает после лесного участка. По левому берегу их много, но ко всем проложены наезженные проселки. Летом практически все стоянки на левом берегу Верято заняты живущими здесь неделями автомобилистами и членами их семей. По правому берегу мест для стоянок меньше, но шансов встать больше. В самом начале озера Верято предстоит проплыть через памятник борьбе советской системы против русской природы - участок затопленного при строительстве Копылковской ГЭСлеса. Скелеты деревьев, торчащие из воды, будут попадаться на Верято и в других местах, но в гораздо меньшей плотности. Опасность подводных веток для байдарок преувеличена туристским фольклором - вода в Верято прозрачная, все видно на метр в глубину. Озеро Верято плавно перетекает в практически виртуальное озеро Харинское, редко выделяемое картографами и заканчивается плотиной бывшей Копылковской ГЭС, по которой проходит автодорога из Пустошки. Здесь необходим обнос, который удобно сделать не из основного русла, а из заливчика, уходящего налево незадолго до плотины. Сразу за шоссе спуск к воде и небольшая, но вполне пригодная для спуска байдарок на воду площадка.
Если начинать сплав от плотины в Копылке, то гораздо удобнее организовать стапель на одной из двух больших полян на правом берегу реки. При следовании на машине из Копылка нужно проехать плотину и повернуть налево на проселок.
Существует и экзотический вариант стапеля неподалеку от станции Забелье на озере Ашо, с последующим волоком в озеро Волоченец, прохождением этого озера и следованием узкой протокой, наполняемой водой только в половодье, в озеро Верято.
После Копылка начинается продолжительный озерный участок без малейших намеков на стоянки. Для экстренной остановки пригодны только мостки в камышах у правого берега. Первое озеро после плотины носит название Заволоцкое, названия следующих не актуальны, т.к понять, где одно озеро переходит в другое невозможно. Выход в реку находится в конце этой озерной цепи в левой части правого дальнего "угла". Обозначенная на всех картах широкая протока в соседнее озеро Дубно в реальности не существует, поэтому чтобы найти исток Великой достаточно просто идти вдоль правого берега. Великая после выхода из Заволоцких озер имеет ширину 10-15 метров, в русле много водорослей и камней. Встречаются быстрины, поперек русла могут лежать деревья, как правило не создающие проблем при сплаве. Вскоре после истока присутствуют два стояночных места. Пройдя через лиственные, преимущественно черемуховые, леса река вновь впадает в систему озер, на этот раз небольших, обильно заросших водной растительностью. Прежде чем попасть в озеро Быстрое придется покрутиться. Само Быстрое визуально тоже озеро небольшое. Заросшая протока, ведущая в него, определяется только по течению. На самом деле Быстрое крупное озеро, но его основная акватория располагается левее. Там есть и стоянка, а вот по маршруту стоянок на Быстром нет. Маршрут по Быстрому очень простой - после выхода из протоки направо под углом 45 градусов. Исток Великой находится без проблем. Здесь начинается продолжительный речной участок сплава. Сначала на левому берегу встретятся мостки деревни Маслово, затем остатки моста и наконец бани жителей села Высоцкое по правому берегу. Некоторое время Великая петляет рядом с Высоцким, затем среди кустарника и только после этого начинает разрезать холмистую местность с еловым лесом по берегам. Несколько лет назад на берегах реки бушевал низовой пожар, поэтому на этом участке в русле много упавших деревьев. Однако в этих местах есть и три хороших, чисто байдарочных стоянки в ягодных местах. Как только ельник заканчивается и берега оккупирует чернолесье, начинается и череда интересных перекатов, продолжающаяся до Поддубья. Их не три, как пишут в некоторых описаниях, а больше, но приводят они действительно к руинам электростанции в Поддубье. Уклон реки в этом месте безусловно заметен, но справедливости ради стоит отметить, что на Великой уклон заметен практически везде.
Остатки электростанции в Поддубье в зависимости от типа плавсредства и опыта экипажа, либо проходятся по сливу рукотворного порога справа, либо обносятся. Водонапорная башня, упоминаемая во многих описаниях, как ориентир приближения электростанции, хорошо заметна за кронами деревьев всего лишь в течении нескольких секунд и реальным ориентиром служить не может. Скорее о приближении препятствия сигнализирует уход налево неширокой, но мощной протоки. Если вы решили обноситься, то причаливать следует в месте, где вышеупомянутая протока соединяется с основным руслом. Течение здесь сильное и следует быть осторожными. Для обноса существует тропа и несколько мест для спуска на воду по левому берегу после электростанции. При прохождении по водебезопаснее всего не входить в слив сходу, а притормозить у правого берега непосредственно напротив остатков плотины, примыкающих к левом берегу и стартовать от правого берега под углом 90 градусов. Это даст возможность не попасть на расположенные справа от слива камни с бревнами и в то же время не прижаться к первой опоре плотины, ощетинившейся ржавой арматурой. Вторая опора в этом смысле гораздо безопаснее.
В Поддубье с 10.00 до 18.00 ежедневно функционирует магазин с набором актуальных товаров от хлеба до спиртного и туалетной бумаги. Обед 14.00-15.00. Находится магазин на левом берегу реки в 5-7 минутах ходьбы от электростанции.
После руин плотины на реке встретятся несколько перекатиков, легко проходимый автомобильный мост, строения жителей Поддубья по правому берегу и наконец начнется самый неинтересный участок на Великой- относительно слабое течение, кусты и чернолесье по берегам, многочисленные деревья в русле. Мост возле деревни Бордино, как и сама деревня - миф. (Кстати встреченные позже дачники именовали заброшенную деревню на новый лад- Бородино) Из признаков сельской цивилизации на этом участке заметны только остатки изгородей для выпасов скота по левому берегу. Скорее всего они когда-то относились к деревне Великая.
Несимпатичный участок заканчивается возле деревни Устье с появлением по правому берегу красивого дома, а в русле свай когда-то существовавшей здесь мельницы. Практически сразу встретится и деревянный мост с бетонными опорами. Туристское предание гласит, что из правой опоры левого пролета этого моста торчит ужасная арматурина, однако визуальный осмотр показал, что она торчит не внутрь моста, а в сторону берега. Возможно есть еще арматурина, скрытая под водой, но течение под мостом не критичное, прижима к правой опоре нет, можно совершенно спокойно пройти левее и соответственно, чтобы здесь пропороться, надо этого очень захотеть. Вторая легенда, приписываемая этому мосту - это то, что он слишком низкий, под ним сложно пройти и поэтому приходится обносить. Мы шли в большую воду- многие мостки на реке были залиты водой, однако под мостом в Устье даже головы нагибать не пришлось. Вероятно, проблемы с его прохождением могут возникнуть только в начале мая в особенно "полноводное половодье".
Вскоре после моста по левому берегу попадется первый неудобный выход и место для экстренной стоянки, а после него две хорошие автостоянки в сосновом лесу. При этом на первую стоянку два выхода. Первый - пологий с пляжем и после продолжительной излучины реки- второй, менее удобный. На вторую стоянку один хороший выход. Других стоянок в этих местах нет, упоминание в некоторых отчетах стоянок после деревни Устье на правом берегу вызывает удивление. Через несколько минут хода после автостоянок воды Великой принимает озеро Ясское. Прямо напротив устья слабо выраженный мыс с населенным пунктом неподалеку, а значительно правее два более выраженных мыса, покрытых сосновым лесом. Между ними и находится исток Великой, соединяющей здесь озера Ясское и Зверино. И на правом и на левом берегу первого мыса множество стоянок, в летний сезон, как правило, занятых автотуристами, живущими на озере по нескольку недель. На второй мыс со стороны Великой существует два рыбацких выхода, если отклонится от маршрута и пройти дальше по Ясскому, то найдется еще несколько автостоянок. На самой реке ближе к Зверино два заросших выхода на левый берег, однако за береговыми кустами в этих местах просматриваются сосны и эти места кажутся вполне пригодными для стоянок, хотя к ним и проложены дорожки с турбазы Алоль. Ближе к концу протоки неплохое место на правом берегу.
На правом берегу озера Зверино вышка сотовой связи и красивая беседка, однако после выхода в основную акваторию озера надо держаться левого берега вплоть до турбазы Алоль. Проскочить ее сложно - сначала будут видны домики, потом причалы с лодками и катамаранами. По левому берегу до турбазы есть выходы, от безысходности там можно встать, но эта местность просто напичкана разнообразными отдыхающими гражданами.
На турбазе существует магазин, совмещенный с кафе, работающий с 9.00 до 24.00(обед 15.00-16.00) с удовлетворительным ассортиментом продуктов и напитков. Обогнув расположенный рядом с турбазой пляжный мысок можно попасть под капитальный мост трассы на Псков. Во всех описаниях проход под ним значится как абсолютно безопасный, однако за несколько метров до моста в правой части русла вертикально торчат несколько горячо любимых туристами стальных арматурин! Они умело замаскированы водорослями, но по малой воде их скорее всего будет видно.
После моста располагается небольшое озерцо, выход из которого находится в его дальней правой части. Отсюда начинается весьма симпатичный участок, продолжающийся до деревни Заозерье. Здесь есть несколько стоянок в сосновых лесах по обоим берегам реки с выходами различного качества. Лес в этих местах очень красивый, в нем много черники и брусники. Все стоянки автомобильные, но на этом участке велика вероятность, что хоть одна из них будет свободна.
Перед Заозерьем предстоит преодолеть перекатик, после него полуразвалившийся мост с металлическими опорами, легко проходимый в левом пролете и через несколько минут взорам туристов откроется озеро Езерище. Езерище- озеро долгое и нудное. По ощущениям, даже Ясское преодолевается быстрее. Направление движения по Езерищу простое- после выхода в озеро - направо. Можно пройти в непосредственной близости от двух островов на которых наличествуют сырые стоянки. На левом берегу напротив второго острова есть неплохая автостоянка. Есть стоянки и перед началом протоки в озеро Мутцы - байдарочная с мебелью на правом берегу в соснах и автомобильно-рыбацкая на левом берегу в кустах. На озере Мутцы стоянок нет, хотя по субъективному мнению оно самое красивое из всех озер на Великой. После него начинается продолжительный речной участок на котором присутствуют автостоянки - сначала одна по правому берегу и одна по левому, затем еще несколько по правому. Деревня Усохи легко угадывается по невероятному нагромождению бань возле реки.
Вскоре после "банно-прачечного комбината" легко проходимый мост и устье реки Алоля справа. Отсюда Великая поворачивает на юг и течет в ложбине, которую иногда именуют "каньоном", что явно преувеличено, хотя и красиво. В реальности берега реки здесь повыше и покруче, чем обычно. В начале "каньона" присутствуют крутые выходы: на правый берег непосредственно возле устья Алоли и на левый через несколько минут хода. Начинаются перекаты, местами со шкуродером. Самое запоминающиеся место на "каньонном" участке это высокий песчаный обрыв по правому берегу с оборудованной на нем автостоянкой. Непосредственно перед обрывом на травянистой поляне расположена стоянка "лайт" с минимальным набором мебели. От нее на основную поляну ведет крутая тропинка. Автопикники на этой стоянке не частое явление - видимо дорога к ней не всегда проходима для иномарок. Общее впечатление от места портит большое количество мелких слепней, присутствующих на стоянке даже в конце августа.
Через 20-30 минут хода от песчаного обрыва начинается череда порожков и веселых перекатов. В самом начале этого участка проходимые без особых усилий остатки мельничной плотины. Следующие порожки также безопасны для имеющих опыт сплава по категорийным речкам и сплавляющихся на надувных судах. Портит впечатления от этого веселого участка пара шкуродеров. В районе порожков на правом берегу три места для стоянок, два первых- очень приличные, с хорошими выходами и мебелью, а третье- экстренное, на травянистой поляне. Завершается спортивный участок возле деревни Ходыки, определяемой по новым красивым домам на правом берегу и благоустроенному источнику с крестом на левом. При желании можно встать на высоком сосновом берегу над источником, однако там проходит проселок, по которому ездят трактора.
Упоминаемая во многих описаниях деревня Холое на самом деле с реки не видна, ее расположение угадывается по могиле на правом берегу и табличке с надписью "Частная собственность- стоянок нет". Стоянок на этом участке действительно нет- есть только аварийные выходы на луговины на левом берегу. Леса здесь по берегам Великой немного, река начинает делать крутые повороты, на них появляются небольшие песчаные пляжики. Дно здесь представляет смесь песка и мелких камней. Перекатов нет, периодически встречаются быстрины, очень напоминающие быстрины на Угре. Устье впадающей в Великую слева речки Неведряки- прекрасный ориентир. Оно не заросло и явственно просматривается. Через 15 минут хода от устья Неведряки единственная в этих местах автостоянка на правом берегу. Далее до Глухарево и Яковлево нет даже намека на стоянки, только пляжики для купания и перекуса. Площадка на левом берегу возле моста в Яковлево- самое популярное место для антистапеля на Великой. Можно продолжить сплав и организовать антистапель возле деревни Дорбыши также на левом берегу. Для этого придется пройти участок, на котором встретятся и луга и обрывы с соснами. На Великой устроено водохранилище Шершеневской ГЭС, как и озеро Верято местами наполненное затопленным лесом. На участке от Яковлево до Дорбышей присутствует хорошая автостоянка вблизи деревни Речки, при большом желании можно экстренно встать вскоре после Яковлево или в районе самих Дорбышей. Антистапель возле Дорбышей выгодно отличается от антистапеля в Яковлево наличием в этом населенном пункте ежедневного автобусного сообщения со станцией Идрица. Шанс поймать попутку одинаков в обоих местах.
Сплав по Великой ниже Дорбышей и плотины Шершеневской ГЭС возможен, но не представляет особенного интереса из-за повышенной населенности и практически полного отсутствия леса по берегам.
Лучшим временем для похода на Великую следует считать июль-август, желательно при большой воде, когда можно получить удовольствие не только от перекатов перед Поддубьем, но и от порожков в "каньоне" перед Ходыками. По малой воде этот многокилометровый участок может превратиться в сплошную длиннющую шкуродерную быстрину с валунами, а в половодье порожки превращаются в быстроток и спортивного интереса не представляют. В мае также вероятны трудности с прохождением низких мостов и преодолением завалов из подмытых последним половодьем деревьев. Каркасные байдарки смогут пройти по Великой без повреждений только в половодье, летом "каркасникам" на маршруте непременно понадобятся и скотч и клей. Справедливости ради стоит заметить, что и Щуки в августе не избежали мелких царапин на днищах.
http://www.nareku.ru/2013/07/velikaya-karta-shema.html
Река Великая.