Организация работы грузового района
Грузовой район станции выполняет операции по погрузке, выгрузке, сортировке и оформлению перевозочных документов. Технология выполнения этих операций постоянно совершенствуется с учетом введения электронного документооборота, информационных систем и передовых методов труда. На местах общего пользования грузовой станции создаются комплексы автоматизированных рабочих мест, которые повышают эффективность технологических операций по приему, погрузке, выгрузке и выдачи грузов.
Груз ввозится на станцию после визирования накладной в день, указанный в накладной, и предъявляется вместе с ней приемосдатчику станции.
Проверив наличие разрешения на ввоз груза, приемосдатчик дает указание бригадиру комплексно-механизированной бригады о разгрузке груза с автомобиля. В ходе разгрузки приемосдатчик принимает груз, сличает его с данными, указанными в накладной, проверяет исправность упаковки и соответствию ее установленному государственному стандарту, наличие и правильность отправительской маркировки на грузовых местах.
Принимаемый груз размещают на складе таким образом, чтобы была обеспечена возможность подсчета числа мест и полного использования складской вместимости. После осмотра и укладки груза приемосдатчик записывает сведения о нем в Книгу приема грузов к отправлению, делает отметку в накладной и пересылает ее в товарную контору.
При ввозе груза по частям в Книгу приема грузов к отправлению и в гр. 2 оборотной стороны накладной записывают каждую ввезенную часть.
Правильное и четкое выполнение грузовых и коммерческих операций при приеме и выдаче груза оказывает большое влияние на сохранность груза, своевременную доставку его грузополучателю, использование подвижного состава и полное взыскание всех причитающихся дороге платежей, сборов и штрафов. Отправитель заполняет перевозочный документ на сдаваемый к перевозке груз и не позднее, чем накануне дня ввоза груза на грузовой двор предъявляет его в товарную контору.
Там проверяется правильность заполнения перевозочного документа, предусмотрена ли эта перевозка планом и указывает номер позиции в плане, не действует ли в данный момент времени запрещение погрузки на станцию назначения и открыта ли она для операции с отправляемым грузом. Затем кассир передает накладную начальнику станции для получения визы на погрузку. Отправитель ввозит груз в указанный срок и предъявляет накладную приемосдатчику вместе с перевозочным документом. Груз взвешивают, делают запись в Книге приема грузов к перевозке. При приеме и выдаче груза дорога проверяет число пакетов и грузовых мест в них по наружному осмотру без разборки пакетов и проверки массы. Поврежденные пакеты расформировывают, а поврежденные места выдают с проверкой массы и состояния груза.
Принимая грузы на поддонах от грузополучателя, станция должна выдавать ему такое же количество порожних поддонов или с грузами в его адрес, для чего она должна иметь обменный парк поддонов.
В товарной конторе в соответствующих графах перевозочного документа проставляют коды и номер станции, а при централизованных расчетах определяют платежи, взыскивают их по квитанции разных сборов и делают об этом отметку в перевозочном документе. Затем отдают отправителю грузовую квитанцию.
После выгрузки представителем предприятий и организаций грузы выдаются по постоянным или разовым доверенностям, а частным лицам по документам, удостоверяющим личность, место жительства.
Приемосдатчик выдает груз получателю по предъявлению накладной, отмечает на обратной стороне накладной дату выдачи.
Если груз выдают по истечении срока бесплатного хранения, то получатель должен предъявить приемосдатчику квитанцию об уплате сбора за хранение.
Организация централизованного вывоза и завоза грузов по
Грузовому району
Доставка грузов на станции и со станций автотранспортом общего пользования для всех отправителей и получателей получила название централизованного завоза и вывоза грузов.
При централизованном завозе и вывозе грузов все операции выполняют без участия отправителя и получателя железная дорога и автотранспортная организация. Их взаимоотношения в этом случае регулирует договор на централизованный завоз и вывоз грузов.
Парк автомобилей (количество автотранспортных средств, необходимое для завоза-вывоза заданного объема груза) зависит от объема переработки, грузоподъемности автомобиля и схемы обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.
Существуют две основные схемы обслуживания грузоотправителей и грузополучателей: маятниковая и кольцевая.
Маятниковая схема − маршрут, на котором путь следования транспортного средства в прямом и обратном направлениях лежит на одной и той же трассе.
Варианты маятниковых маршрутов:
- с обратным порожним пробегом − на маршруте имеется один погрузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый маршрут);
- с полным использованием пробега − на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
- с неполным использованием пробега (в прямом, обратном или обоих направлениях) − на маршруте имеется по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).
|
|
Lпор
|
|
Lгр
Рис. 5.1. Схемы маятниковых маршрутов
|
|
Lпор
|
|
|
Lгр
Рис. 5.2. Схема кольцевого маршрута
Кольцевая схема − маршрут, на котором путь следования транспортного средства идет по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным.
Варианты кольцевых маршрутов:
- развозочный − маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и постепенно разгружается;
- сборный − маршрут, на котором транспортное средство последователь- но проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
- сборно-развозочный − маршрут, на котором одновременно развозится один груз и собирается другой.
Для завоза-вывоза суточного объема грузов в контейнерах КТК, перерабатываемых на грузовом районе, требуется определить необходимый парк автомобилей. Отдельно определяем парк автомобилей при маятниковой схеме (с обратным порожним пробегом) и отдельно при кольцевой схеме обслуживания (за один полный рейс осуществляется завоз и вывоз груза).
В начале расчетов выбираем марку автомобиля, который будет использоваться для перевозки заданного груза.
Для перевозки КТК с массой одного места до 30 тонн выбираем марку автомобиля: МАЗ-6422 с полуприцепом-контейнеровозом, грузоподъемностью 32,0 тонн.
5.2.1 Определение парка автомобилей при маятниковой схеме
(с обратным порожним пробегом)
Число автомобилей при маятниковой схеме обслуживания определяют по формуле:
, (5.1)
где соответственно суточные объемы завоза и вывоза груза со станции, т
tавт – время оборота автомобиля, ч;
Ψ – коэффициент, учитывающий непроизводительные простои автомашины в ожидании грузовых операций, возникающие из-за случайного подхода автомобилей к грузовым фронтам, принимается равным 1,1 ÷ 1,25;
продолжительность работы автотранспорта, ч; (по заданию)
грузоподъемность выбранной автомашины, т;
коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
Число автомобилей при маятниковой схеме обслуживания необходимо посчитать отдельно по прибытию и отправлению, а потребный парк при маятниковой схеме будет получен путем суммирования парка по прибытию и парка по отправлению, т.е.
, (5.2)
Время оборота автомобиля при маятниковой схеме обслуживания определяют по формуле:
, (5.3)
где время на грузовые операции соответственно на складе станции, получателя (отправителя), ч;
груженый рейс автомобиля, км (см. задание);
порожний рейс автомобиля, км (при маятниковой схеме );
техническая скорость движения автомобилей, км/ч (для автомобилей грузоподъемностью до 7 т – 21 км/ч, свыше 7 т – 19 км/ч).
Время на грузовые операции на складе станции, получателя (отправителя):
, (5.4)
где эксплуатационная производительность механизма, перерабатывающего груз, т/ч.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля:
, (5.5)
где вес груза, т;
n – количество мест, .
Расчет
По формуле (5.5) определяем коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
Для грузов в контейнерах КТК принимается равным массе брутто контейнера. , собственная масса контейнера 2,32 т.
; .
По формуле (5.4) определяем время на грузовые операции на складе станции, получателя (отправителя):
По формуле (5.3) определяем время оборота автомобиля при маятниковой схеме обслуживания определяют по формуле:
По формуле (5.1) определяем число автомобилей при маятниковой схеме обслуживания:
, принимаем 1 автомобиль.
МАЗ-6422 с полуприцепом.
5.2.2 Определение парка автомобилей при кольцевой схеме
Число автомобилей при кольцевой схеме обслуживания определяют по формуле:
, (5.6)
где минимальный суточный объем груза, объем который может быть охвачен кольцевой схемой, поскольку данный минимум есть в составе объема по прибытию и объема по отправлению, т (сравнивается объем по прибытию и отправлению и выбирается наименьший).
Время оборота автомобиля при кольцевой схеме обслуживания определяют по формуле:
, (5.7)
где время на грузовые операции соответственно на складе станции, получателя (отправителя), ч;
груженый рейс автомобиля, км (см. задание);
порожний рейс автомобиля, км (при маятниковой схеме );
техническая скорость движения автомобилей, км/ч (для автомобилей грузоподъемностью до 7 т – 21 км/ч, свыше 7 т – 19 км/ч).
Для определения парка автомобилей при кольцевой схеме в формуле (5.6) учитывался минимальный объем. Оставшийся объем (разница объемов между прибытием или отправлением либо наоборот) может быть охвачена только маятниковой схемой.
В данном случае парк автомобилей будет определен по формуле:
, (5.8)
Оборот автомобиля определяется по формуле 5.3.
Общее число автомобилей:
, (5.9)
Расчет
По формуле (5.7) определяем время оборота автомобиля при кольцевой схеме обслуживания:
По формуле (5.6) находим:
По формуле (5.8) находим:
, принимаем
По формуле (5.9) определяем общее число автомобилей при кольцевой схеме обслуживания:
МАЗ-6422 с полуприцепом.
Вывод: = В данном случае результаты получились равнозначными.