Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала
Суммарная сила, действующая на шатунную шейку по радиусу кривошипа, кН:
где .
Для проведения теплового расчета подшипника скольжения, решения вопроса о месте подвода смазки, необходимо знать максимальное и среднее значение равнодействующей всех сил, нагружающих вейку, а также область наименьшей нагрузки. Результирующая сила , действующая на шатунную шейку, подсчитывается графическим сложением векторов сил и при построении полярной диаграммы [4].
Значения для различных заносят в таблицу 11 и по ним строят диаграмму в прямоугольных координатах. По развернутой диаграмме определяют, кН:
.
где - длина диаграммы, мм
- площадь под кривой , мм .
Сила, действующая на шатунную шейку, кН:
Таблица 9. - Результаты динамического расчета кривошипно-шатунного механизма ДВС
Т, кН | К | Pк | Rшш | Крк | Rк | |
0,00 | 0,000 | -30,458 | -51,402 | 17,449 | -78,365 | 78,365 |
30,00 | -15,622 | -19,846 | -40,790 | 32,116 | -40,790 | 41,421 |
60,00 | -11,458 | -3,242 | -24,187 | 46,111 | -24,187 | 24,400 |
90,00 | 3,583 | -1,057 | -22,001 | 46,987 | -22,001 | 22,185 |
120,00 | 11,041 | -10,742 | -31,686 | 38,770 | -31,686 | 32,154 |
150,00 | 7,846 | -19,574 | -40,519 | 29,399 | -40,519 | 40,638 |
180,00 | 0,000 | -22,538 | -43,482 | 25,369 | -43,482 | 21,543 |
210,00 | -7,854 | -19,594 | -40,539 | 29,382 | -40,539 | 40,658 |
240,00 | -11,306 | -11,000 | -31,944 | 38,600 | -31,944 | 32,382 |
270,00 | -4,611 | -1,360 | -22,304 | 46,775 | -22,304 | 22,526 |
300,00 | 8,524 | -2,412 | -23,356 | 46,286 | -23,356 | 23,599 |
330,00 | 9,281 | -11,790 | -32,734 | 37,290 | -32,734 | 32,945 |
360,00 | 0,000 | -6,046 | -26,990 | 41,861 | -26,990 | 26,990 |
370,00 | 11,519 | 51,155 | 30,211 | 99,729 | 30,211 | -28,305 |
390,00 | 11,194 | 14,221 | -6,724 | 63,128 | -6,724 | 7,704 |
420,00 | 3,945 | 1,116 | -19,828 | 49,182 | -19,828 | 20,195 |
450,00 | 11,258 | -3,321 | -24,265 | 45,985 | -24,265 | 25,293 |
480,00 | 14,718 | -14,319 | -35,264 | 36,671 | -35,264 | 36,062 |
510,00 | 9,336 | -23,290 | -44,234 | 26,328 | -44,234 | 44,410 |
540,00 | 0,000 | -25,179 | -46,123 | 22,728 | -46,123 | 46,123 |
570,00 | -8,422 | -21,009 | -41,953 | 28,185 | -41,953 | 42,049 |
600,00 | -11,730 | -11,413 | -32,357 | 38,333 | -32,357 | 32,780 |
630,00 | -4,124 | -1,217 | -22,161 | 46,872 | -22,161 | 22,348 |
660,00 | 10,901 | -3,085 | -24,029 | 46,129 | -24,029 | 24,325 |
690,00 | 15,310 | -19,449 | -40,394 | 32,314 | -40,394 | 41,074 |
720,00 | 0,000 | -30,050 | -50,995 | 17,856 | -50,995 | 50,995 |
РАСЧЕТ ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ
ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА
Поршневые кольца работают в условиях высоких температур и значительных переменных нагрузок, выполняя три основные функции:
— герметизации надпоршневого пространства в целях максимально возможного использования тепловой энергии топлива;
— отвода избыточной доли теплоты от поршня в стенки цилиндра;
— «управление маслом», т. е. рационального распределения масляного слоя по зеркалу цилиндра и ограничения попадания масла в камеру сгорания.
Выполнение этих функций обеспечивает комплект из трех колец: двух компрессорных и одного маслосъемного.
Наиболее нагруженным, особенно в тепловом отношении, является первое (верхнее) компрессионное кольцо, температура которого достигает 200 — 250 °С. Оно изготовляется из легированного высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, имеющим предел прочности 1100 — 1400 МПа, легирующие добавки хрома, никеля, молибдена и других металлов способствуют повышению термостойкости компрессионных колец до 340 °С. Тем не менее для наиболее высокофорсированных дизелей и бензиновых двигателей применяются верхние компрессионные кольца, изготовленные из высокоуглеродистых сталей с пределом прочности 1400 — 1500 МПа и выше. В качестве износостойкого покрытия используется электролитическое хромирование слоем (0,10 — 0,15 мм) твердого хрома, или слоем еще более тугоплавкого и износостойкого молибдена. Второе компрессионное кольцо практически является компрессионно-маслосъемным. Оно работает в более «мягких» условиях по давлению, температуре и смазке, чем первое компрессионное кольцо. Для его использования применяется серый легированный чугун с пластинчатым графитом как с износостойким покрытием, так и без специальных покрытий. Кроме уплотнения надпоршневого пространства второе кольцо обеспечивает «управление маслом», снимая его со стенок цилиндра при ходе поршня вниз и осуществляя пропуск некоторого количества масла при ходе поршня вверх. Эта функция определяет и специальные «скребковые» профили компрессионно-маслосьемных колец.
Третье кольцо — маслосъемное — обеспечивает съем масла с зеркала цилиндра и сброс его в картер через отверстия в канавке кольца. Наиболее важными качествами маслосъемных колец являются хорошая приспособляемость к форме цилиндра и высокое давление на стенки цилиндра, необходимые для эффективного съема масла. Специфические условия работы и функций маслосъемных колец определяют и соответствующие требования к их конструкции и материалу.
Расчет поршневого кольца.
Необходимые данные для расчета приведены в расчете поршня. Материал кольца — серый легированный чугун, Е = 1,2 ∙ 105 МПа.
Среднее давление кольца на стенку цилиндра:
Давление (МПа) кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности определяется по формуле:
где μк — переменный коэффициент, определяемый изготовителем в соответствии с принятой формой эпюры давления кольца на зеркало цилиндра. Принимаем грушевидную форму эпюры давления кольца со следующими параметрами:
Таблица 11. Давление кольца на стенку цилиндра
рср , МПа | 0,049 | ||||||
Угол ψ, определяющий положение текущего давления кольца, градусы | |||||||
Коэффициент μк | 1,05 | 1,04 | 1,02 | 1,02 | 1,27 | 1,5 | |
Давление р в соответствующей точке, МПа | 0,052 | 0,051 | 0,050 | 0,049 | 0,050 | 0,063 | 0,074 |
Напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии
Напряжение изгиба при надевании кольца на поршень
Монтажный зазор в замке поршневого кольца
где =0,08 мм, Тц = 383 К, Тк = 493 К, Т0 = 293 К.
Список литературы
1. «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей» - под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1990.
2. «Расчет автомобильных и тракторных двигателей» -
Колчин А.И., Демидов В.П.. М.: Высшая школа, 2002.
3. «Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов» - под ред. В.Н. Луканина. М.: Высшая школа, 1985.