Особенности технологии и преимущества последовательной перекачки нефтепродуктов.
Магистральные трубопроводы широко применяются для транспорта нефтепродуктов массового потребления, главным образом автомобильных бензинов, дизельных и реактивных топлив от нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до районов их потребления.
Метод последовательной перекачки позволяет решить проблему транспорта по одному и тому же нефтепродуктопроводу с НПЗ до перевалочных и распределительных нефтебаз различных нефтепродуктов массового потребления, и в первую очередь бензинов и дизельных топлив различных сортов. При последовательной перекачке различные нефтепродукты поступают с НПЗ в резервуары начального пункта нефтепродуктопровода, а перекачка их происходит последовательно (отсюда и название метода) — в виде отдельных, следующих друг за другом партий разных нефтепродуктов. Так, вслед за партией бензина А-72 закачивается в нефтепродуктопровод партия бензина А-76, затем партия дизельного топлива и т. д.
В нефтепродуктопроводе большой протяженности при определенных условиях одновременно может находиться несколько партий различных нефтепродуктов. В период закачки в нефтепродуктопровод очередной партии нефтепродукта поступающие с НПЗ другие нефтепродукты принимаются в резервуары начального пункта нефтепродуктопровода. В период поступления из нефтепродуктопроводов на нефтебазы его конечного или промежуточных пунктов очередной партии определенного нефтепродукта снабжение потребителей нефтепродуктами других сортов осуществляется за счет созданных за это время запасов соответствующих нефтепродуктов в резервуарах нефтебаз.
Преимущества последовательной перекачки нефтепродуктов — это возможность использовать для перекачки различных нефтепродуктов один нефтепродуктопровод, а не сооружать несколько нефтепродуктопроводов для каждого нефтепродукта; обеспечить наиболее полную загрузку нефтепродуктопровода при перекачке по нему нескольких нефтепродуктов; применить для перекачки разных нефтепродуктов один более крупный нефтепродуктопровод (большого диаметра, большей пропускной способности) и тем самым снизить себестоимость перекачки, которая уменьшается с ростом диаметра и пропускной способности.
Применение последовательной перекачки на разветвленных нефте- продуктопроводах позволяет доставлять моторные топлива разных сортов от НПЗ непосредственно на распределительные нефтебазы данного района. При этом отпадает необходимость в перегрузке нефтепродуктов ка железнодорожный п автомобильный транспорт.
Особенностью последовательной перекачки является образование некоторого количества смеси в зоне контакта двух следующих друг за другом нефтепродуктов вследствие неравномерности осредненных местных скоростей по сечению трубопровода, а также при переключении системы задвижек перед резервуарами начального пункта при смене нефтепродуктов, закачиваемых в нефтенродуктопровод (смесь, образующуюся при таком переключении, называют первичной).
Количество смеси нефтепродуктов, образующейся при последовательной перекачке, при турбулентном режиме течения находится [1 пределах 0,5—1 11 и от объема псфтспродуктопровода. Для контроля за прохождением зоны смеси и ее своевременного приема на конечном пункте нефтенродуктопровод оборудуют специальными приборами. Чтобы уменьшить количество смеси, иногда применяют различные разделители, помещенные в зону контакта разносортных нефтепродуктов и двигающиеся вместе с ними по нефтепродуктопроводу. При последовательной перекачке должны быть предусмотрены мероприятия по исправлению и реализации получающейся смеси нефтепродуктов, а объем резервуарных парков па начальном, промежуточном и конечном пунктах нефтепродуктопровода определяется с учетом создания необходимых запасов нефтепродуктов.
Последовательную перекачку очень вязких нефтепродуктов (масел, некоторых мазутов и др.) при ламинарном режиме течения без специальных разделителей (с непосредственным контактом нефтепродуктов) обычно не применяют, так как в этом случае количество смеси может в 4—5 раз превысить объем нефтепродуктопровода.
Последовательная перекачка бензинов и дизельных топлив разных сортов практически применяется на всех магистральных нефтепродуктопроводах. По некоторым из них последовательно перекачиваются по 8—10 различных сортов нефтепродуктопроводов, бензин А-72, А-76, дизельные топлива с температурой вспышки 40 и 65 °С и различным содержанием серы.
Большие преимущества имеет последовательная перекачка различных нефтей по одному и тому же нефтепроводу. Очень часто в одном и том же районе добываются нефти разного состава. Обычно такие нефти перекачиваются на НПЗ по нефтепроводу совместно, в виде смеси, и перерабатываются по одной технологической схеме.
В ряде случаев при последовательной перекачке разных по составу нефтей и раздельной переработке их на НПЗ по различным схемам можно получить дополнительное количество очень нужных нефтепродуктов (масел, строительных битумов и т. п.) пли упростить процесс переработки. При последовательной перекачке возникает необходимость в определении конфигурации и гидравлическом расчете разветвленных нефтепродуктопроводов, оптимизации их параметров, выборе средств контроля последовательной перекачки, в определении количества ожидаемой смеси и выборе способа ее реализации. Важной проблемой является уменьшение количества смеси при последовательной перекачке.