Глава 8. Себестоимость автотранспортной продукции.

Переменные расходы по перевозкам грузов и топлива.

На грузовом автомобильном транспорте расход топлива является существенной частью себестоимости перевозок, что предопределяет целесообразность ведения хозяйствующими субъектами оперативной и статистической отчетности по этому направлению затрат, а также необходимость расчета нормативной потребности в топливе на эксплуатационную работу с последующим проведением анализа причин отклонений (перерасхода, экономии) в сравнении с фактическим расходом ресурсов.1)

Нормы расхода топлива устанавливаются по каждой модели, марки и модификации грузового автомобиля с учетом соответствующих условий эксплуатации. Нормативный расход топлива устанавливается на осуществление перевозок грузов. Затраты топлива на внутригаражные технологические нужды устанавливаются отдельно. При этом затраты на топливо учитывают расходы по доставке топлива (при наличии у хозяйствующего субъекта собственной АЗС (АГНС).

По грузовым автомобилям общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии (л/100 км);

- надбавка, учитывающая транспортную работу (л/100 ткм);

- надбавка, учитывающая количество ездок с грузом (по самосвалам).

1) Нормативная информация по различным статьям себестоимости перевозок грузов рассматривается с учетом «Методических указаний», подготовленных профессором МАДИ (ГТУ) Седовым И.А.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега установлены в следующих измерителях для:

- бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах;

- газобаллонных автомобилей (на сжиженном нефтяном газе) – в л. «снг», из расчета 1л бензина соответствует 1,32 литров «снг»;

- газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг) - в м3;

- газодизельных автомобилей – соотношение норм расхода газа и дизельного топлива устанавливается заводом – производителем автомобилей.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов осуществляется с применением поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения базовой нормы расхода.

Норма расхода топлива может быть повышена при работе автомобилей:

- в зимних условиях (в зависимости от климатических районов страны) от 5 до 20%;

- на дорогах общего пользования (1,2,3 категории) в горных местностях с учетом высоты над уровнем моря (5-20%);

- в городах с населением свыше 3 млн. человек (до 25%), соответственно от 1 до 3 млн. чел. (до 20%); от 250 тыс. чел. до 1.0 млн. чел. (до 15%); от 100 тыс. чел. до 250 тыс. чел. (до 10%; до 100 тыс. человек в городах и поселках городского типа до (5%);

- возрастом более 5 лет до 5%, свыше 8 лет – 10%.

По грузовым бортовым автомобилям и автопоездам, выполняющим работу, измеряемую в тонно-километрах, нормы на 100 ткм установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

- бензиновые – 2 л ;

- дизельные – 1,3 л;

- газобаллонные (сжиженный нефтяной газ) – 2,5 л;

- газобаллонный (сжатый природный газ) – 2 м3;

- газодизельные (1,2м3 сжатей природный газ и 0,25 л дизтоплива).

При эксплуатации бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах:

- бензина – 2л;

- дизельного топлива – 1,3л;

- сжиженного нефтяного газа – 2,5л;

- сжатого природного газа – 2м3;

- при газодизельном двигателе 1,2м3 сжатого природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

Для автомобилей – самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода на каждую ездку – 0,25 л жидкого топлива (0,25 м3 природного газа) и 0,2м3 природного газа и 0,1л дизтоплива при газодизельном питании двигателя.

Конкретная нормативная база по моделям, маркам и модификации автотранспортных средств по расходу топлива и смазочным материалам утверждена Министерством транспорта РФ от 29.04.2003г. (Р3112194-0366-03). Программный комплекс проведения расчетов с учетом новых моделей и модификаций разработан ФГУП «НИИАТ».

Затраты на восстановление износа и ремонт

Автомобильных шин.

Расчет затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин осуществляется нормативным методом в соответствии с Руководящим документом РД 3112199-1085-02, утвержденным Министерством транспорта РФ, с учетом установленных норм эксплуатационного пробега для грузовых автомобилей (категории автотранспортных средств - АТС №1, №2, №3) по каждой модели подвижного состава.

Затраты на восстановление износа (приобретение) и ремонт шин рассчитывается, исходя из норм затрат (в % от стоимости шины), стоимости шины определенного размера, годового пробега автомобиля и количества ходовых шин на автомобиль.

Основываясь на нормах эксплуатационного пробега с учетом поправочных коэффициентов учета категорий дорожно-рельефных условий эксплуатации автотранспортного средства, условий работы подвижного состава (карьеры, перевозка грузов с агрессивной средой воздействия, работа с прицепами), хозяйствующий субъект может определить потребное количество шин определенного размера на расчетный период по эксплуатируемому автопарку.

Глава 8. Себестоимость автотранспортной продукции.

8.1.Экономическая сущность категории и виды себестоимости автотранспортной деятельности.

При осуществлении автотранспортной деятельности любой хозяйствующий субъект независимо от организационно-правовой формы управления затрачивает топливо, смазочные материалы, запасные части, осуществляет ремонт и восстановление шин, оплату труда работников, отчисляет платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляет амортизацию, оплачивает услуги сторонних организаций и др. Через оплату своих услуг автотранспортное предприятие возмещает расходы, что обеспечивает непрерывность автотранспортного производства.

Себестоимость автотранспортной продукции представляет собой экономический показатель, выражающий в стоимостной оценке все затраты предприятия (индивидуального предпринимателя), связанные с процессом перевозки грузов, технической эксплуатацией автотранспортных средств и управленческими процессами. Себестоимость продукции включает затраты материальных и трудовых ресурсов, основных фондов взаимоотношения с государственным бюджетом и внебюджетными фондами и другие расходы по управлению и обслуживанию автотранспортного производства.

Экономическая сущность категории себестоимости автотранспортной продукции заключается в отражении в стоимостной форме затрат предприятия для обеспечения простого воспроизводства. Себестоимость является экономической формой возмещаемых факторов производства. Себестоимость перевозок грузов характеризует индивидуальные затраты конкретного хозяйствующего субъекта автотранспортной деятельности. В условиях функционирования рынка автотранспортных услуг уровень индивидуальных издержек по перевозке грузов конкретного предприятия (предпринимателя) является важнейшим индикатором его конкурентоспособности. Отличие себестоимости перевозок грузов от стоимости заключается:

· в отражении только расходов на автотранспортное производство; прибыль предприятия включается в стоимость автотранспортной продукции (для обеспечения расширенного воспроизводства);

· в индивидуализации затрат ресурсов конкретного хозяйствующего субъекта при формировании стоимости перевозок грузов на основе соотношения спроса и предложения на конкурентном рынке автотранспортных услуг.

Категория себестоимости не является однородной по объему учитываемых затрат в соответствии с организационной структурой автотранспортного производства и подразделяется на следующие виды :

· цеховая себестоимость при цеховой структуре автотранспортного предприятия, включающая в себя затраты на производство в пределах цеха, в частности прямые затраты на производство и оказание услуг, амортизацию оборудования, оплату труда работников цеха и соответствующие социальные отчисления, текущие расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые хозяйственные и управленческие расходы;

· производственная себестоимость (себестоимость автотранспортной продукции) включает общехозяйственные расходы в целом по основной деятельности предприятия 1);

· полная себестоимость продукции (услуг) хозяйствующего субъекта - показатель, объединяющий производственную себестоимость и расходы по оказанию других услуг (внереализационные расходы).

8.1.1. Затраты на эксплуатационный (текущий) ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей включают:

- оплату труда ремонтных и ремонтно-вспомогательных рабочих с начислениями; 1)

- расход материалов и запасных частей.

Хозяйствующие субъекты грузового автомобильного транспорта, владеющие производственно-технической базой по технической эксплуатации или оплачивающие услуги сторонних организаций по проведению технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, могут использовать для расчета производственной программы, а также ожидаемого уровня затрат на проведение технических воздействий, нормативную базу, приведенную в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорте» [ ].

Учитывая, что реальная ситуация условий эксплуатации грузовых автотранспортных средств строго индивидуальна для конкретного сегмента рынка автотранспортных услуг, нормативы технического обслуживания и ремонта корректируются в соответствии с указаниями раздела «Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава» указанного «Положения». Рекомендации по корректировке нормативов технической эксплуатации разработаны д.т.н. Кузнецовым Е.С.[ ]. Нормативная трудоемкость технических воздействий устанавливается в чел.-час на одно воздействие (ЕО, ТО-1, ТО-2) и 1000 км пробега (ТР). Для расчета производственной программы приняты нормы пробега до капитального ремонта, в тыс. км.

Нормы расхода запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов разработаны в соответствии с Методикой, утвержденной Министерством транспорта РФ Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технических воздействий. Хозяйствующим субъектам рекомендуется учитывать корректирующиеся коэффициенты в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». В отличии от промышленности производственная себестоимость автотранспортной продукции совпадает с понятием себестоимость реализованной продукции (специфика автотранспортной продукции).

8.2.Классификация (группировка) статей затрат.

Для анализа, учета и планирования (прогнозирования) затраты хозяйствующего субъекта автотранспортной деятельности объединяются в однородные группы по определенным признакам.

1. Группировка по видам расходов [ ] :

· по производственному принципу (целевому назначению);

· по экономическим элементам (по экономическому содержанию).

2. Группировка по видам перевозок грузов и оказываемых услуг:

2. 1. По видам перевозок грузов:

· сдельные;

· повременные;

· покилометровые.

2. 2. По видам услуг:

· погрузо-разгрузочным операциям;

· складскому хранению и грузопереработки;

· экспедиционным услугам;

· логистическим услугам.

3. Группировка в зависимости от влияния изменения объемов автотранспортного производства и сопутствующих услуг:

· переменные расходы;

· постоянные расходы;

· условно-постоянные расходы.

·

4. Группировка по видам расходов [ ] :

· по производственному принципу (целевому назначению);

· по экономическим элементам (по экономическому содержанию).

5. Группировка по видам перевозок грузов и оказываемых услуг:

2. 1. По видам перевозок грузов:

· сдельные;

· повременные;

· покилометровые.

2. 2. По видам услуг:

· погрузо-разгрузочным операциям;

· складскому хранению и грузопереработки;

· экспедиционным услугам;

· логистическим услугам.

6. Группировка в зависимости от влияния изменения объемов автотранспортного производства и сопутствующих услуг:

· переменные расходы;

· постоянные расходы;

7. производство:

· прямые (непосредственно относятся на конкретный вид работ и услуг);

· косвенные (распределяются по видам работ и услуг пропорционально установленному показателю, например, списочному парку грузовых автомобилей).

Группировка затрат по производственному принципу характеризует место их возникновения и целевое использование:

- перевозки грузов;

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

- управленческие процессы;

- оказание услуг вне основной деятельности (сдача в аренду автомобилей, производственных и административных помещений и т.п.).

В зависимости от целевого использования каждое направление характеризуется соответствующими статьями расходов, формирующие калькуляцию себестоимости конкретного измерителя выполняемой работы или услуги.

Укрупненно дальнейшая дифференциация расходов по месту возникновения характеризуется следующими подгруппами:

1. Заработная плата (с начислениями).

2. Переменные расходы (зависящие от объемов деятельности).

3. Постоянные расходы (условно-постоянные).

Рассмотрим структуру себестоимости перевозок грузов 1).

1. Заработная плата водителей с начислениями (единый социальный налог)

2. Переменные расходы в зависимости от изменения общего пробега автомобилей)

1. Постоянные (условно-постоянные) расходы

Заработная плата водителей включает:

- основную заработную плату (сдельная, повременная);

- надбавки;

- премии;

- доплаты;

- дополнительную заработную плату ( не проработанное, но оплаченное время.

1) Специфика формирования заработной платы работников, в т.ч. и водителей, а также другие статьи расходов (налоги и т.д.) рассматривается в специальных разделах

Переменные расходывключают следующие виды затрат:

- топливо для автомобилей;

- смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

- эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание автомобилей;

- восстановление износа и ремонт автомобильных шин.

Постоянные (условно-постоянные) расходы включают:

- амортизацию основных производственных фондов, в т.ч. автотранспортных средств;

- накладные (управленческие) расходы.

Наши рекомендации