Преступления, связанные с движением транспорта
ТЕМА 31.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Понятие и виды преступлений
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрены в гл. 27 УК РФ, в которой объединены все составы транспортных преступлений.
Объектом этих преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта, хотя, некоторые преступления, предусмотренные указанной главой, не связаны ни с движением, ни с эксплуатацией, а посягают на имущество, принадлежащее транспортным организациям, либо на жизнь и здоровье людей, пострадавших независимо от нарушений правил движения.
Почти все транспортные преступления относятся к так называемым материальным составам, т.е. образуют оконченное преступление лишь при наступлении вредных последствий, указанных в соответствующих статьях. Как правило, транспортные преступления совершаются по неосторожности. Эти преступления можно квалифицировать следующим образом: а) преступления, связанные с движением транспорта (ст. 263, 264, 268,271 УК РФ); б) иные транспортные преступления (ст. 266,267,269 и 270 УК РФ).
Преступления, связанные с движением транспорта
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является безопасность движения транспортных средств, которые относятся к источникам повышенной опасности. Именно они приводят к авариям и катастрофам, гибели людей, причинению вреда их здоровью, повреждению и уничтожению имущества. Дополнительные (факультативные) объекты преступных посягательств - жизнь, здоровье, имущественные интересы граждан, организаций и др.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ)
Объективная сторона преступления может быть выполнена как действием, так и бездействием. Диспозиция ст. 263 является бланкетной.
Состав преступления имеется лишь в том случае, когда нарушение правил повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Если в результате нарушения наступила смерть человека, деяние квалифицируется по ч. 2, а в случае смерти двух или более лиц (что характерно для катастрофы) - по ч. 3.
Субъектами рассматриваемого преступления могут быть только профессионалы.
Субъективная сторона - вина в форме неосторожности по отношению к причиненным последствиям.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Как и в предыдущей статье, диспозиция бланкетная.
Уголовная ответственность наступает только при причинении тяжкого вреда здоровью человека (в том числе и нескольким лицам) (ч. 1), смерти человека (ч. 2) или смерти двух или более лиц (ч. 3).
Между фактом нарушения правил и вредом личности или имуществу должна быть установлена причинная связь.
Субъектом преступления может быть любое лицо, фактически управляющее транспортным средством.
Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность по отношению к последствиям (хотя нарушение правил может быть и осознанным). Умышленное нарушение правил вождения или эксплуатации транспорта может быть мотивировано, например, стремлением быстрее доехать до места назначения.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)
Объективная сторона преступления - действие или бездействие.
Диспозиция является бланкетной и предполагает наступление последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть одного (ч. 2), двух или более лиц (ч. 3). При отсутствии последствий может наступить административная ответственность.
Субъект преступления - участник движения, достигший 16-летнего возраста. Ст. 268 УК РФ специально оговаривает, что им не может быть лицо, указанное в ст. 263 и 264 УК РФ.
Субъективная сторона - неосторожность.
Иные транспортные преступления
ТЕМА 31.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Понятие и виды преступлений
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрены в гл. 27 УК РФ, в которой объединены все составы транспортных преступлений.
Объектом этих преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта, хотя, некоторые преступления, предусмотренные указанной главой, не связаны ни с движением, ни с эксплуатацией, а посягают на имущество, принадлежащее транспортным организациям, либо на жизнь и здоровье людей, пострадавших независимо от нарушений правил движения.
Почти все транспортные преступления относятся к так называемым материальным составам, т.е. образуют оконченное преступление лишь при наступлении вредных последствий, указанных в соответствующих статьях. Как правило, транспортные преступления совершаются по неосторожности. Эти преступления можно квалифицировать следующим образом: а) преступления, связанные с движением транспорта (ст. 263, 264, 268,271 УК РФ); б) иные транспортные преступления (ст. 266,267,269 и 270 УК РФ).
Преступления, связанные с движением транспорта
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является безопасность движения транспортных средств, которые относятся к источникам повышенной опасности. Именно они приводят к авариям и катастрофам, гибели людей, причинению вреда их здоровью, повреждению и уничтожению имущества. Дополнительные (факультативные) объекты преступных посягательств - жизнь, здоровье, имущественные интересы граждан, организаций и др.