Автоцистерны с дополнительным оборудованием
Опыт тушения пожаров показывает, что для ряда специфических условий необходимо повышать (улучшать) приспособленность АЦ. К ним относятся прежде всего северные районы страны с низкими температурами. Становится необходимым иметь АЦ, защищенные от влияния низких температур.
До настоящего времени не имеется специального шасси для эксплуатации автотранспортных средств в условиях низких температур. Поэтому разрабатываются и изготовляются АЦ с элементами северного исполнения. К ним относятся АЦ со средним расположением пожарного насоса. Насос, находящийся в отапливаемой кабине расчета, не требует тепловой защиты. Не нужна специальная теплая одежда и для пожарного (оператора), управляющего насосом.
В АЦ северного исполнения желательно СИЗОД также размещать в кабинах.
Двигатели таких АЦ должны иметь предпусковые подогреватели. Они обеспечат требуемые условия состояния двигателя АЦ, находящихся в режиме дежурства при выполнении на защищаемом объекте технических работ. В АЦ северного исполнения необходима тепловая защита цистерны с водой и пенобака, элементов водопенных коммуникаций.
Предлагается для тушения пожаров использовать ряд специальных автоцистерн со специальной тепловой защитой их элементов. В качестве примера можно указать на АЦ-6,0-40(4320). Эта цистерна на шасси Урал с колесной формулой 6×6 и двигателем ЯМЗ-236НЕ 2(ЕрАЗ), мощностью 169 кВт. Ее цистерна, вместимостью 6000 л, утеплена пенополиуретаном, имеет защитный кожух и обогревается автономным отопителем. Базовое шасси оборудовано предпусковым обогревателем. Пожарный насос НЦПН-40/100 размещен в кабине, а заборные патрубки для обеспечения подачи воды в цистерну из открытого водоема расположены в средней части кабины. При комплектации АЦ насосом НЦПН-70/100 заборные патрубки расположены в задней части АЦ. Трубопроводы, соединяющие их насосом, утеплены.
Расчет АЦ 6 человек, на ней имеется лафетный ствол ЛС-С40. Масса АЦ 19000 кг, средняя скорость движения 70 км/час.
Предлагаемые промышленностью АЦ в ряде случаев, по желанию заказчика, могут быть оборудованы для применения при низких температурах воздуха. Дополнительные работы предполагается выполнять на АЦ-2,5-40(433362)ЗИЛ, АЦ-5,0-40(5557)Урал и др.
При тушении пожаров на объектах различного назначения АЦ могут подвергаться воздействию разлетающихся элементов конструкций или предметов горения, например, боеприпасов. Естественно, что пожарные должны быть защищены от этих опасных факторов пожара. Для этого АЦ должны иметь специальную защиту, предотвращающую ее от воздействия этих факторов. В настоящее время создана модель такой АЦ. Это АЦБ-5,0-40(55571)Урал, 6×6. На АЦ установлен двигатель ЯМЗ-236 НЕ2, мощностью 169 кВт, насос НЦП-40/100НТ со средним расположением. Имеется пенобак, вместимостью 450 л, расчет 6 человек. На автоцистерне осуществлено скрытое бронирование кабины расчета и моторного отсека, установлен лафетный ствол с дистанционным управлением, обеспечивающим подачу воды 40 л/с на максимальную дальность струи 60 м, не менее. Угол поворота ствола в горизонтальной плоскости 3600, а вертикальной плоскости от -45 до +900.
Масса этой АЦ 21300 кг, а максимальная скорость движения не ниже 72 км/ч.
Комплект встроенного бронирования позволяет защищать пожарных расчета от поражающих факторов стрелкового оружия, осколков боеприпасов.
Значительно расширились тактические возможности универсальной машины-автоцистерны в комбинации со стационарной поворотной выдвигаемой телескопической лестницей. Следовательно, такая универсальная машина является многофункциональной. Она может использоваться как автоцистерна или как автолестница. Такие машины рекомендуются для городов с застройкой средней этажности. Первоначально были разработаны две модификации автоцистерн с автолестницей (АЦЛ).
АЦЛ с высотой подъема 17 и 20 м разработана на шасси КамАЗ 4925 с колесной формулой 4×2 и обозначалась АЦЛ-3-40-17(4925). Аналогичной по конструкции была и АЦЛ-3-40-20(4332)ЗИЛ.
Общий вид АЦ-3-40-17 представлен на рис. 8.31. Между кабиной шасси 1 и кузовом АЦ 7 размещена платформа 4, на которой установлена рама поворотная 2. На ней закреплена подъемная рама 3, на которой монтируются четыре колена лестницы 6.
Рис. 8.31. Общий вид АЦЛ-3-40-17 (4925):
1 – кабина боевого расчета; 2 – рама поворотная; 3 – подъемная рама; 4 – платформа;
5 – гидроцилиндр подъема; 6 – комплект колен; 7 – кузов; 8 – отсек ПТВ;
9 – насосный отсек; 10 – основания опорные; 11 – силовая группа;
12 – отсек управления (правый передний)
Поворот рамы поворотной 2 осуществляется с помощью гидромеханической передачи, включающей, как на всех автолестницах, червячную и цилиндрическую передачу с внутренним зацеплением. Приводом поворота служит аксиально-поршневой насос, мощность к которому подводится от коробки отбора мощности.
Подъем колен лестницы на требуемый угол наклона производится с помощью гидравлического цилиндра подъема 5.
Устойчивость автоцистерны с автолестницей обеспечивается дополнительными опорами 10. Их выдвижение осуществляется гидроцилиндрами выдвигания опор.
Эти системы и механизмы по конструкции и принципам работы аналогичны таким же механизмам на автомобильных лестницах, выпускаемых нашими заводами.
Выдвигание и сдвигание колен лестницы осуществляется с помощью полиспастов.
По схеме компоновки рис.8.31, при которой поворотная рама 3 размещалась за кабиной автомобиля, были разработаны несколько моделей АЦЛ. В основном они различались разными шасси, устанавливаемыми насосами и некоторыми параметрами, характеристик, как это указано в табл.8.4.
Таблица 8.4
№ п/п | Наименование показателя | Размерность | АЦЛ-3-40/17 | АЦЛ-3-40/20 | АЦЛ-4-40/22 |
Шасси | - | КамАЗ 4925 КамАЗ 43255 4×2 | ЗИЛ 4332 4×2 | КамАЗ 43114 6×6 | |
Высота подъема | м | ||||
Нагрузка на вершину | кг | ||||
Вылет | м | 15(14,2) | 17,9 | ||
Угол поворота в горизонтальной плоскости | град | ||||
Угол максимального подъема | град |
Управление лестницей АЦЛ и ее использование характеризуется рядом особенностей.
Опускание опор до упора тарелок в грунт включается тумблером на релейном шкафу в отсеке управления. Сначала опускают передние, а затем задние опоры. Боковой наклон лестницы допускается выравнивать опорами. Подъем опор производят в обратной последовательности только после укладки лестницы на опорную стойку.
Все остальные маневры лестницы осуществляют с выносного пульта.
На выносном пульте находятся:
ручки поворота, подъема и опускания, выдвигания и сдвигания колен лестницы;
кнопки пуска и остановки двигателя, управления лафетным стволом;
ряд специальных индикаторов, характеризующих правильность установки и работы основных элементов лестницы (совмещение ступеней колен, надежность опор, упор вершины и др.).
Поворот лестницы разрешается производить только после подъема комплекта колен на угол 10о.
Вершину лестницы, которая опирается на край крыши (карниза, окна), необходимо выдвигать выше точки опоры на 0,1 – 1,5 м.
При скорости ветра более 10 м/с при выдвигании лестницы должны применяться растяжные веревки. Люди, удерживающие веревки, должны стоять по обе стороны лестницы на расстоянии 12 – 15 м.
Исходя из условий безопасности, на неприслоненной лестнице возможно перемещение только одного человека. На прислоненной лестнице одновременно разрешается находятся на каждом колене по два человека. Разрешается перемещение одновременно трех человек на одном из первых трех колен лестницы.
Используя лестницу, возможно подавать огнетушащие вещества лафетным стволом, закрепленным на вершине первого колена. При этом на лестницу действуют дополнительные усилия. Поэтому лафетный ствол должен надежно закрепляться; рукава, прокладываемые посередине лестницы, необходимо прикреплять к ступеням рукавными задержками. При подаче воды следует избегать резких изменений режима работы насоса. Управление пожарным насосом можно вести со щитка приборов или щитка управления в отсеке пожарного насоса.
Кроме рассмотренных АЦЛ, созданы две модели с размещением поворотного круга на кормовой части АЦ. В модели АЦЛ 3-40/17 стало возможным осуществлять поворот лестницы в горизонательной плоскости в пределах ±1850. АЦЛ создана на шасси КамАЗ 43118(6×6). По такой же схеме компоновки разработана АЦЛ-4-40/22 на шасси КамАЗ 43118(6×6). В первой модели установлен насос ПН-40УВ, во второй НЦПК-40/100-4/400. Они установлены в кормовой части автоцистерны. В конструкции АЦЛ предусмотрен забор воды из собственной цистерны (4000 л и 30 л ПО), а также от водопроводной сети из посторонних водоисточников. Наиболее совершенная из них АЦЛ-4/22 (рис.8.32). На ней возможно устанавливать насос нормального давления ПН-40УВ или НЦПК. Устойчивость автомобиля в пределах рабочей зоны обеспечивается опорным контуром. Она имеет возможность работать на одну сторону, величина угла поворота лестницы в горизонтальной плоскости не ограничена. На первом колене лестницы закреплена складная люлька с гидравлическим приводом выравнивания. Наибольшая нагрузка на вершине лестницы 270 кг. На АЦЛ предусмотрены два вылета 16 и 18 м. Угол подъема лестницы находится в пределах -11 до +750. Обе АЦЛ оснащены лафетными стволами с подачей 20 л/с.
Управление движением АЦЛ, двигателем шасси и лафетным стволом осуществляется с основного пульта управления, расположенного на поворотном основании, а также с пульта люльки. АЦЛ может изготавливаться без люльки. В этом случае съемный лафетный ствол устанавливается на вершине стрелы.
Масса АЦЛ 18000 кг, максимальная скорость движения 80 км/ч. Расчет автомобиля 6 человек.