Действия в условиях техногенных аварий и катастроф, или Что создаем — от того и страдаем

Допустим, однажды вечером вы подошли к окну, чтобы полюбоваться закатом и увидели… Бог мой! Увидели зарево над расположенным невдалеке предприятием. Огонь, дым, пепел, поднимающийся к небу, кровавые отблески на облаках. Услышали завывание десятков пожарных сирен.

Пожар! Причем пожар катастрофического масштаба!

Что делать и что не делать вам в подобной ситуации?

Что точно не делать — так это скликать всех родственников, чтобы полюбоваться необычным, которое случается, может быть, раз в сто лет, зрелищем. К сожалению, чаще всего так и поступают истосковавшиеся по острым ощущениям обыватели. Собираются, выстраиваются в несколько рядов по периметру пожара, как болельщики на футбольной арене, и глазеют на, возможно, смертельно опасную для них аварию. Смотрят в глаза собственной смерти и судачат о завтрашнем дне, которого, может статься, у них уже и не будет.

Так это было в Чернобыле, где семьи работников атомной электростанции и сами работники АЭС (!) весь вечер и полночи наблюдали за пожаром на энергоблоке, ни на мгновение не задумываясь о последствиях, которые это может иметь! Так это было во время многих других, менее известных нам чрезвычайных происшествий.

В условиях техногенных аварий всякое праздное любопытство наказуемо! Аварии не цирковое представление и не спортивное состязание, и подходить к ним с точки зрения эстетики опасно. Иногда смертельно опасно. Тут в отличие от зрелищных мероприятии все наоборот — чем дальше от сцены, тем места считаются лучше. А самые дорогие — на удаленной от места происшествия на несколько километров галерке.

В не меньшей степени, чем праздное любопытство, может навредить чрезмерное спокойствие. Это когда человек, узнав о происшествии, закрывает окна, задергивает шторы и ложится спать или продолжает смотреть телевизор в уверенности, что с пожаром должны справляться те, кому это положено делать. А он, как дисциплинированный налогоплательщик, свою лепту в его ликвидацию уже внес в виде вовремя проплаченных налогов.

Да, наверное, пожарные справятся с огнем и без этого не в меру спокойного гражданина. Но едва ли они смогут сразу ликвидировать сопутствующие пожару явления, выражающиеся в выбросе в окружающую среду сильнодействующих и ядовитых веществ и отравлении прилегающих к месту аварии территорий. Кстати, тех самых, на которых этот гражданин и обитает.

Отсюда главная, единственная и самая верная рекомендация, которую можно дать людям, находящимся вблизи места техногенной аварии, — сделать все возможное, чтобы оказаться от нее как можно дальше. И как можно быстрее. Скорость и расстояние — вот две составляющие, способные уберечь человека от возможных химических и радиационных поражений.

Быстро собраться и далеко убежать! И лучше переборщить в оценке опасности, чем недооценить ее!

Какой порядок действий можно рекомендовать людям, попавшим в зону поражения?

! Первое и самое главное — не пропустить предупреждающую информацию, которая в случае аварии передается по многим каналам — с помощью сирен гражданской обороны, заводских и даже электровозных гудков, по телевидению, радио, абонентной радиосети, через ЖЭКи и участковых милиционеров.

Если вы услышали сирены — немедленно включите все приемники, телевизоры и абонентные громкоговорители, настроив их на местные вещательные волны. И не выключайте на случай передачи чрезвычайных обращений, сообщений и рекомендаций.

При всякой крупной аварии в дело немедленно вступает штаб местной гражданской обороны или региональный спасательный центр, которые лучше, чем кто‑либо, знают, что делать в подобных случаях.

Они подробно объяснят вам, что произошло и что вам в связи с этим необходимо делать. Они же обеспечивают подачу в места сбора автотранспорта и эвакуацию людей в заранее определенные точки. Поэтому, если не хотите идти пешком вместо того, чтобы с комфортом ехать на автобусе, и жить под открытым небом, а не в какой‑нибудь временно переданной беженцам гостинице, следите за эфиром.

Все рекомендации штаба ГО и спасателей надо выполнять быстро и буквально — что делать, что надевать, что брать с собой, в каком месте собираться для последующей эвакуации… И не забудьте передать всю известную вам информацию своим соседям.

Гражданская оборона классифицирует аварии на ядерных и химических объектах по степеням опасности:

Химические объекты

Ядерные объекты

Площадь поражения

Частная авария

Локальная авария

незначительная утечка ядовитых веществ или радиоактивных материалов, ограниченная масштабами одного объекта или здания внутри предприятия

Объектовая авария

Местная авария

выброс ядовитых веществ или радиоактивных материалов, ограниченный территорией промплощадки или санитарно‑защитной зоны вокруг предприятия

Местная авария

— — —

облако ядовитых веществ достигает расположенных по соседству жилых кварталов, в связи с чем необходимо эвакуировать население из ближайших районов

Региональная авария

Общая авария

облако ядовитых веществ угрожает значительным территориям, радиационные последствия распространяются за пределы санитарно‑защитной зоны атомного объекта

В случае когда авария явная, а телевизоры и радиоприемники молчат, действуйте, не дожидаясь официальных сообщений и разъяснений.

Может, их вообще не будет, может, эту аварию, как это часто у нас случается, предпочтут просто замолчать по соображениям высокой секретности. Или по причине того, что местное отделение ГО недовольства своего высокого начальства опасается больше, чем ядерного взрыва.

При объявлении той или иной степени опасности на всякий случай к тому, что услышали, добавляйте лишний балл угрозы. По принципу: слышу о частной аварии — готовлюсь к объектовой, предупрежден о местной — готовлюсь к региональной. Здесь «кашу маслом не испортишь»!

Не бойтесь брать ответственность на себя! Не ждите указаний свыше. Не думайте о том, как вы будете выглядеть, если вдруг выяснится, что это не авария, а просто какое‑то мелкое происшествие. Не бойтесь предстать в чужих глазах глупцом или паникером. Здесь именно тот случай, когда лучше один раз быть трусом, чем всю жизнь покойником.

Я помню, как общественное мнение обвиняло в трусости людей, которые после чернобыльского взрыва быстро вывезли своих близких за пределы опасной зоны. Зря осуждало! Они поступили умнее прочих! Первые распознали опасность, первые на нее прореагировали и тем защитили свое здоровье и здоровье своих близких от опасных последствий. Их осуждали за абсолютно правильные действия в зоне возможного радиационного поражения! Если и можно было адресовать им общественный упрек, то только за то, что они сбежали одни. Что не били в набат, не тащили за собой своих соседей и сослуживцев, прекрасно осознавая беду, которая всех их подстерегает! Вот за это ПРЕСТУПЛЕНИЕ их следовало бы наказать самым серьезным образом!

Поэтому, повторю еще раз, какой бы мирной и спокойной ни казалась обстановка возле места аварии, вас она в заблуждение вводить не должна. Если вы знаете, что в результате чрезвычайного происшествия на данном конкретном предприятии МОЖЕТ произойти выброс опасных веществ, которые способны затронуть ваш дом, значит, лучше считать, что он ПРОИЗОШЕЛ вне зависимости от того, было об этом официальное сообщение или нет.

! Сточки зрения безопасности лучше предполагать самое худшее, т.е. все потенциально возможные чрезвычайные происшествия истолковывать как случившиеся! Только такой подход способен гарантировать безопасность людей, проживающих на попадающих под возможный удар территориях.

Это одно из главных правил выживания в техногенных катастрофах!

Соответственно в мерах, направленных на самоспасение, вы должны быть «сами с усами». То есть на бога и гражданскую оборону надеяться, но самим не плошать!

Отсюда, прослушивая тревожные телерадиосообщения или даже ничего не выслушивая, но догадываясь, что дело обстоит не лучшим образом, начинайте действовать!

! В первую очередь сразу же, как только авария стала очевидна, следует загерметизироватъ свое жилище — закрыть все окна, форточки и двери на балконе. В двойных рамах закрыть оба окна и обе форточки. В идеале заткнуть вентиляционные отдушины в ванной комнате и на кухне.

Параллельно — ищите и собирайте в одном месте всех членов своей семьи. Только не надо кричать в окно: «Маша! Витя! Скорее идите домой!», хотя бы потому не надо, что окна в этот момент должны быть наглухо закрыты! Следует лично спуститься, взять их за руку и отвести куда следует.

Затем необходимо позвонить на место работы, учебы или друзьям тех членов семьи, которых невозможно быстро собрать в квартире. Предупредить их о возможной угрозе и самым тщательным образом проинструктировать о поведении в зоне возможного поражения. И обязательно определить место вашей встречи или контактные телефоны, по которым вы сможете созвониться, если выбираться из пораженной зоны вам придется разными путями.

Дальнейшие действия строятся в зависимости от того, какую тактику самоспасения вы изберете. По большому счету, их может быть только две. Первая — эвакуироваться с места аварии. Вторая — пережидать ее в том месте, где она вас застала.

ЭВАКУАЦИЯ С МЕСТА АВАРИИ

В случае официально объявленной или предпринятой самостоятельно эвакуации необходимо собрать всех домашних и быстро, но точно проинструктировать их о технике безопасности при передвижении по опасной зоне. Договориться о местах сбора и способах связи на случай, если вы растеряетесь.

! Маленьким детям ОБЯЗАТЕЛЬНО повесить на шеи какие‑нибудь импровизированные пеналы с запиской или бирки, в которых указать их фамилии и имена, адрес проживания и контактные телефоны родственников или друзей, которые их знают.

! Перед тем как выйти на улицу, необходимо экипироваться «по аварийной погоде», максимально надежно защитившись от попадания в дыхательные пути, на слизистую оболочку, кожу и волосы ядовитых, выброшенных в атмосферу частиц химического вещества, капелек жидкости, радиоактивной пыли.

Для чего надеть плотную одежду, застегнуть ее на все пуговицы и «молнии», выпустить штанины поверх ботинок и подвязать какой‑нибудь веревкой, надеть плотную шапочку, а сверху капюшон куртки. Нос и рот желательно защитить с помощью бытового респиратора или изготовить его упрощенный аналог из нескольких слоев марли. В крайнем случае обмотать лицо шарфом. И в таком виде пересечь опасную зону.

Ну и что, что жарко? Как‑нибудь перетерпите! Главное, что до вашего тела не доберутся опасные вещества.

А кому такая экипировка покажется слишком громоздкой, пусть представит, как он будет выглядеть в случае аварии на соседнем с ним ядерном объекте или предприятии, использующем сильно ядовитые вещества. В этом случае одним только застегиванием пуговиц не обойтись.

! При химическом заражении желательно облачиться в полный комплект импровизированной химзащиты. На ноги — резиновые, как можно более высокие сапоги. Штаны и куртку хорошо бы тоже надеть резиновые, но за их отсутствием можно обойтись длинным прорезиненным или полиэтиленовым плащом.

Все пуговицы и «молнии» застегнуть самым тщательным образом, стараясь не оставить ни единой щелки для проникновения опасных веществ или радиоактивной пыли.

На голову — капюшон. Нет капюшона — тогда полиэтиленовый пакет. Волосы — идеальный накопитель радиоактивной пыли и распыленных в воздухе веществ. Так что если не хотите ходить лысым, что‑нибудь найдите.

Руки следует защитить резиновыми медицинскими, диэлектрическими или кожаными перчатками.

Вообще лучше гладкие «скользкие» ткани, на которых пыль и капли задерживаются плохо.

Лицо необходимо закрыть противогазом.

Вот только где его взять?

Тогда респиратором. Но о нем тоже можно только повздыхать. Тогда ватно‑марлевой повязкой. Уж ее‑то не может не быть. Только перед тем как ее надевать, ткань следует смочить водой или пятипроцентным раствором питьевой соды.

! Покидая квартиру, закройте все водопроводные краны, а лучше наглухо закрутите вентили. Перекройте газ. Отключите электричество на щитке. Все эти меры помогут в случае разыгравшейся катастрофы защитить ваш дом.

И не вздумайте тащить за собой вот эту фамильную, передаваемую по наследству с физкультурных тридцатых годов штангу или вот этот антикварный рояль. С ними вы далеко не уйдете. Помните о здоровье, все остальное приложится. Спасаться следует налегке, чтобы иметь маневренность и не загромождать своим домашним скарбом пути эвакуации и транспортные средства. Кроме того, сбор вещей, сопровождающийся обсуждением, что предпочтительней взять с собой в дорогу — стереосистему сына, кастрюли мамы, полный набор зимнего рыболовного снаряжения папы или полуторатонный с девичьими нарядами сундук прабабушки, «забирает» драгоценное, отпущенное на спасение время.

С другой стороны, уходить «в чем есть» тоже недальновидно. Многие чернобыльцы здорово проиграли, вняв официальным призывам не брать с собой никаких вещей по причине того, что через сутки‑двое они все равно вернутся на место. Через сутки‑двое они не вернулись. И до сих пор в интервью сокрушаются, что вместо ценностей ну или хотя бы теплой одежды тащили сумки с пустыми трехлитровыми банками, чтобы передать их маме, которая живет в деревне недалеко от дороги, где пройдут автобусы.

Как минимум прихватите с собой документы. Лучше все, какие есть, — паспорта, свидетельства о рождении, водительские права, трудовые книжки, дипломы и аттестаты, медицинские карты, документы на квартиру и пр. В нашем бюрократическом государстве иногда лучше потерять голову, чем какую‑нибудь бумажку с печатью. Я вам точно говорю! Вот сгорят или пропадут ненароком ваши оставленные без присмотра документы, припомните мой добрый совет после завершения очередного круга марафонского забега по высоким кабинетам. И после попыток доказать, что в вашем роду не было верблюдов по линии мамы.

Еще раз напоминаю — «без бумажки вы букашка…», а с бумажкой — «потерпевший», имеющий право претендовать на всяческую, вплоть до материальной, помощь органов власти. Именно поэтому, проживая у потенциально опасного промышленного объекта, не поленитесь собрать все семейные «бумаги» вместе и держать их в каком‑нибудь легкодоступном и известном всем шкафчике. Чтобы после объявления эвакуации не собирать «в розницу».

Кроме обязательных документов желательно прихватить ценности: сберкнижки, деньги, украшения и дорогие, но легкие и малогабаритные вещи. Во‑первых, чтобы они не пропали в суматохе устранения аварии. Во‑вторых, чтобы иметь возможность решать те или иные насущные проблемы там, где вы оказались. Увы, далеко не всегда удается, потеряв дом и вещи, получить за них полноценную компенсацию. И тогда остается рассчитывать только на себя. И на то, что вы успели в последний момент прихватить из дома.

Вообще в местах потенциально опасного проживания лучше всего иметь «тревожный чемоданчик». Вроде тех, что заранее готовят представители спасательных профессий. В нем — документы, ценности и то, что предположительно может пригодиться в случае возникновения аварии.

Ну что, оделись, собрались, приготовились? Тогда в путь по ставшим опасными, как поле боя, улицам. Впрочем, совершенно неизменившимся улицам с привычными газонами, бордюрами, песочницами и праздно шатающимися прохожими, не слышавшими тревожного сообщения. Не расслабляйтесь, осматривая привычный пейзаж! Не сомневайтесь! Не дожидайтесь, когда опасность станет явной! Возможно, именно этих истраченных на «оглядки» минут вам и не хватит, чтобы уйти от облака ядовитого выброса или заскочить в последний свободный автобус.

Не размышляйте о степени опасности, о том, почему вы спешите, когда другие не торопятся, о том, не учебная ли это тревога и не выглядите ли вы со стороны идиотом. Вообще ни о чем постороннем не думайте! Единственно о том, как быстрее добраться до пункта сбора, о котором вам сообщили в радиотелевизионном обращении. Прямолинейность действий и быстрота — гарант спасения в зонах техногенных аварий!

Если вам не сообщили о месте сбора или если вы действуете на свой страх и риск, двигайтесь в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Всякое ядовитое вещество или радиационное облако дрейфует по ветру. Иногда с очень приличной скоростью. К примеру, когда дует слабый — метра три‑четыре в секунду — ветерок, опасное облако приближается к вам со скоростью 10 — 14 км в час! А если ветер более сильный? Так что стимулы пошевеливаться у вас, как говорится, налицо. И на все тело. Если вы, конечно, не успели или постеснялись надеть комплект химической защиты и ватно‑марлевую повязку.

Отсюда первое, что вы должны учесть при выходе из зоны поражения, — погодные условия. Точнее, направление и силу ветра. Двигаясь «по течению», вы почти наверняка будете настигнуты ядовитым облаком, а уходя в сторону, возможно, успеете выскочить из‑под опасного разносимого ветром химического или радиационного следа. Вблизи мест аварии ядовитые выбросы обычно вытягиваются относительно узкими полосами и лишь в удалении рассеиваются более широко. Так что, если угадать, куда бежать, и быстро двигать ногами, можно успеть избежать досадного выпадения из тела волос и внутренних органов.

Второй добрый совет касается рельефа местности.

! При химических авариях следует избегать понижений — балок, оврагов, подземных переходов, заглубленных русел рек и ручьев. И ни в коем случае не нужно прятаться в подвалах, погребах, убежищах, если они не оборудованы специальными фильтрами.

Многие ядовитые вещества, например хлор, сероводород, бензол и др., тяжелее воздуха и потому стелются над землей и стекают в понижения, образуя там своеобразные стоячие «озера». Попав в такой застойный ядовитый «водоем», можно запросто «утонуть» даже тогда, когда на открытой местности ядовитых веществ уже почти не осталось. Поэтому, уходя из‑под удара СДЯВ, лучше прокладывать маршрут эвакуации по хорошо продуваемым возвышенным точкам рельефа.

Кто желает закрепить в памяти этот совет, пусть перечитает книги Ремарка, Барбюса и других писателей — ветеранов Первой мировой войны. Они очень доходчиво описывают химические атаки и то, что случалось с солдатами, лишние пять минут засидевшимися в окопах и воронках.

После достижения безопасных зон необходимо принять душ и очень тщательно промыть проточной водой глаза, лицо, руки. Но более всего волосы, в которых концентрация опасных веществ бывает наибольшая.

Верхнюю одежду следует снять еще на улице и уложить в полиэтиленовый мешок. Потом у вас ее заберут для уничтожения или скажут, что с ней делать.

Не забудьте оповестить о своем положении родственников и по возможности уехать к ним, подальше от места аварии. Если страшно бросать дом, то отправить женщин и детей, оставив для наблюдения кого‑нибудь из мужчин.

Крайне важно разобраться в характере аварии. Для чего узнать, какие конкретно ядовитые вещества поступили в атмосферу и чем они могут угрожать организму. При этом в правдивости официальных сообщений лучше сомневаться. На всякий случай. Чтобы случайно, лет через двадцать, не выяснить, что администрация по каким‑то своим соображениям умолчала о дозах и составляющих принятого вами внутрь химического коктейля. Отправляйтесь в библиотеку и узнавайте, что В ПРИНЦИПЕ МОГЛО попасть в атмосферу в результате данного конкретного происшествия, на данном конкретном предприятии. И делайте выводы. И консультируйтесь у врачей. И принимайте все возможные меры профилактики. Не останавливаясь перед атакой на самых высоких медицинских начальников и даже прямой оплатой медицинских консультационных услуг в центральных научно‑исследовательских институтах. Ведь дело идет о вашем здоровье и вашей продолжительности жизни.

Один мой знакомый‑ликвидатор сразу же, «как слез с реактора», не доверяя работавшим с ним казенным врачам, пустил все чернобыльские премиальные на то, чтобы узнать реальное состояние своего здоровья, а узнав, за собственные деньги провел полный курс лечения в одном центральном НИИ. И, как считает, только потому и остался жив и относительно здоров.

Наши рекомендации