Первые часы в шлюпке или на спасательном плоту
В первую очередь не надо спешить обрезать страховочный линь. При отсутствии непосредственной угрозы для спассредства и экипажа надо возможно дольше находиться возле судна на страховочном лине. Если существует угроза переворота судна, нужно отойти на расстояние, на два‑три метра превышающее высоту мачты или верхних палубных надстроек.
Полупогруженное судно в отличие от небольшого спасательного плота или шлюпки легче обнаружить с самолета или проходящего судна. Кроме того, оно уменьшает волновой и ветровой дрейф, прикрывает спассредство от ветра и волн.
Если в последний момент выяснилось, что на плоту (шлюпке) нет кого‑нибудь из пассажиров или членов экипажа, надо попытаться еще раз обследовать судно и водное пространство вокруг него. С той же целью нужно внимательно прислушиваться к окружающим звукам, стараясь различить среди них крик пострадавшего.
При обнаружении в воде людей надо подойти к ним на веслах или докинуть до них спасательный конец. В исключительных случаях допустимо на помощь людям направить одного‑двух хороших пловцов, предварительно обвязав их длинным страховочным линем.
Когда судно начнет погружаться в воду, линь перерезается. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить обшивку плота.
После того как спассредство легло в свободный дрейф, с наветренной стороны надо опустить в воду плавучий якорь. Плавучий якорь уменьшает ветровой дрейф в два‑три раза, улучшает остойчивость спассредства на волне. У плотов необходимо дополнительно отвязать штерты, освобождающие балластные карманы.
Если спасательных плотов (шлюпок) несколько, их необходимо собрать вместе и связать линем. На волне расстояние между плотами надо увеличить до 15 — 20 метров, причем расстояние надо рассчитать таким образом, чтобы они одновременно поднимались на волну и спускались с нее. Чем больше волна, тем больше должно быть расстояние, разделяющее средства спасения.
При общем дрейфе нескольких спассредств облегчается обнаружение потерпевших бедствие с воздуха и воды, проще организовать наблюдение.
Кто‑то, прочитав эти строки, может подумать: «Такие советы пригодятся разве что при аварии в Тихом или Северном Ледовитом океане. А мне они зачем? Я плаваю по озеру, в двух шагах от дома!»
Конечно, данные рекомендации не могут быть универсальны для всех случаев жизни. Каждая авария имеет свои особенности и отличия. То, что безусловно подходит для крупных морских судов, не может быть применено к небольшим прогулочным или рыбацким лодкам, и наоборот. Но существует общая схема поведения, которая в большей или меньшей степени может быть применена в любом водоеме, будь то океан или пруд, для любого плавсредства — от байдарки до пассажирского лайнера включительно.
Если человек оказался в воде, для него не имеет принципиального значения, где это произошло — в Баренцевом море или посреди озера, переохлаждение — оно везде переохлаждение, и борьба с ним везде одинакова. Точно так же универсальными могут оказаться советы по высадке во время шторма на берег, швартовке к судну‑спасателю и пр.
Выживание в воде
Самый полезный совет, который здесь можно дать, звучит примерно так: чем меньше в аварийной ситуации человек «купается», тем дольше он живет!
Любая вода, вне зависимости от того — океан это, море или река, потенциально опасна. Если в спассредстве даже самый неопытный человек может сопротивляться стихии неделями, о чем свидетельствуют многочисленные факты, то без него даже очень опытный и физически подготовленный человек погибает в считанные часы, в исключительных случаях — дни. Если у него хватит сил и умения не утонуть, он чуть позже неизбежно погибнет от общего переохлаждения, пусть даже температура воды будет 30°С.
! Смертельно опасная глупость — пренебрегать коллективными средствами спасения, надеясь в случае аварии достичь берега вплавь.
Но существуют ситуации, когда избежать погружения в воду не представляется возможным. Например, когда судно тонет, а коллективные спасательные средства уже спущены на воду.
К воде надо спускаться с подветренного борта судна по штормовым трапам, веревочным лестницам или прыгать с низкого борта. Но прыжков лучше избегать, так как никогда доподлинно неизвестно, чем это может кончиться.
! При прыжке надо предварительно осмотреть место предполагаемого приводнения, потому что плавающие на поверхности воды случайные предметы могут стать причиной серьезных телесных повреждений, порвать спасжилет.
Столь же опасно падение на плавающего внизу человека. Причем обоюдно.
Перед прыжком необходимо снять очки, а женщинам сережки, так как при ударе о воду они могут причинить травму.
Затем встать на срез борта, глубоко вдохнуть и прыгнуть вниз ногами, соединив их вместе и слегка согнув в коленях. Подбородок следует прижать к груди, но голову при этом сильно не наклонять, чтобы не удариться лицом о поверхность воды.
Могу засвидетельствовать, что при прыжке с высокого борта судна вода встречает неосторожно выставленные части лица ударом, достойным перчатки мастера спорта по боксу.
Безопаснее всего совершать прыжок в момент, когда волна достигает высшей точки подъема.
Чтобы не удариться о судно, надо стараться отпрыгнуть как можно дальше от борта. При этом спасжилет необходимо крепко прижимать к телу перекрещенными на груди руками, одновременно оттягивая его вниз, к ногам. Это позволит избежать травм от рывка при входе в воду.
Если судно имеет крен, то проще всего сползти в воду по пологому борту. Делать это надо осторожно, чтобы не пораниться о наросшие на днище судна ракушки.
Оказавшийся в воде человек должен развернуться лицом к судну, чтобы в случае необходимости иметь возможность отталкиваться от борта ногами и руками.
В воде целесообразно держаться за случайные плавающие предметы. Можно связать из них импровизированный плот и попытаться взобраться на него. Но все это при условии, что эти случайные предметы не имеют выступающих острых частей, гвоздей, полос металла, тросов, щепы. Подобные опасные предметы лучше как можно дальше оттолкнуть от себя в подветренную сторону.
При отсутствии спасжилета можно попытаться собрать находящийся на поверхности воды мелкий плавающий мусор и набить его в снятую верхнюю куртку, которую застегнуть на все пуговицы и обвязать вкруговую рукавами.
Если позволяют время и обстоятельства, из деревянных частей гибнущего судна можно связать небольшой плот. Вообще в аварийной ситуации, если на судне нет коллективного спасательного средства, нужно использовать любые находящиеся на борту предметы, обладающие положительной плавучестью.
! При нахождении в воде в спасжилете необходимо принять полусидячее положение — ноги скрестить и подтянуть к животу, руки прижать к бокам, ладони сложить на груди.
При сохранении такой позы вода в наименьшей степени омывает наиболее чувствительные к охлаждению части тела — затылок, голову, шею. В любом случае голову и шею надо стараться удерживать на воздухе. Чем большая поверхность тела находится на воздухе, тем меньше теплопотери в организме.
Если в воде оказалось несколько человек, необходимо собраться вместе и как можно теснее прижаться друг к другу, стараясь сохранить горизонтальное положение. Самые слабые помещаются внутрь круга. При сильном волнении всем необходимо связаться специальными штертами или куском любой веревки. Случайные плавсредства надо отдать людям, не имеющим спасжилетов, раненым, женщинам и детям или использовать поочередно.
! Следует использовать любую возможность выбраться из воды. При сильном ветре иногда может создаться ощущение, что на воздухе холоднее, но это чаще всего не соответствует истине. Надо знать, что даже минусовые температуры в воздушной среде менее опасны околонулевых в воде!
В воде надо стремиться сохранять возможно более полную неподвижность. На суше для человека естественно согреваться, совершая интенсивные движения. Двигательная активность способствует усиленному притоку крови к мышцам, кожным покровам, общему согреванию. При нахождении в воде усиленное тепловыделение приводит к обратному результату — быстрому переохлаждению всего организма! Движения в воде способствуют интенсивному омыванию тела пловца холодными водными массами, вытеснению нагретых слоев воздуха и воды, сохраняющихся между телом и одеждой и между слоями одежды.
! Необходимо помнить, что неприятные ощущения кажущегося замерзания: сильный озноб, ощущение боли в конечностях и их онемение — имеют местное действие, не угрожающее жизни человека. Смертельную опасность представляет общее переохлаждение организма.
Неподвижность в воде, сохранение рекомендованной позы значительно уменьшают потери тепла организмом и, значит, увеличивают срок выживаемости в сравнении с активно движущимся пловцом, по некоторым данным, более чем в два раза!
Активное движение в холодной воде допустимо только при оказании помощи нуждающимся и возможности достижения находящегося близко спасательного средства.
При необходимости передвижения в воде надо стараться плыть, избегая резких размашистых движений руками и ногами, движений корпусом. Все изученные дома стили плавания — брасс, кроль и пр. — в аварийной ситуации не подходят. В условиях аварии плыть лучше всего в спокойном, размеренном темпе, ограничиваясь короткими плавными гребками под водой.
Усиливают поражающее действие холода: слабая физическая закалка, некоторые психические реакции (страх, угнетенное состояние, истерия и пр.), физическое переутомление, недосыпание, голод, переохлаждение до попадания в воду. И, наоборот, закалка, уверенность в своих силах повышают продолжительность безопасного пребывания в холодной воде.
Иногда однообразие позы, общее и местные переохлаждения могут способствовать появлению судорог мышц ног, рук, живота, шеи, пальцев. Судороги бывают очень болезненны, но угрозы для жизни не представляют. Чтобы избежать судорог, рекомендуется энергично массировать уставшую, переохлажденную мышцу, двигать пальцами ног, рук, изменять позу.
Однако необходимо помнить, что судороги для человека, плавающего в спасжилете, представляют несравнимо меньшую опасность, чем переохлаждение, вызванное двигательном активностью!
В любом случае нельзя паниковать: человек даже без спасжилета вполне может удерживаться на воде с помощью действующих конечностей.
! Ни в коем случае нельзя покидать держащееся на поверхности спасательное средство!
Даже полузатопленное, оно дает больше шансов на спасение, чем спасжилет. Надо держаться за круговые леера, а еще лучше — садиться на них лицом к спасательному плоту, навалившись на него грудью.
Во время шторма лучше находиться от спассредства, импровизированного плота и плавающих предметов с наветренной стороны или сбоку, чтобы избежать удара при их сходе с гребня волны и подминания под днище. Лучше всего связаться со спассредством двух‑трехметровым штертом, но таким образом, чтобы при необходимости узел можно было быстро развязать или обрезать.
Иногда в результате аварии по воде разливается жидкое топливо. Плыть от нефтяного пятна надо с высоко поднятой головой, закрытым ртом и глазами.
Если топливо загорелось, необходимо подныривать под него, а при всплытии для вдыхания воздуха разогнать руками горящую пленку на поверхности воды и лишь после этого выныривать головой.
При штормовом волнении нефтяное пятно может оказаться даже полезным. Любое маслянистое топливо гасит волнение, и, если держаться от пятна с подветренной стороны, можно оказаться в зоне спокойной воды.
! Очень часто люди, оказавшиеся в теплой воде, пытаются снять «лишнюю», по их мнению, одежду или обувь. Делать это категорически недопустимо!
Даже самая теплая вода тянет из организма тепло, приводит к переохлаждению. В теплой воде допустимо расстегнуть воротник, пояс, стягивающие манжеты. При отсутствии спасжилета можно снять обувь и наиболее тяжелые, тянущие ко дну части одежды, но не более того!
Если приходится плыть среди густых водорослей, например на мелководье, надо постараться придать телу горизонтальное положение, как бы распластаться на поверхности воды и не делать резких движений.
Но вот, наконец, человек доплыл до ближайшего берега или островка. Вот оно, спасение — рукой подать! Но если не знать нескольких самых простейших правил, спасение может обернуться трагедией.
Высадка на берег вплавь
В шторм, при разыгравшейся волне к незнакомому берегу лучше приближаться с подветренной стороны, с тем чтобы остров или подводная мель защитили пловца от удара о камни, скалы. Плыть рекомендуется под углом, а не прямо на берег, внимательно осматривая береговую полосу. Плавающие предметы или полупогруженное средство спасения, за которое держится пловец, следует оставлять перед самым выходом на берег.
Вообще в этой ситуации не следует спешить: прибой представляет очень серьезную опасность для пловца. Лучше выйти на берег на несколько минут позже, но целым, без серьезных телесных повреждений, полученных в результате удара о камни.
Выходить на берег следует на гребне наибольшей волны. При стаскивании в море уходящей водой надо стараться удержаться за выступающие камни, упираться в почву расставленными руками и ногами, одновременно высоко поднимая корпус. Такая поза при наибольшей опоре создает наименьшее сопротивление воде. При наличии ножа или палки можно пытаться самозадерживаться, глубоко втыкая их в песок.
! Во время сильного волнения к скалистому берегу лучше не приближаться. Нужно пытаться плыть, насколько это возможно, вдоль берега, выбирая для выхода наименее опасный участок — небольшие бухточки, расщелины.
Подводные камни, рифы, скальные гряды возможно обнаружить по резкому гулу, одиноким звукам, похожим на выстрелы, высоким фонтанам брызг в набегающем потоке волн. Над местами с ровным дном накат волн прибоя обычно равномерен.
Когда выбора нет, следует плыть в полусидячем положении ногами к берегу — ноги слегка согнуты в коленях ниже груди, выставлены на полметра вперед, грести при этом следует руками. При таком положении тела основной удар о скалы принимают на себя ноги.
При навале на скалу надо спружинить удар, с силой оттолкнуться от скалы, выпрямив ноги, руками защищая голову и лицо.
Выбравшись на берег, надо немедленно отжать мокрую одежду и подняться вверх по берегу до места, которого не достигают прилив и брызги.
В удобном, защищенном от ветра месте необходимо из камня, кусков дерева, валяющихся на берегу, елового лапника соорудить временное убежище, защищающее от ветра и осадков. В крайнем случае, поставить стенку‑заслон от ветра.
Если в кармане оказались спички, их надо разложить в надежно защищенном от ветра и осадков месте для просушки. И лишь после этого можно осмотреть местность с возвышенной точки рельефа.