Внутреннего водного транспорта
Внутренние водные пути обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт. Подавляющее большинство речных портов имеют подъездные железнодорожные пути и могут осуществлять перевалку грузов с речного на железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Объем перегрузочных работ в навигацию 2007 г. в речных портах составил 225.5 млн. тонн; при этом перегрузочные мощности большинства портов в настоящее время используются лишь на 40-50%.
В целом, на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится около 1.5 % от общего объема перевозок всеми видами транспорта России. Ситуация с долей участия ВВТ в общем объеме перевозок страны примерно такая же, как и в Европе в целом, значительно уступая в то же время по этому показателю таким странам как Германия, Бельгия и Нидерланды. Анализ производственной деятельности судоходных компаний, рост экономики Российской Федерации позволяют прогнозировать в перспективе дальнейший рост перевозок до 215 млн. тонн.
Перевозками грузов и пассажиров на внутренних водных путях занято более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности. При этом негосударственный сектор занимает в настоящее время на ВВТ доминирующее положение и им выполняется более 90% перевозок грузов и пассажиров. С начала 90-х годов государство осуществляет в отрасли, преимущественно, функции регулирования, надзора и поддержания водных путей в судоходном состоянии.
Речной флот России по своему составу многочислен и разнообразен. По состоянию на 1.06.2007 г. на учете в Российском Речном Регистре (РРР) находилось 28267 судов различной мощности и грузоподъемности. Транспортных самоходных и несамоходных судов из этого количества около 16.9 тысяч. Общая грузоподъемность транспортного флота составляет 11,03 млн. т., в т.ч., нефтеналивных судов – 2,6 млн. т. Общая мощность буксирных судов – 1,9 млн. кВт. Средний возраст судов транспортного флота составляет около 30 лет.
Особое место во внутреннем водном транспорте России занимает флот смешанного река-море плавания. В период спада промышленного производства резко сократился объем грузов, предъявляемых к перевозке. В этих условиях экономически выгодными оказались прямые бесперевалочные перевозки между речными российскими портами и морскими портами Европы. При росте экспортно-импортных перевозок количество таких судов за незначительный период увеличилось почти втрое, достигнув к настоящему времени 1100 единиц.
Привлекательность таких перевозок объясняется также возможностью круглогодичной эксплуатации судов смешанного (река-море) плавания. По этой причине практически все крупные судоходные компании при общем застое в обновлении флота имеют программы строительства судов смешанного река-море плавания. На российских верфях строятся в настоящее время серии таких судов грузоподъемностью до 6.5 тыс. тонн.
В целом, по данным РРР, до настоящего времени темпы обновления флота пока значительно уступают интенсивности выбытия флота, в связи с его списанием. Однако, даже при этом, значительная часть флота простаивает в связи с отсутствием грузовой базы. Особенно это касается восточных бассейнов.
Анализ возможностей расширения грузовой базы речного транспорта на перспективу показывает, что при подъеме промышленного производства и оживлении строительного комплекса в стране, значительный импульс получат перевозки минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, жидких химических грузов, крупнотоннажных контейнеров и др. В ближайшие годы станет возможным участие речного транспорта в обеспечении перевозок по международному транспортному коридору “Север-Юг”, а также в развитии экономических связей со странами Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Европы, Средиземноморья через бассейны Черного и Каспийского морей, имеющих выход на внутренние пути европейской части страны.
Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта планируется обеспечить при освоении новых грузопотоков прямыми смешанными сообщениями с железнодорожным и автомобильным транспортом, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, новых информационных технологий транспортного комплекса и единых транспортных документов. В этих же целях часть имеющихся и вновь вводимых мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок круглогодового использования.
Участие водного транспорта в расширении мировых хозяйственных связей будет обеспечиваться внешнеторговыми и транзитными перевозками в судах смешанного река-море плавания. Внутренние водные пути России планируется подготовить для интеграции в европейскую транспортную систему для бесперевалочной доставки грузов из европейских стран по водным путям в порты России и в обратном направлении. Это позволит сформировать новые транспортные коридоры и освоить перевозки по маршрутам Северное море–Балтийское море–Волго-Балтийский канал, Волга–Дон–Азовское море–Черное море–Дунай–Рейн.
Таким образом, большое значение приобретает эффективное использование Единой глубоководной системы европейской части страны. Дополнительная грузовая база может быть получена также за счет экспортных перевозок в страны Западной Европы. Ожидается рост транзитных грузов стран СНГ и на иранском направлении по Волго-Донскому судоходному каналу и Нижней Волге. Также прогнозируется незначительный рост объемов перевозок в восточных и северных бассейнах. Для повышения конкурентоспособности речного транспорта в ближайшие годы необходимо на направлениях перспективных грузопотоков выполнить большой объем работ по совершенствованию водных путей и реконструкции гидротехнических сооружений.
Вследствие особенностей развития экономики страны в последние годы значительно изменились состав и направления грузопотоков. В настоящее время сформировались два основных экспортных направления через речные устьевые порты, расположенные в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону. Концентрация грузов на этих направлениях практически привела к исчерпанию пропускной способности Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского канала. Время прохода по этим путям из-за значительного скопления флота и связанными с этим простоями судов увеличилось приблизительно в два раза. Дальнейшее увеличение объемов перевозок по ним без серьезной реконструкции водного пути и существенных вложений финансовых средств невозможно.
Кроме этих проблем, связанных с недостаточной пропускной способностью водных путей Единой глубоководной системы на экспортных направлениях грузопотоков, в настоящее время имеет место целый ряд других инфраструктурных ограничений. Это, прежде всего, недостаточная пропускная способность транспортного флота на устьевом участке реки Невы, обусловленная необходимостью осуществления транзитного судоходства в разводку мостов в г. Санкт-Петербурге.
Вторым существенным ограничением является судоходный участок реки Свирь в связи с недостаточными габаритами судового хода и исчерпанием пропускной способности судоходных шлюзов. Следующим проблемным участком на ЕГС является участок реки Волги, расположенный ниже створа Городецкого гидроузла. Здесь, в результате снижения уровней воды в нижнем бьефе ГЭС, судоходные глубины в настоящее время недостаточны для прохода крупнотоннажных судов и имеет место значительный простой транспортного флота.
Ограничения судоходных глубин имеют место на Нижней Волге, ниже г. Волгограда, на Волго-Донском судоходном канале, а также на целом ряде участков судоходных рек, находящихся в свободном состоянии.
Для обеспечения развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры было принято постановление Правительства Российской Федерации № 377 от 20 мая 2008 г., которым утверждена федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)”. Составной частью этой программы, является подпрограмма “Внутренний водный транспорт”. В результате выполнения этой программы намечается существенно увеличить пропускную способность Единой глубоководной системы за счет устранения имеющихся инфраструктурных ограничений, а также повысить безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений.
Дальнейшее развитие внутренних водных путей на более отдаленную перспективу предусматривается “Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
Реализация Транспортной стратегии позволит завершить работы по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, входящих в состав Единой глубоководной системы, выполнить комплексную реконструкцию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, модернизировать технический флот и обеспечить развитие связи и навигации посредством внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации, а также обеспечить развитие международных воднотранспортных соединений на транзитных направлениях Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.