Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля
Экономическая характеристика автомобиля построена для идеальных условий его равномерного движения. Практика эксплуатации автомобиля показывает, что значительную часть времени автомобиль работает на постоянно чередующихся переходных режимах разгона и торможения, которые, например, в городских условиях могут составлять до 70% от общего времени эксплуатации машины. При интенсивных разгонах транспортного средства расход топлива увеличивается вследствие нарастания сопротивления сил инерции и обогащения смеси из-за включения в работу системы обогащения смеси. Дополнительный расход топлива пропорционален величине кинетической энергии разгона:
.
Следовательно, чем больше масса (δврG/g) автомобиля и интенсивнее разгон (Δv=vкон.-vнач.), тем большее количество топлива расходуется при разгоне. В процессе разгона расход топлива возрастает на порядок (рис.10).Движение машины по инерции, накатом, уменьшает расход топлива в связи с работой двигателя на режиме малых подач топлива (холостой ход). Но последующий разгон автомобиля может полученную экономию существенно уменьшить.При использовании пониженных передач путевой расход топлива значительно возрастает. Выбор наиболее рационального режима движения автомобиля зависит от квалификации водителя и может существенно влиять на расход топлива.Расход топлива в значительной степени зависит от технического состояния машины и её двигателя. Так, при работе ДВС на смесях обедненного состава улучшается экономичность при движении со средними скоростями на длительных участках пути, но значительно ухудшается динамика автомобиля, увеличивается расход топлива на его разгон.
Путь разгона, м
Рис.10. Изменение путевого расхода топлива в процессе разгона автомобиля с переключением передач.
Не оптимальная установка угла опережения подачи топлива у дизелей или угла зажигания у бензиновых двигателей приводит к значительному ухудшению экономичности двигателя и автомобиля в целом.Большое влияние на топливную экономичность двигателя оказывает его тепловое состояние, определяемое корректностью работы термостатирующих систем. При снижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя (его переохлаждение) с 950до 750С расход топлива увеличивается на 3…5%. При уменьшении температуры жидкости в системе охлаждения до 650С расход топлива возрастает на 15% и более.Причиной ухудшения топливной экономичности автомобиля может быть применение не рекомендованных топлив и масел. Использование бензина с заниженным октановым числом способствует увеличению расхода на 15…20%.Таким образом, штатное техническое состояние транспортного средства и рациональные условия его эксплуатации позволяют в целом существенно экономить моторное топливо, снижая эксплуатационные расходы, в составе которых относительная доля стоимости топлива может достигать до 50%.
Глава 4.
Проходимость, устойчивость и управляемость автомобиля
ПРОХОДИМОСТь автомобиля
О проходимости автомобилясудят по эффективности его работы вне дорог с твердым покрытием. Иными словами, проходимость автомобиля – это его способность к движению в условиях плохих дорог и бездорожья, то есть по неровным, скользким поверхностям, по влажным, топким и сыпучим грунтам.Проходимость автомобилей определяется путем сравнительных испытаний этих машин на определенных труднопроходимых участках с учетом причин, вызывающих невозможность движения.Требования по проходимости к различным типам машин не одинаковы. Наименьшие требования по проходимости предъявляются к транспортным средствам, предназначенным для использования в основном в городах и на дорожных магистралях (большинство легковых автомобилей и автобусов).Различают автомобили ограниченной, повышенной и высокой проходимости.Автомобили ограниченной проходимости– это дорожные автомобили, эксплуатируемые на дорогах с твердым покрытием и грунтовых сухих дорогах. В сложных дорожных условиях они могут работать лишь при использовании приспособлений, повышающих сцепные свойства ведущих колес.Автомобили повышенной проходимостиявляются модификациями основных (базовых) моделей автомобилей ограниченной проходимости и отличаются от них рядом конструктивных особенностей: привод на все колеса, шины с пониженным или регулируемым давлением воздуха, блокируемый дифференциал. Некоторые машины оснащают лебедками для само подтягивания и другими приспособлениями для преодоления препятствий.Автомобили высокой проходимостиотличаются от автомобилей ограниченной проходимости существенными конструктивными особенностями. Они комплектуются специальными шинами. Эти автомобили должны преодолевать различные рельефные препятствия – канавы, бревна, пни, камни, вертикальные стенки и т.д.Вне зависимости от условий эксплуатации, автомобиль должен обладать способностью к движению без остановки, преодолевая дорожные препятствия двух типов: препятствия профильного характера (канавы, бугры, камни и т.п.) и участки дороги со слабонесущим опорным слоем почвы или грунта. В первом случае проходимость автомобиля будет определяться его геометрическими параметрами, а во втором - опорно-сцепными качествами колесного движителя и тягово-сцепными свойствами автомобиля в целом. Поэтому проходимость автомобиля принято называть дорожной, подразделяя её на профильнуюиопорно-сцепную.