Ключевые моменты ожидаемого взаимодействия абонента с Системой 112
Итак, что же получит абонент с введением в России единого номера «112», который, как в свое время в Европе, заменит существующие сегодня номера экстренных оперативных служб?
1. Все сообщения о чрезвычайных происшествиях будут приниматься по принципу "одного окна" единым диспетчерским пунктом приема обращений. Человеку, которому нужна помощь, не придется думать о том, какая именно служба ему сможет помочь. Главное – вспомнить «заветный» номер «112» и сообщить, что произошло оператору, который теперь сам будет координировать весь процесс оказания помощи обратившемуся человеку.
2. Оператор единого пункта приема обращений сразу же занесет всю информацию о происшествии в единую информационную систему, поэтому соответствующие оперативные службы смогут получить представление о случившемся еще до того, как вызывающий абонент завершит сообщение. Естественно, что ДДС всех оперативных служб при этом должны находиться в режиме мониторинга для своевременного получения информации о происшествии и быть готовы к оперативному реагированию.
3. Информационная система должна автоматически определить местоположение вызывающего абонента и отобразить его на географической карте, выведенной на мониторы операторов, а также отобразить близлежащие службы ДДС, ответственные за данную область. Эта функция Системы 112, с одной стороны, сократит время реагирования на чрезвычайное происшествие, а с другой - поможет в борьбе со злоумышленными и ложными вызовами.
4. Далее возможно несколько вариантов развития событий:
Ø Обращение вызывающего абонента связано с происшествием, которое требует вмешательства экстренных оперативных служб (ЭОС), но не является чрезвычайной ситуацией (ЧС) массового характера:
- оператор, получивший сообщение, принимает решение о том, что помощь обратившемуся человеку будет оказывать одна конкретная оперативная служба (например, «газовая служба») и передает ей соответствующее указание об оперативном реагировании;
- оператор принимает решение о том, что на месте происшествия потребуется работа нескольких оперативных служб (например, «скорой помощи» и «полиции»), передает им указания об оперативном реагировании и координирует их работу;
- оператор переключает вызывающего абонента на одну из оперативных служб для уточнения специфических деталей происшествия (например, описание симптомов медицинскому персоналу ДДС «скорой помощи», если человеку стало плохо), и далее принимает решение об оперативном реагировании совместно с оператором этой службы;
- в сложных ситуациях оператор организует конференц-связь абонента с операторами нескольких служб, каждый из которых уточняет свои детали происшествия, при этом реагирование отдельных служб может начаться до окончания принятия решения о реагировании всех задействованных служб.
В каждом случае оператор единого пункта приема обращений контролирует весь процесс оказания помощи обратившемуся человеку, что позволяет оперативно координировать действия реагирующих служб.
Ø Заявленное происшествие не требует вмешательства экстренных оперативных служб.
Действия оператора в этом случае будут зависеть от конкретной реализации Системы 112 в конкретном регионе РФ и могут предусматривать переключение вызывающего абонента на другие муниципальные службы (например, «Электросеть», если абонент заявляет об отключении электричества). В Америке, например, для подобных целей предусмотрен другой единый номер «311», по которому принимаются сообщения о происшествиях, не являющихся чрезвычайными и не подлежащих обработке экстренной службой «911».
Ø Заявленное происшествие относится к разряду ЧС природного или техногенного характера.
Оператор с помощью системы поддержки принятия решения отмечает происшествие признаком "ЧС" и передает управление этой ситуацией Единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) в системе МЧС, которая далее будет координировать действия соответствующих служб и ведомств.
5. Если связь с абонентом внезапно оборвалась, оператор единого пункта приема обращений сможет сделать обратный вызов (перезвонить абоненту), поскольку номер вызывающего телефона будет определяться автоматически.
6. Сообщить о происшествии по номеру «112» абонент сможет, сделав телефонный звонок как с фиксированного телефона, так и с мобильного (теоретически, даже если в нем нет SIM-карты). Кроме того, должна быть организована возможность передачи SMS сообщений, что будет удобно людям с ограниченными возможностями (слух, речь), а также в тех случаях, когда говорить вызывающему абоненту не желательно (например, в очень шумном месте или при захвате заложников). Также будет возможность передачи MMS сообщений с передачей изображений с места происшествия. Не исключается способ передачи сообщения о происшествии с помощью факса. Рассматривается возможность передачи сообщения о происшествии через сеть Internet.
7. При тяжелой аварии автомобиля с установленным оборудованием ГЛОНАСС, информация о транспортном средстве (включая его точные координаты) будет автоматически передана на диспетчерский пункт Системы 112. Оператор получает возможность разговаривать с водителем и, получив подтверждение, организует выезд служб экстренного реагирования. Сообщить об аварии можно будет и вручную при нажатии соответствующей кнопки. Более подробно проект «ЭРА-ГЛОНАСС» будет рассмотрен в следующих разделах курса.
8. Для сокращения времени реагирования дежурные машины всех оперативных служб будут оснащены спутниковыми средствами связи системы ГЛОНАСС, которые позволят вывести на мониторы диспетчерских служб местоположение дежурных машин. Операторы смогут быстро определить и задействовать те ресурсы, которые ближе всего находятся к месту происшествия, а также контролировать движение дежурных машин на место происшествия.
9. Обратиться в Систему 112 сможет даже иностранец, не знающий русского языка – Система 112 должна обеспечить прием вызовов на нескольких языках (в административных центрах - французский, английский, немецкий, испанский, китайский, в других населенных пунктах – по усмотрению администрации).
10. Лицу, обратившемуся по номеру «112», должна быть обеспечена психологическая поддержка.
11. Все сообщения в Системе 112 должны быть бесплатными для абонента.
12. В переходный период абонентам будут доступны параллельно и единый номер «112», и существующая сегодня нумерация экстренных оперативных служб («01», «02», …).
13. Справочная информация о работе Системы 112 должна быть доступна пользователям по их запросу (должно быть организовано консультативное обслуживание населения).
По имеющимся оценкам, в результате чрезвычайных ситуаций ежегодно гибнут 70 тыс. человек (с учетом дорожно-транспортных происшествий) и разрушаются более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия. Ежегодный экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта.
Анализ последствий ДТП показывает, что наиболее эффективные результаты по оказанию медицинской помощи пострадавшим наблюдаются в первый час после получения ранения, так называемый «золотой час». А своевременное получение медицинской помощи на 70% снижает тяжесть последствий ДТП.
Основной ожидаемый экономический и социальный эффект от введения Системы 112 - уменьшение времени реагирования спецслужб в чрезвычайных ситуациях более чем на 30%, и, как следствие, уменьшение безвозвратных человеческих потерь на 10-15% и сокращение экономического ущерба на 3-5%.
Рис. 1.. Экономический и социальный эффект от введения Системы 112
То есть оперативные службы должны попасть на место происшествия через 30-40 минут после получения сообщения, если сегодня добираются туда за час. Уровень оперативности должен повыситься благодаря четко скоординированным действиям оперативных служб. По данным Научно-исследовательского института МЧС, сегодня одна из главных проблем при ликвидации последствий масштабных происшествий - это разобщенность ведомств, задействованных в операции.
Экономическая эффективность Системы 112 рассчитывается на основании средней стоимости эталонной человеческой жизни (есть и такой показатель), которая по подсчетам Минздравсоцразвития на конец 2005 года составляла около 6,5 миллиона рублей. "Предполагая, что статистика безвозвратных потерь населения в чрезвычайных ситуациях сохраняет свою тенденцию, годовая экономия от сокращения человеческих потерь составит примерно 995 миллионов рублей", - говорят авторы проекта. За счет предотвращения социально-экономического ущерба и человеческих жертв, затраты на организацию единого номера будет возможно окупить примерно за пять лет, полагает Начальник управления ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) А.П.Попов.
[1] Из Государственного доклада за 2015 г. «О состоянии защиты населения и территории республики Карелия от ЧС природного и техногенного характера»
[2] Из Государственного доклада за 2015 г. «О состоянии защиты населения и территории республики Карелия от ЧС природного и техногенного характера»
[3] Утвержден распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 апреля 2013 г. N 189р-П
[4] Из Государственного доклада за 2015 г. «О состоянии защиты населения и территории республики Карелия от ЧС природного и техногенного характера»
[5] Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС
[6] За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод)
[7] Исключая пожары при ДТП
[8] Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федера-ции», применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608
[9] За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ. Для отраслей ТЭК « Внезапные выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ».
[10] Экстренная информация о заморозках как опасных явлениях перелается после перехода средней суточной температуры через 10° С весной и до перехода ее через 0° С осенью
[11] 1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»