Классификация обращений населения по единому номеру «112».

ВВЕДЕНИЕ.

Россия в конце 20–го и начала 21–го века живет в условиях все возрастающего количества ЧС как природного так и техногенного характера. Системный социально-экономический кризис в стране вызвал устойчивый рост ЧС техногенного характера, среди которых в последнем десятилетии доминируют:

· транспортные аварии – 25-32 %

· пожары и взрывы технологического оборудования – 8-39 %

· пожары и обрушения жилых и административных зданий – 21-39 %

· аварии с выбросом токсических веществ – 8-12 %

· аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения – 7-15 %

· аварии на трубопроводах – 4-8 %

Вероятность возникновения ЧС в техногенной сфере неразрывно связано с характером развития экономики на ближайшие годы и на перспективу.

В целом можно прогнозировать некоторый общий рост техногенных опасностей и угроз. При этом доля аварий по причине сверхнормативной изношенности основных фондов будет преобладать в суммарной составляющей всех ЧС. Ведь износ оборудования в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения достиг 70 – 80 %.

Значительную опасность для населения и городской среды представляют хранилища нефтепродуктов и ХОВ, в первую очередь аммиака и хлора.

В течение года в стране не исключается возникновение 1 - й трансграничной, 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, 150-3000 местных аварий и катастроф, а среднегодовое их число с учетом локальных ЧС может составить 900.

ВОПРОС 1

Классификация обращений населения по единому номеру «112».

Классификация происшествий. Классификация ЧС.

Классификация обращений населения по единому номеру «112».

Предшественником создания в России «Службы – 112» явилось создание ЕДДС муниципальных образований, которые, хоть и не в полной мере, но в достаточно большой части выполняли функции «Службы – 112».

Практика работы по приему обращений населения в ЕДДС г. Петрозаводска позволила сформировать список (перечень) видов обращений граждан к диспетчерам тех или иных спасательных служб.

Наводнения, подтопления

Наводнение– затопление водой прилегающей к реке, озеру или водохранили­щу местности, которое причиняет материальный ущерб, наносит урон здо­ровью населения или приводит к гибели людей. Затопление местности, не сопровождающееся материальным ущербом, считается разливом реки, озера или водохранилища.

Основными условиями возникновения наводнений являются: выпадение осад­ков в ходе дождя, таяния снега и льда, тайфуны, опорожнение водохранили­ща. Наиболее частые наводнения возникают при обильном выпадении осад­ков в виде дождя, обильном таянии снега и образовании заторов при ледо­ходе. Весьма опасны наводнения, связанные с разрушением ГТС.

В зависимости от причин возникновения выделяют 5 групп наводнений:

1-я группа - наводнения, связанные в основном с максимальным стоком от весеннего таяния снега, называемые обычно половодьем.

2-я группа - наводнения, формируемые интенсивными дождями, иногда таянием снега при зимних оттепелях. Они характеризуются интенсивными, сравнительно кратковременными подъемами уровня воды и называются паводками.

3-я группа - наводнения, вызываемые в основном большим сопротивлением, которое поток встречает в реке. Это обычно происходит в начале и в конце зимы при заторах и зажорах.

4-я группа - наводнения, вызываемые ветровыми нагонами воды на крупных озерах и водохранилищах, а также в морских устьях рек.

5-я группа - наводнения, создаваемые при прорыве или разрушении гидроузлов.

По размерам и масштабам и по наносимому ущербу наводнения выделяют в четыре категории: низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на рав­нинных реках, наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают ритма жизни населения.

Высокие наводнения сопровождаются значительным затоплени­ем, охватывают сравнительно большие участки речных долин и иногда существенно нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения. В густонаселенных районах высокие наводнения при­водят к частичной эвакуации населения.

Выдающиеся наводнения охватывают целые речные бассейны. Они парализуют хозяйственную деятельность, наносят большой материальный ущерб, приводят к массовой эвакуации населения и материальных ценностей.

Катастрофические наводнения вызывают затопления обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. Та­кие наводнения приводят к значительным материальным убыткам и гибели людей.

Катастрофическое затопление, являющееся следствием гидродинамической аварии, заключается в стремительном затоплении местности волной прорыва. Масштабы последствий таких аварий зависят от параметров и технического состояния гидроузла, характера и степени разрушения плотины, объемов запасов воды, характеристик волны прорыва и катастрофического навод­нения, рельефа местности, сезона и времени суток и др. Основными поражающими факторами катастрофического затопления являются: волна прорыва, характеризующаяся высотой волны и скоростью движения, и длительность затопления.

Природные пожары

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Явление очень быстрое и частое. Такие бедствия и возникающие в связи с ними ЧС происходят в различных регионах страны ежегодно и во многом зависят от поведения в лесу людей. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу продукцию, строения и сооружения. Ослабленные пожарами насаждения становятся очагами вредных заболеваний, что приводит к гибели не только пораженных огнем, но и соседних с ними посадок. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожаются ценная фауна, нарушается плановое ведение л/х и использование лесных ресурсов. До 80 % пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. В районах лесозаготовок лесные пожары возникают, главным образом, весной при очистке лесосек огневым способам - сжиганием порубочных остатков. Лесные пожары могут являться следствием недостаточно налаженной службы наблюдения за состоянием леса и несвоевременного оповещения соответствующих органов о возникших в лесу очагах пожаров и превращению их в массовые.

В зависимости от того, в каких элементах леса распространяется огонь, пожары подразделяются:

Классификация лесных пожаров показана на рисунке 1.

Классификация обращений населения по единому номеру «112». - student2.ru

Рис. 1

Чаще всего наблюдаются низовые пожары – около 90 % от их общего числа. В этом случае огонь распространяется только по надпочвенному покрову, охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни.

Низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые. при низовом беглом пожаре сгорает живой и мертвый надпочвенный покров, самосев лева, опавшие листья и хвоя, обгорают кора нижней части деревьев и обнаженные корни, хвойный подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью покрова, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары чаще всего происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.

При устойчивом низовом пожаре прогорает подстилка, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Обычно устойчивые пожары начинаются с середины лета, когда просыхает подстилка.

При низовом беглом пожаре преобладает пламенный тип горения, при устойчивом – беспламенный.

Различают верховой устойчивый и верховой беглый пожары. Особенно большой ущерб наносят верховые пожары, когда горят кроны деревьев верхнего яруса. Беглые верховые пожары характерны как для первой, так и для второй половины лета.

Анализируя причины возникновения и процесс развития лесных пожаров нетрудно заметить, что пожарная опасность в лесах существенно зависит от погодных условий, для прогнозирования которых в настоящее время имеются достаточно совершенные методы. Наибольшая вероятность возникновения лесных пожаров в пожароопасный сезон (апрель-ноябрь). Наибольшее влияние на пожарную опасность в лесу оказывают: осадки, температура воздуха и его влажность, ветер и облачность.

Торфяные пожары.Под воздействием температуры, влажности окружающей среды, биологической структуры растений торфообразователей и ряда других причин торф постепенно разлагается. Чем выше степень разложения торфа, тем больше подвержен он возгоранию. т.к. такой торф имеет меньшую влажность, большую среднюю плотность и теплоемкость. Скорость выгорания торфа в безветренную погоду или при слабом ветре составляет 0,18 кг/кв.м.

При скорости ветра 3 м/сек и более нередко происходит разбрасывание горящих торфяных частиц по ветру на значительные расстояния. Искры, попадая на слой подсушенного торфа, находящегося на поверхности, поджигают этот слой и образуют новые очаги горения. Происходит распространение пожара по направлению ветра.


СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Классификация обращений населения по единому номеру «112». - student2.ru

Графики количества лесных пожаров в Республике Карелия и площадь сгоревших лесных участков.

Автомобильный транспорт

Аварии на транспорте — явления очень частые. Из числа существующих видов транспорта: воздушного, железнодо­рожного, водного, автомобильного, трубопроводного, первое место по количеству аварий принадлежит автомобильному транспорту. Это объясняется не­соответствием возможных скоростей автомобилей техническому состоянию дорог, квалификации, опыту, дисциплине водителей и рядом других причин, однако виновник большинства автомобильных аварий — сам человек.

Около 75% всех аварий на автомо­бильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоя­нии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (глав­ным образом скользкие), неисправность машин (на пер­вом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Эксплуатационная протяженность автомобильных дорог на территории республики составляет 13399.6 км, в том числе общего пользования 7830.5 км. Из общей протяженности автомобильных дорог дороги с твердым покрытием составляют 7929.5 км.

К опасным участкам дорог относятся участки, проходящие транзитом через населенные пункты - 80 км, а также пересечения автомобильных дорог с железной дорогой в одном уровне - 165 пересечений, из которых 70 % не отвечают требованиям безопасного движения. В связи с резким ростом интенсивности движения 2613 км дорог не соответствуют требованиям и требуют реконструкции.

Железнодорожный транспорт.

Основными причинами аварий и катастроф на ж/д транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории Республики по состоянию на 1.01.2004 года составляет 2670 км.

Водный транспорт.

Внутренние судоходные пути на территории республики, обслуживаемые Росречфлотом, составляют 33651 км.

Беломорско-Онежским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства (БО ГБУ ВПиС) обслуживается около 3000 км судоходных трасс, из них более 1800 км на Онежском озере, свыше 200 км – главный судоходный ход Беломорско-Балтийского канала.

Из общей протяженности путей обслуживается: освещаемой судоходной обстановкой – 1541 км, неосвещаемой – 1340 км, отражательной – 100 км. В 1996 году все пути с освещаемой обстановкой переведены в разряд неосвещаемых ввиду отсутствия финансирования. На судоходных путях БО ГБУ ВпиС находятся 119 шлюзов, 14 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Повреждение любого сооружения приводит к срыву глубин, прекращению судоходства. Техническое состояние многих сооружений, металлоконструкций, механизмов вызывает серьезные опасения. Из ГТС наибольшую опасность вызывают водосливные плотины № 21, 25, 27, которые по результатам обследования признаны – «ограниченно работоспособные».

В целом степень износа гидросооружений по причине коррозии металла, состоянию ответственных узлов бетона голов шлюзов, бычков плотин водопроводных систем водоспусков составляет 60 – 65 %.

Трубопроводный транспорт.

По территории республики проходит 75,3 км (п.Пай – ГРС «Северная») магистрального газопровода Волхов-Петрозаводск. Газопровод имеет одну ветку труб диаметром 720 мм при толщине труб 6 мм. Газ по трубопроводу подается под давлением 55 атмосфер. Газопровод проложен вдоль железнодорожной магистрали республики Санкт-Петербург – Мурманск. Минимальное удаление от железной дороги составляет 3,5 км (в районе п.Нырки), максимальное – 4,5 км. Удаление газопровода от г.Петрозаводска составляет 6,1 км. Газопровод заканчивается Северной газораспределительной станцией (ГРС), находящейся на северо-западной окраине г.Петрозаводска в 3,5 км от города. На выходе ГРС в распределительные сети газ подается под давлением 12 атмосфер.

На территории Республики Карелия в Перечень потенциально опасных объектов, включено 79 действующих объектов промышленности, обеспечения жизнедеятельности населения и гидротехнических сооружений (гидродинамически опасных объектов), создающих угрозу возникновения источников кризисных ситуаций.

Часть потенциально опасных объектов Республики Карелия включены в Перечень критически важных объектов Российской Федерации утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года № 411-рс (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 1361-рс).

Анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Республики Карелия и их последствий показывает, что в целом, среди потенциально опасных объектов промышленных предприятий и объектов жизнеобеспечения населения отсутствуют объекты, аварии на которых могли бы привести к масштабным чрезвычайным ситуациям.[4]

ВОПРОС 2

ВВЕДЕНИЕ.

Россия в конце 20–го и начала 21–го века живет в условиях все возрастающего количества ЧС как природного так и техногенного характера. Системный социально-экономический кризис в стране вызвал устойчивый рост ЧС техногенного характера, среди которых в последнем десятилетии доминируют:

· транспортные аварии – 25-32 %

· пожары и взрывы технологического оборудования – 8-39 %

· пожары и обрушения жилых и административных зданий – 21-39 %

· аварии с выбросом токсических веществ – 8-12 %

· аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения – 7-15 %

· аварии на трубопроводах – 4-8 %

Вероятность возникновения ЧС в техногенной сфере неразрывно связано с характером развития экономики на ближайшие годы и на перспективу.

В целом можно прогнозировать некоторый общий рост техногенных опасностей и угроз. При этом доля аварий по причине сверхнормативной изношенности основных фондов будет преобладать в суммарной составляющей всех ЧС. Ведь износ оборудования в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения достиг 70 – 80 %.

Значительную опасность для населения и городской среды представляют хранилища нефтепродуктов и ХОВ, в первую очередь аммиака и хлора.

В течение года в стране не исключается возникновение 1 - й трансграничной, 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, 150-3000 местных аварий и катастроф, а среднегодовое их число с учетом локальных ЧС может составить 900.

ВОПРОС 1

Классификация обращений населения по единому номеру «112».

Наши рекомендации