Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятия
Издержки в логистической системе делятся на две большие группы:
1. затраты, связанные с организацией материальных потоков внутри предприятия;
2. затраты, осуществляемые в процессе реализации продукции.
Затраты, связанные с организацией материальных потоков на предприятии
Затраты, связанные с реализацией логистических функций, возникают при закупке материальных ресурсов, на складах всех типов при выполнении складских операций, в процессе выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ и т.д.
К группе затрат, возникающих при организации материальных потоков на предприятии, относятся затраты, связанные с выполнением следующих функций: эксплуатация заводских складов различного назначения; формирование и содержание запасов; организация внутрипроизводственных перевозок; подбор товаров для отправки и их упаковка; оформление документации.
В эту группу логистических затрат включаются также проценты за кредит, средства от которых «связаны» в товарной массе, находящейся на складе и в производственных заделах.
Затраты, связанные с осуществлением процессов реализации продукции
В группу затрат, связанных с реализацией продукции, включаются следующие виды затрат:
- расходы на перевозки продукции потребителю;
- расходы на погрузо-разгрузочные работы;
- затраты, связанные с нахождением товара в пути;
- затраты, связанные со страхованием грузов;
- расходы по формированию и содержанию запасов у сбытовых и торгово-закупочных организаций;
- «издержки дефицита», представляющие собой дополнительные расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-либо период тех или иных материальных ресурсов;
- расходы, связанные с транспортно-экспедиторскими функциями;
- административные расходы, грузовые сборы и другие виды издержек.
В общих, затратах на реализацию логистических функций есть ряд затрат, порядок определения которых имеет некоторые особенности.
Затраты на транспортировку грузов. Затраты, связанные с транспортировкой, рассматриваются как эксплуатационные расходы транспортных подразделений предприятий или транспортных компаний, занятых перевозками. Сумма этих расходов включает в себя:
- заработную плату рабочих, занятых выполнением работ;
- начисления на заработную плату;
- амортизационные отчисления по зданиям, сооружениям, оборудованию;
- расходы на ремонт зданий, сооружений и оборудование;
- расходы на энергию и топливо;
- расходы на вспомогательные материалы;
- расходы, связанные с эксплуатацией оборудования;
- накладные расходы.
Если предприятие привлекает для перевозки продукции внешние транспортные организации, расходы на транспортировку приобретают характер транспортных тарифов.
Затраты, связанные с созданием запасов, рассматриваются как расходы предприятия на выполнение заказов и хранение материалов.
Расходы по страхованию. Страхование товаров охраняет имущественные аспекты грузовладельцев и перевозчиков; обеспечивает определенную устойчивость и надежность функционирования процессов товародвижения, и сокращение издержек транспортных организаций. Расходы на страхование определяются размерами ставок страхового рынка.
Логистика закупок
Логистика закупок представляет собой комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объем готовой продукции, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Основной целью логистики закупок является удовлетворение потребностей компании (производства) в продукции (материалах) с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности логистики закупок составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в т.ч. возможных логистических расходов и сроков поставок. Закупочная логистика — важная составляющая общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия потребителя.
Функции логистических закупок: определение потребности в необходимых материальных ресурсах, получение и оценка предложений, выбор поставщиков, согласование цены и заключение договоров, формирование заказов, контроль за количеством и сроками поставок, входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе, управление запасами и контроль.
Задачи закупочной логистики:
1) обеспечение закупки материальных ресурсов по минимальным ценам и с максимальным качеством. Снижая закупочные цены материалов, можно значительно сократить себестоимость продукции;
2) обеспечение своевременной доставки материалов для производственных потребностей;
3) соблюдение сроков закупки сырья и комплектующих изделий;
4) определение оптимального размера поставок;
5) соблюдение соответствия количества поставок с потребностями производства;
6) контроль за качеством сырья и комплектующих изделий;
7) обеспечение складирования материальных ресурсов (готовой продукции) с минимальными затратами. Управление закупками представляет собой комплекс