Тест для самоконтроля к 2.12
Выберите правильный вариант ответа.
1. Какими позициями на рис. 1 обозначены следующие диски?
а) ведущий (маховик);
б) ведомый;
в) нажимной. Р=3
Рис. 1. Схема действия сцепления
2. Какими позициями на рис. 1 обозначены детали, под действием которых нажимной диск прижимается к ведомому диску? Р=2
Дополните предложение.
3. Укажите номера позиций (рис. 2) в пропущенных местах предложения.
Рис. 54. Пневмогидроусилитель привода сцепления автомобиля КамАЗ
|
При включенном сцеплении, когда педаль … отпущена, нажимной диск с большой силой прижимает ведомый диск … к маховику.
4. При нажатии на педаль сцепления поворачивается вилка … , соединенная с муфтой … выключения сцепления.
5. Поворачиваясь, вокруг оси рычажки … отводят нажимной диск … от ведомого, вследствие чего сцепление выключается.
Ответьте на вопрос.
6. Какой позицией на рис.2 обозначены детали сцепления, связанные с маховиком и вращающиеся вместе с ним при любом положении педали сцепления?
Выберите правильный вариант ответа.
7. Какой позицией на рис. 1 обозначены детали передающие усилия от вилки выключения сцепления к нажимному диску при нажатии на педаль?
а) 4; б) 8; в) 3; г) 6.
Дополните предложение.
8. Свободный ход педали сцепления необходим для обеспечения полного … сцепления.
9. Конец свободного хода педали сцепления определяется по … усилия на педали.
10. Большая величина свободного хода педали является причиной того, что при выключении сцепление … .
11. Регулировка свободного хода осуществляется путем воздействия на …
12. Неисправность, при которой сцепление пробуксовывает, проявляется тогда, когда педаль сцепления имеет … свободный ход.
13. Сцепления с диафрагменной пружиной применяются на … автомобилях.
14. По числу ведомых дисков сцепления могут быть … и … .
15. При износе накладок ведомого диска свободный ход педали … .
Заполните пропуски.
16. Если рычаг коробки передач не включен нужную передачу, необходимо вернуть … в … положение, выключить … и в новь включить нужную передачу.
Выберите правильный вариант ответа.
17. В случае негерметичности гидропровода выключения сцепления возникает неисправность, при которой сцепление … .
1) ведет; 3) ведет и пробуксовывает.
2) пробуксовывает;
Коробка передач, раздаточная коробка
Входной тест
Выполните задания №№ 1-7 теста для самоконтроля к 2.12.
Коробка передач изменяет силу тяги, скорость и направление движения автомобиля, разъединяет трансмиссию, когда автомобиль стоит с работающим двигателем.
Коробка передач обеспечивает увеличение крутящего момента при трогании с места, при движении на подъем благодаря ступенчатой передаче вращения. Ступенчатая коробка представляет собой агрегат с набором зубчатых колес, которые входят в зацепление в различном сочетании, образуя несколько передач или ступеней с различным передаточным числом (отношением). Чем больше число передач, тем лучше приспособленность автомобиля к дорожным условиям. По числу передач переднего хода коробки передач и делят на четырех-, пяти- и многоступенчатые (большегрузные автомобили КАМАЗ, МАЗ и т.д.).
Автомобили могут иметь такие бесступенчатые коробки передач «автомат» или комбинированные коробки, в которых использованы оба способа изменения передаточного числа (автобусы ЛИАЗ, ЧАЙКА, ЗИЛ) состоящие из гидротрансформатора и двухступенчатой коробки.
По числу валов в коробке они могут быть двухвальные и трехвальные. Двухвальные коробки с числом передач 4-5 применяются для переднеприводных автомобилей малого класса.
Трехвальные коробки получили широкое распространение на легковых автомобилях с классической схемой, грузовых автомобилей средней и малой грузоподъемности. На автомобилях большой грузоподъемности для увеличения числа передач и улучшения тяговой характеристики в конструкцию коробки передач вводится повышающий редуктор (делитель) или понижающий редуктор (демультипликатор).
Коробка передач – воплощение золотого правила механики: «Проигрываем в расстоянии, пройденном автомобилем за единицу времени, – выигрываем в силе тяги на ведущих колесах». То есть в передаче из двух шестерен, в которых меньшая – ведущая, а большая – ведомая, частота вращения (или скорость) ведомой шестерни будет меньше, чем ведущей. При этом ведущий момент на ведомой шестерне будет больше во столько раз, во сколько число зубьев ведомой шестерни будет больше числа зубьев ведущей шестерни.
Значение получаемой от деления числа зубьев ведомой шестерни на число зубьев ведущей и называют передаточным числом передачи (i):
, где:
z1 – число зубьев ведущей шестерни;
z2 – число зубьев ведомой шестерни.
Крутящий момент передачи равен:
Мк = Мg · i, где:
Мg – крутящий момент двигателя.
Передаточное число первой передачи для легковых автомобилей составляет 3÷4; для автобусов 3÷7, для грузовых автомобилей 4÷7. при включении прямой передачи в коробке от первичного вала на вторичный передаточное число (i) равно единице.
Рассмотрим устройство и принцип работы коробки передач на примере пятиступенчатой коробки автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 54). Передней опорой ведущего вала (1) служит шарикоподшипник, установленный в выточке фланца коленчатого вала, задней опорой – шарикоподшипник (2), размещенный в стенке картера коробки. Шарикоподшипник (2) закрыт крышкой и фиксируется стопорным кольцом (3) и гайкой. Ведомый вал опирается на шарикоподшипник (17) и роликоподшипник (37). На задний конец этого вала надеты червяк привода спидометра и шлицевая втулка с фланцем (19) карданного шарнира, закрепленная гайкой с шайбой. Крышка шарикоподшипника (17) одновременно служит кронштейном стояночного тормозного механизма.
Промежуточный вал (33) опирается на шарикоподшипник (22) и роликоподшипник (35). Зубчатое колесо (25) изготовлено как одно целое с промежуточным валом, а зубчатые колеса (26, 28, 29, 31 и 34) установлены на валу на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников (17, 22) и роликоподшипника (35) фиксируются стопорными кольцами. Зубчатые колеса (4, 39), соединяющие ведущий и промежуточный валы, зубчатые колеса (7, 31) четвертой, (8, 29) третьей и (26) второй передачи имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Зубчатые колеса (7, 8 и 14) свободно вращаются на ведомом валу, на котором имеются также синхронизаторы (5, 13), а на шлицах установлено зубчатое колесо (16) первой передачи и передачи заднего хода. Ступицы синхронизаторов находятся в постоянном зацеплении с ведомым валом за счет шлицевой нарезки на валу в местах установки синхронизаторов.
Первая передача включается при перемещении зубчатого колеса (16) вперед до зацепления его с колесом (25) на промежуточном валу. При этом вращение через зубчатые колеса (4, 34), промежуточный вал (33), колеса (25, 16) передается ведомому валу (24). Вторая и третья передачи включаются при перемещении синхронизатора (18) соответственно назад или вперед, при этом муфта синхронизатора вводит в зацепление зубчатый венец синхронизатора с зубчатым венцом соответственно зубчатых колес. (14 и 8), вращение от зубчатых колес (14) или (8) передается через ступицу синхронизатора на ведомый вал (24).
Для включения четвертой и пятой передач перемещают назад или вперед синхронизатор (5). При включении пятой передачи (прямой) между собой соединяются ведущий (1) и ведомый валы (24).
В передачу заднего хода входит зубчатое колесо (28), установленное на промежуточном валу. При движении зубчатого колеса (16) назад посредством вилки (15) и его зацепления с малым зубчатым колесом блока (41) включается задний ход. В этом случае крутящий момент передается через зубчатые колеса (4, 34 и 28), блок (41), зубчатое колесо (16) передается ведомому валу (24), который будет вращаться в обратную сторону.
Для уменьшения износа зубчатых колес (шестерен) и шума при их включении служит синхронизатор, который перед включением выравнивает угловые скорости зубчатых колес передачи. У автомобилей ЗИЛ-130 синхронизатор представляет собой передвижную муфту (1) (рис. 55 а) с диском на который воздействует вилка переключения, с зубчатыми венцами (6). Муфта (1) установлена на шлицах ведомого вала (24), диск муфты имеет по три отверстия для пальцев (5) фиксаторов, соединяющих его с двумя сблокированными конусными кольцами (2), и для блокирующих пальцев (3), жестко связывающих конусные кольца между двумя половинками пальца (5) фиксатора расположены две пружины (4). при включении передачи муфта синхронизатора, перемещая пальцы (5) фиксаторов, прижимает конусное кольцо (2) к конусу зубчатого колеса (7). Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо (2) повертывается относительно диска (1) муфты и происходит блокировка колец и муфты (рис. 55 в).
При выравнивании частотой вращения зубчатого колеса и ведомого вала муфты перемещаются дальше, и ее зубья бесшумно входят в зацепления с зубчатым венцом зубчатого колеса (7) (рис. 55 г).
Механизм управления, переключающий передачи, обычно, расположен в крышке коробки передач и приводится в действие качающимся рычагом, так у ЗИЛ-130 рычаг (51) (рис. 54) свободно качается в сферическом гнезде, опираясь на него шаровым утолщением. Рычаг удерживает пружина и фиксатор (50). нижний конец рычага (51) входит в паз одной из вилок, установленных на ползунках (54, 55). движение рычага вперед или назад вызывает перемещение в противоположную сторону ползуна с вилкой, а вилка передвигает зубчатое колесо или муфту синхронизатора, включая одну из передач. Для уменьшения хода рычага переключения передач при включении первой передачи или заднего хода служит промежуточный рычаг (52) на оси (49). точную установку зубчатых колес при включении и выключении обеспечивают фиксаторы, состоящие из шариков (9) и пружины (10), расположенных вертикально над ползунами в приливах крышки коробки. На ползунах есть три углубления под фиксатор: среднее (нейтральное) и два крайних фиксирующих включеную передачу. Расстояние между углублениями обеспечивают полное зацепление зубьев шестерен.
Случайное включение одновременно двух передач предотвращает замок, состоящий из шрифта (11) и двух пар шариков (12).
В случае перемещения одного из ползунов, два других оказываются запертыми шариками, для шариков на ползунах имеются углубления. Для включения первой передачи или передачи заднего хода необходимо рычагом (51) сжать до упора пружину предохранителя (48) и только потом перевести рычаг в нужное положение, соответствующее первой передаче или заднему ходу.
Рис. 54. Пятиступенчатая коробка автомобиля ЗИЛ-130
Рис. 55. Синхронизаторы коробки передач
Раздаточная коробка – применяется на автомобилях повышенной проходимости и служит для распределения крутящего момента на передний и задний ведущие мосты автомобиля. Раздаточные коробки могут выполняться с дополнительной понижающей передачей или без нее.
Устройство и принцип работы раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка состоит из чугунного картера (9) (рис. 56) и расположенных в нем стальных валов (6) ведущего, привода среднего и заднего мостов (16) и вала привода переднего моста (1), набора шестерен и муфт включения передач. Каждый вал одним концом упирается на шариковый, а вторым – на роликовый подшипник. От осевого смещения валы удерживаются стопорными кольцами на шарикоподшипниках. На ведущем валу (6) (на шпонке) расположена ведущая шестерня (11) понижающей передачи, а на шлицах – передвижная муфта (12) включения прямой передачи. Вал (16) привода задних мостов выполнен заодно с ведущей шестерней (13) прямой передачи, имеющий наружный и внутренний зубчатые венцы.
На нем находится ведущая шестерня (15) привода спидометра. Вал (1) привода переднего моста выполнен вместе с зубчатым венцом (21) включения. На нем, на игольчатых подшипниках, установлены ведомые шестерни (25, 23) понижающей и прямой передачи переднего моста. Они могут блокироваться (соединяться в одно целое) муфтами (24) включения понижающей передачи и (20) – включения повышающей передачи переднего моста. Последняя получает управление от электропневматической системы через пневмоцилиндр (4). Задний конец вала (1) закрыт крышкой (22), на переднем его конце закреплен шлицевой фланец (3) посредством гайки. Места выхода валов из картера уплотнены сальниками (2, 5, 19). Для включения понижающей передачи рычаг, установленный на картере коробки передач, перемещают вперед при этом муфта (12) движется вперед и выходит из зацепления с внутренним зубчатым венцом шестерни (13), а муфта (24) движется назад и ее шестерни (25, 23) при этом блокируются посредством пневмоцилиндра и автоматически включается муфта (20) путем движения назад блокируя тем самым шестерню (23) и зубчатый венец (21) вала (1) переднего моста.
Вращение от ведущего вала (6) передается через шестерни (11, 25) постоянного зацепления, муфту (24) на шестерню (23), а от нее на шестерню (13) и вал (16) привода задних мостов и через муфту (20) на вал (1) привода переднего моста.
Для включения прямой передачи рычаг на коробке передач перемещают назад, муфта (12) передвигаясь назад, входит в зацепление (6) внутренними зубьями венца шестерни (13) и блокирует между собой валы (6) и (16). При прямой передаче передний мост может быть включен или отключен переключателем принудительного включения переднего моста, расположенным в кабине водителя. При этом передача крутящего момента на передний мост будет производиться от вала (6) через муфту (12), шестерни (13, 23), муфту (20), венец муфты (21), вал (1). привод на раздаточную коробку осуществляется от коробки передач через карданную передачу посредством фланца (7).
Рис. 56. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131
Практическая работа № 7
Выполнение заданий по самостоятельному изучению устройства и работы 5-ти и 10-ти ступенчатых коробок передач с частичной разборкой
Цель: закрепление и углубление знаний об устройстве и принципе работы механизмов коробок передач различных двигателей.
Выполнив работу, Вы будете:
уметь:
– различать типы коробок, применяемых на различных автомобилях;
– определять техническое состояние отдельных узлов и деталей коробок по внешним признакам.
Оборудование, инструмент, материалы: натуральные образцы коробок ЗИЛ-130, КАМАЗ-5320, плакаты по устройству коробок передач автомобилей ЗИЛ, КАМАЗ, ВАЗ.
Порядок выполнения работы
1. Изучите устройство и принцип работы узлов и механизмов коробок передач ЗИЛ, КАМАЗ.
2. Опишите порядок разборки (частичной) коробки передач ЗИЛ-130.
3. Опишите порядок сборки коробки передач ЗИЛ-130.
4. Начертите и изучите кинематическую схему включения передач переднего и заднего хода ЗИЛ-130.